4.5. Храм или усыпальница?

Здесь мы попытаемся определиться: какое весовое наполнение имели людские версии функционального предназначения храмов Ангкора.

Может быть, они имели значимость, подобную дилемме ”быть или не быть”, когда, не построив эти сооружения, кхмерский народ тут же обрекал себя на немедленное исчезновение с лица планеты?

Вторым вариантом ответа на вопрос может быть версия, имеющая мелкий и надуманный характер, в корне не соответствующая затратам труда и средств, не оправдывающая их. Тогда читатель должен осознавать, что кхмерский народ никогда не был строителем ангкорских храмов, что его, в силу некоторых причин, лишь выставляют на первый план.

В дальнейшем же мы увидим, что везде преобладает именно 2-й вариант ответа – с людским исполнением. И этот вариант обычно представляется так: “… в 800 г. н. э. в Камбоджу приплывает принц Джаяварман ІІ и находит родину в трясине беззакония и анархии. Джаяварман с самого начала ведёт себя как человек, действующий по определённому плану. Ему приходится заново завоёвывать всё королевство, но с объединением Камбоджи его деятельность не заканчивается. В 802 г. он проходит церемонию посвящения в "богоцари" (дэвараджас), после чего отправляется в путешествие "длиною в жизнь". На своём пути он строит храмы — на месте старых, но уже к его времени разрушенных. Его путь не был случаен — он долгие годы кружит, словно ястреб, вокруг будущего центра Ангкора. Строительство не закончилось и после его смерти. Вплоть до 1220 г. (более четырехсот лет), до смерти Джаявармана VII строятся храмы Ангкора, которых в конце концов оказалось 72. Видимо, с постройкой последнего из них великий план завершается, и строительство заканчивается”.

 

4.5.1. Реализация идеи ”храм-гора”

Так когда-то французские учёные, стоявшие в истоках изучения Ангкора, характеризовали группу его храмов, возведённых на пирамидах. Как сегодня оказалось – на песчаных пирамидах. И эти пирамиды, по своим ярусам, были увенчаны шишкообразными, даже похожими на кукурузные початки, башнями-прангами. Причём, самая главная и высокая такая башня – располагалась на самом верхнем ярусе пирамиды-зиккурата, и, как правило, - в его центре.

И вот здесь самым первым и наиболее ярким представителем этого храмового семейства, конечно же, является Ангкор Ват.

 

Ангкор Ват – что это: храм или усыпальница?

Когда специалисты начинают разговор о храме Ангкор Ват, то о его функциональном предназначении тут же пытаются отделаться общими словами, например:

- “Ангкор Ват олицетворяет собою космологические индуистские мифы о мироздании” или

- “Этот храм всеобъемлющ, величествен и великолепен” или

- “Как великий шедевр искусства, он сразу покоряет” или

- “Как великое творение разума, всегда заставляет искать разгадки своих тайн” и т.д. и т.п.

А далее начинается описание вершин храмового зодчества: когда и во время царствования какого монарха храм был создан, его размеры, площадь, где и в каком порядке что расположено, и пр. и пр.

Затем можно поговорить о водных рвах, которые задерживают продвижение растительности или оберегают храм от пожара, об удивительной, но непонятной ориентации храма с запада на восток, и о том, что вполне вероятно, в одной из ниш храма хранится прах построившего его короля Джаявармана II.

В рассмотрении архитектуры храма нынешние учёные никак не могут обойтись без описания идеи “храма-горы”, который совершенно точно передаёт, цитирую: “характер Камбоджи, где стремительный переход от плоской равнины к горным вершинам подобен чуду, творимому по воле богов, когда и горы, и храм мгновенно и легко возникают в мареве тропического дня словно бы из воздуха. Где воплощение этой идеи в камне оттачивалось веками”.

 

Затем уже следуют описания: дороги, идущей к храму поверх дамбы, портала с тройным входом, гопур и галерей.

Насмотревшись на храм снаружи, переходят к его внутреннему созерцанию. Здесь описание библиотек и внутренних прудов, и многоярусность несущей платформы, и 3-х уровневая крестообразная терраса, новые колонны и галереи, множественная каменная резьба. Но вот посетителю предлагают подняться к центральной храмовой группе башен-прангов по одной из лестниц: “12 лестниц, ведущих к угловым башням и осевым гопурам с входными портиками, изливают вниз свои 38 немыслимо крутых ступеней. Издалека лестницы кажутся величественными, а в непосредственной близости попросту вселяют чувство страха. Наклон марша образует угол в 70°, а ступени устроены ровно противоположно выверенным формулам Жака Франсуа Блонделя: их высота составляет около полуметра, а ширина едва достигает одной пятой метра”.

Наконец, следует описание центральной группы храма и упоминание о чувствах восхищения прекрасным зрелищем, представшим с высоты: “Везде, куда простирался взгляд, бурлила жизнь тысяч деревень. Башни храмов и крыши дворцов отливали золотом, темнели черепичные крыши хором вельмож и крытых соломой и пальмовыми листьями крестьянских хижин. Вздымался дым очагов, кипела работа в полях, строились дороги, храмы, каналы, мосты. Полноводные бараи отражали в своих водах солнечные лучи и ослепительные блики бежали по сотням прорезающих землю в разных направлениях каналов и зеркалам рисовых полей. Парусные, гребные суда и плоты несли грузы к столице империи. По широким шоссе маршировали войска, спешили курьеры с депешами, тянулись паломники, запряжённые буйволами и козлами повозки, а над этим людским потоком плыли огромные фигуры слонов. Такая картина могла предстать в год 1150 перед королём Джаяварманом II, оставившим в камне нетленный памятник своего величия, могущества и созидательного гения”.

Ну, а что же с предназначением храма? Для чего всё же он создавался?

И тут у современных учёных есть ответ:

В дни торжеств, пространство внутреннего двора заполняли собою сановники, министры и аристократия, жёны и наложницы короля, окружённые своими пышными свитами. По числу носильщиков зонтов и опахал можно было безошибочно угадать статус особы, которой они служили. Чуть в стороне, ближе к наружным стенам Ангкор Вата, толпилась неисчислимая челядь и храмовая прислуга, запряжённые быками и козами повозки с дарами, конные всадники и воины на слонах. Личная королевская гвардия, состоявшая из женщин, вооружённых деревянными копьями и щитами, охраняла входы на лестницы”.

Подведём итоги.

Оказывается, построен храм, в котором нельзя проживать: сверху он как решето, совершенно не защищающее от дождя.

Потом, возвели необыкновенно величественное сооружение, а ”лестницы”, ведущие наверх, оказались слишком круты. Если обычный строительный стандарт предусматривает угол уклона лишь в 30 град., то здесь – уже все 70! И понятно, что ни одного монарха не загнать на неё. Но никто даже и не задумался, а может эти склоны пирамиды никогда и не предназначались быть лестницами, а ступенчатость граней образовалась за счёт применения каменных блоков квадратного или прямоугольного сечения?

Итак, монарха заставили вместе со свитой обретаться во дворе храма. Ну, хорошо, постоял он там полчаса, выдержал некую длительность ежегодных торжеств, а что далее?

А далее – храм приходится покинуть, перейдя в более комфортное место. Туда, где можно отдохнуть, где есть бытовые удобства…

 

А теперь я применю свой обычный приём: на одну чашу весов (или ладонь руки) положим усилия, затраченные на возведение храма, а на другую – получасовое пребывание монарха у храма, для проведения ежегодных торжеств. И что ощущаем – одинаков ли вес?

А теперь ту же самую операцию проделаем и в отношении идеи, что храм – это усыпальница короля, и опять увидим громадный ”весовой” перекос.

Но надо делать собственный вывод, а он здесь прост: ”Ангкор Ват никогда не задумывался как место для проведения торжеств либо как усыпальница”.

 

Ангкор Тхом (“великая столица, великий город”), занимает громаднейшую площадь – 900 га, и включает в себя, кроме рассмотренных нами ранее храмов: Байон, Бапхуон, Пхимеанакас, ещё и ряд других сооружений – Слоновью террасу, террасу Прокажённого короля, Северный и Южный Клеанги, ряд башен-прасатов и др. Официальная наука пытается доказать, что это был укреплённый город, в котором численность населения достигала миллиона человек, в том числе придворных, жрецов, высших чиновников, гражданских служащих и простолюдинов, живших за пределами крепости. Что Ангкор Том был окружен прочной латеритовой стеной с длиной стороны 3,2 км, вокруг которой был выкопан ров шириной 98 и глубиной до 6 м. С внутренней стороны стен, в высоту достигающих 7,8 м, был насыпан вал шириной 24 м.

Но уже здесь отмечалось, что стены города не имеют ни зубцов, ни каких-либо укрытий, способных прикрыть защитников от атак осаждающего противника, а потому никогда не предназначались для обороны. К тому же, ото рва к стенам поднимаются удобные широкие ступени, наличие которых полностью выхолащивает оборонительное значение этого препятствия.

Так к чему эта фальсификация?

 

А.М. Тюрин в своей статье ”Мифы Ангкора” показывает, как целенаправленно была сформирована французская версия-продукт “Ангкор Тхом - огромный средневековый город …” (см. рис. справа). Что этот вывод являлся не научной ошибкой, а именно целенаправленно сформированным мифом. Что сегодня этот миф находится в состоянии трансформации, когда происходит замена одного его ключевого элемента (“Ангкор Тхом - огромный средневековый город”) на другой элемент (“Ангкор гигантский средневековый город с низкой плотностью населения”). При этом общее количество населения города (в опубликованной литературе говорится о миллионе жителей) не меняется. Меняются лишь места их проживания. Отмечается, что собственно в пределах Ангкор Тхом жили только правители и элита кхмерской империи. А остальные жители миллионного города жили за пределами его мифических стен или реальных противопожарных сооружений. А вот где они жили и как жили – это, мол, задача будущих исследований. Причем, декларированной базой этих будущих исследований уже провозглашается тезис: “Ангкор – самый большой в мире доиндустриальный город с низкой плотностью населения”.

И далее автор утверждает, спрашивает и предполагает: ”Фальсификация истории Юго-восточной Азии являлась, и плодом, и инструментом её колонизации. Следовательно, процесс колонизации являлся надсистемой процесса фальсификации. Но что являлось надсистемой процесса колонизации? Если не бояться шальных мыслей, то можно предположить, что надсистемой процесса колонизации являлся процесс Глобальной фальсификации”.

А что скажет по этому поводу мой читатель?

Нам же необходимо посмотреть на официальные мнения в отношении предназначения храмов, а потому двинемся дальше.

 

Храм Байон (“храм тысячи лиц”)

Король Джаяварман VII, который, как считается, построил Байон, первым в ряду властителей страны принял буддизм. Вот что о нём говорит официоз: ”Потратив огромное количество государственных денег на строительство больниц, придорожных гостиниц и монастырей по всей Камбуджадеше, он следовал пути сострадания и помощи, провозглашаемых буддизмом. С другой стороны, Джаяварман VII оставался сильной личностью, преисполненной гордыни, и просто человеком, боящимся смерти. В Байоне он увековечил и величие своей империи, и себя – носителя новой веры, главным атрибутом которой было смирение”.

Для сегодняшней науки вовсе не нужны опровержения, что люди не могли возвести его 54 громаднейших башни, украшенных ~ 200 огромными ликами. Нет, её учёные говорят: ”Байон изначально был задуман не как храм, а как материализация религиозных убеждений великого мистика, короля Джаявармана VII. Лики башен храма выражают вездесущность бодхисатвы Локешвары, воплощающего собой символ священной государственности”.

Правда, французский учёный Анри Маршаль, утвердивший свой авторитет в археологии и реставрации памятников архитектуры, не может пойти против совести учёного и так передаёт своё восприятие Байона: “...невозможно отделаться от мысли, что перед тобою творение, принадлежащее другому миру, созданное существами, абсолютно нам чуждыми, с отличным от нашего мировоззрением. Так и кажется, что ты перенесся в те легендарные времена, когда бог Индра приказал возвести… (этот) дворец”.

 

Храм Бапхуон

Этот храм, как и многие другие сегодняшняя наука трактует как пирамидальное изображение мифической горы Меру. Что он был построен Удаядитьяварманом II (1050-1066 гг.) и обозначал центр города, который, якобы, существовал до строительства Ангкор Тома.

Вот так и не больше – служил для обозначения центра города!

А как же принцип соответствия потребностей и затрат?

 

Королевский дворец и храм Пхимеанакас

Почти все серьёзные исследователи Ангкора пишут про королевский дворец, находящийся в Ангкор Тхоме. Но я, сколь ни внимательно изучал картографическую информацию места, так и не смог найти этот дворец.

Оказывается, от самого королевского дворца ничего не осталось. Сохранился только храм Пхимеанакас - индуистский храм в Ангкор Томе, который, считается, был построен в конце X в. в правление короля Раджендравармана (944—968гг.). Который затем был перестроен Сурьяварманом II в виде трёхъярусной пирамиды, как индуистский храм. Никаких следов от жилых помещений здесь не осталось, так как они были сделаны из недолговечных материалов.

Вот так, сгнил королевский дворец - и всё!

А может, мы засомневаемся в этом? Может, этого дворца и вовсе не существовало?

 

Храм Прэах Кхан

Утверждается, что он построен в XII веке при правлении Джаявармана VII, который посвятил Прэах Кхан - своему отцу, а другой храм - Та Прохм - своей матери. Он расположен к северо-востоку от Ангкор Тхома и к западу от барая Джаятатака, с которым он был связан. Считается, что “это был центр значительной организации, с более чем 100 000 чиновников и слуг. Храм является одноэтажным строением, представляющим из себя череду последовательных прямоугольных галерей вокруг буддийского святилища, запутанный дополнительными индусскими храмами и многочисленными более поздними постройками”.

Ещё утверждается, что “изначально он служил буддистским монастырем, в котором проживало около 1000 монахов. В течение короткого периода это было также место жительства короля Джаявармана VII во время реконструкции его постоянного дома в Ангкор Тхоме”.

 

Храм Та Сом

Ta Сом - маленький храм, выполненный в классическом стиле Байона. Говорят, что он построен в конце XII-го столетия королем Джаяварманом VII. Храм расположен к северо-востоку от Ангкор Тхома. Оказывается, что король посвятил своему отцу и этот храм.

 

Храм Та Кео

Считается, что строительство храма-горы Та Кео было начато в 975 г. Джаяварманом V (968-1001 гг.), который построил новую столицу страны на западном берегу Восточного барая и назвал ее Джаендранагари (“город Индры-завоевателя”). Что храм посвящён Шиве и является первым монументом Ангкора, построенным целиком из песчаника. Что этот гигантский храм похож на Пном Бакхенг и Пре Руп. Однако, он имеет и свою особенность. Полагают, что согласно традиции, государственные храмы, такие как Байон, Пном Бакхенг и Пре Руп, строились прямо в центре города правителя. Но в случае с Та Кео Джаяварман V нарушил традицию, построив его не в центре своей новой столицы Джаендранагари, а к северу, в центре западной стороны Восточного барая.

Но, если вглядеться в конструкцию этого пирамидального сооружения, можно только удивляться – в каких же помещениях песчаной пирамиды мог функционировать этот ”государственный” храм?

 

Храм Та Прохм

Вот что говорит сегодняшняя наука об этом сооружении: ”Храм в Ангкоре, построен Джаяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех будд и богиней “совершенной Мудрости”) и занимает площадь 180 акров. Освящён был лично Джаяварманом VII в 1186 году.

Ta Прохм был первоначально построен как буддистский монастырь и был чрезвычайно богат в его время. Из надписи, хранящийся в Бюро консервации памятников Ангкора, следует: “На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень, с населением в 79 365 человек и 102 больницы”.

Я могу лишь спросить: ”И где они только все там размещались”?

 

Храм Бантей Кдей (“цитадель келий”)

Храм Бантей Кдей находится к юго-востоку от Та Прохм, и надо отметить, что он является почти точной его копией. Здесь реализована та же концепция храма-горы и всё той же маловысотной многоярусной пирамиды-зиккурата. И считается, что Бантей Кдей сооружён не ранее второй половины XII века. Напротив храма лежит прямоугольный пруд размером 800 х 400 м, и к воде ведет лестница. Это – Срас Сранг. Утверждают, что его специально выкопали для совершения священных омовений.

Официально считается, что это буддистский храм. К тому же, как “научный аргумент”, до начала работ по расчистке территории здесь находилась действующая буддистская пагода.

А здесь, мол, крохотные кельи оказались скученными на непропорционально маленьком пространстве священного внутреннего двора, имеющего размеры 50 х 63 м, тогда как внешнее ограждение простирается почти на 500 м с севера на юг и более чем на 710 м с запада на восток.

Так и хочется спросить: ”А зачем такие неудобства? И почему бы сразу не построить нормальный храм-монастырь”?

 

Храм Баконг

Этим храмом мы завершаем нашу подборку сооружений типа ”храм-гора”. Сам же храм находится в отдалении из рассмотренных ранее и входит в так называемую группу Ролуос, находящуюся в 12 км к востоку от города Сиемриап.

Считается, что в 881 г. король Индраварман I освятил храм-гору Баконг, центр здешнего города Харахаралайи и вместилище королевской линги. Посреди комплекса возвышается пирамида из блоков песчаника, почти квадратная в плане, имеющая основание размером 67 х 65 м и верхнюю платформу (террасу) 20 х18 м. Пирамида разделена на пять террас общей высотой 14 м. Официальное научное объяснение: ”Храм, эта искусственная гора, - воспроизведение горы Меру”.

 

4.5.2. Три храма на воде

Есть в Ангкоре 3 громадных водохранилища, здесь их называют бараями. И посередине каждого – обязательно находится свой храм – Мебон.

Западный барай ориентирован с востока на запад и расположен к западу от Ангкор Тхома. Он имеет прямоугольную форму и приблизительные размеры 8,0 х 2.1 км. Это самый большой водоем в Ангкоре. Постройка барая, полагают, началась в XI-м столетии во время правления короля Серьявармэна I и была закончена позже, при короле Удаядитъявармане II.

Ранние французские эксперты в изучении Ангкора считали, что Западный барай функционировал как обширное водохранилище, которое снабжало оросительные каналы в сухие времена, позволяя собирать несколько урожаев риса за год. Более поздние исследования, однако, полагают, что барай главным образом выполнял символические функции, служа обширным земным описанием индусского Моря Создания, с храмом Западный Мебон в его центре.

Огромный бывший водоем, известный как Восточный барай, считают, был вырыт по приказу Ясовармана I (889-915 гг.). Этот водоём – одна из важных общественных работ Яшодхарапуры - столицы Ясовармана I, имеет размеры 7,0 х 1,8 км.

Полагают, что храм Восточный Мебон, посвященный Шиве, был построен на искусственном острове посередине Восточного барая по приказу короля Раджендраварман II, в честь его родителей.

Посередине 3-го громадного водохранилища (3,55 х 0,925 км) – барая Джаятатака - королём Джаяварманом VII был возведён храм Неак Пеан. Считают, что Неак Пеан являлся буддийским храмом и когда-то располагался на острове посередине 4-х водных бассейнов, лепестками окружавшими одиночную башню-пранг.

Что это за храм, и как он мог использоваться – никто не поясняет. Обозвали его храмом – и, полагают, довольно.

 

4.5.3. Три храма на холмах

В первоначальном обозрении храмовых построек Ангкора, что показано в 3-й части этой статьи, фигурировал лишь один храм из установленных на холмах – Пном Бакхенг. Хотя, при рассмотрении вопросов отсыпки излишествующего грунта упоминались ещё 2 искусственных холма – Пном Кром и Пном Бок.

 

Храм Пном Бакхенг  Храм Пном Кром  Храм Пном Бок

 

Официальная наука считает, что Пном Бакхенг является старейшим храмом Ангкора. Что холм Пном Бакхенг был выбран для строительства одноименного первого храма-горы королем Ясоварманом I, а сам храм был возведен в 889-907 гг. посреди прямоугольного водохранилища размером 640 х 430 м. И что востоковед В.В Голубев, которого некоторые отечественные учёные ругают ”французом”, проводивший в 1931 г. аэрофотосъемку памятников Ангкора, якобы, обнаружил, что Пном Бакхенг был центром одной из первых столиц региона Ангкора - Яшодхарапуры (“города, который приносит славу”).

Но вот беда – сегодня не могут найти этот город. Объясняют это тем, что дома для миллионной численности населения были выполнены из дерева и к нашему времени – просто сгнили без следа. А как же быть со всеми каменными постройками Ангкора? Почему-то до этого то же население могло элементарно просто обращаться с камнем, умело резать и обрабатывать его. А вот как только дело дошло до собственных домов и королевских апартаментов, так сразу все и разучились, потеряли все навыки и умения, став эдакими одичавшими неумехами!

На мой взгляд – здесь что-то не вяжется, не вырисовывается действительная картина. Что, похоже, кто-то пытается её исказить. А вот сознательно или по недомыслию… вопрос?

Сам же этот “центральный государственный храм” находится на холме высотой более 60 м, что уже создаёт неудобства его использования царственными особами. Песчаная пирамида под храмом тоже изначально не могла иметь каких-либо помещений для использования в качестве жилых или культовых целей. Многочисленные башенки на пирамиде, пронизываемые ветром и дождями, крутые осевые лестницы с углом наклона в 70°, удалённое расположение водоёмов для бытовых нужд – всё тоже мало способствовало такому ”назначению”.

И нам остаётся лишь предположить, что у этого храма на горе было своё, пока неизвестное назначение.

 

Храм Пном-Кром (“нижняя гора”) находится в 12 км к юго-западу от города Сиемреап, располагаясь на холме высотой более 80 м. Считается, что храм был построен во время правления всё того же короля Ясовармана I.
Ориентированный на восток храм окружает квадрат латеритовой ограды, имеющий на своих сторонах 4 крестообразные башни-гопуры. Естественный уклон холма был выровнен, и с 3-х сторон к гопурам вели небольшие лестницы. С северной стороны холма сохранились признаки громадной лестницы, ведущей к двум бассейнам у подножия холма.

Во дворе, за исключением фундаментов и нескольких участков стен, ранее принадлежавшим длинным латеритовым галереям, практически ничего не осталось.

Три святилища, несколько разные по высоте и открытые на восток и на запад, установлены на общую платформу вдоль оси “север-юг”. Сама платформа построена из латерита и облицована песчаником. Прямоугольное, в плане, основание с востока и запада прерывается небольшими лестницами, установленными напротив входов в святилища.

Официальная наука как-то обошла своим вниманием этот храм, не назначив ему никакой функции – ни светской, ни культовой. Хотя местные монахи постарались: в храме довольно-таки заметен новодел в виде статуй Шивы, Брахмы и Вишну, установленных в 3-х башнях-прангах.

 

Пном Бок (“гора буйволового горба”) – холм, расположенный к северо-востоку от Восточного барая. Он стал третьим холмом, где король Ясоварман воздвиг песчаниковый храм. Его естественное возвышение над окружающей меcтностью составляет чуть более 140 м. Считается, что молодой король, чтобы продемонстрировать исключительное единство и возрастающую мощь кхмерской империи, невзирая на сложности по ручной доставке громадья камней на такую высоту, распорядился воздвигнуть храм и здесь, на 3-й горе.

Учёным, так же как и его брата-близнеца, не удалось датировать время постройки храма Пном Бок.

Остатки зданий показывают, что они были расположены практически так же, как в Пном Кром, с той лишь разницей, что все три святилища имеют одинаковые размеры.

От окружающих святилища галерей и латеритовых стен внутреннего двора остались только фундаменты. Расположенные в восточной части двора квадратные в плане здания тоже присутствуют и в Пном Бок. Кирпичные постройки превратились в земляные холмы, а ближайшие к оси песчаниковые строения сохранились гораздо лучше, чем в Пном Кром. Очень любопытны их “окна”, представляющие собой круглые отверстия в песчаниковых блоках. Изготовление таких отверстий теми инструментами, которыми располагали строители, требовало десятков часов кропотливого труда.

В 60 м к востоку можно отыскать остатки прямоугольного резервуара размерами 10 х 8 м, облицованного изнутри кирпичом. Лестница на его восточной стороне спускалась к воде. В 150 м западнее центральной башни, можно увидеть квадратную 10 х 10 м платформу из латеритовых блоков. Считают, что она служила основанием гигантской линги, позже свергнутой и разбитой. Высеченная из монолитного песчаникового блока длиной в 4 м, она имела диаметр 1,2 м. Нечеловеческие усилия, которые были предприняты для доставки сюда этой каменной глыбы весом в 10 т, остаются за гранью реальности.

Функциональное предназначение и этого сооружения тоже осталось без внимания официальной науки.

 

В предыдущем материале статьи было показано, что люди физически не могли построить храмы Ангкора.

Здесь же - мы увидели, как фальсифицируется их функциональное предназначение. Когда люди ни в коем разе не должны были узнать, что эти ”храмовые” объекты были созданы ”богами”. А как лучше всего это сделать? – да приписать их строительство людям! Сместив хронологию событий, переместив их на 2-3-тысячи лет вперёд.

И дело пошло: появилась целая плеяда, якобы, когда-то правивших в Камбодже монархов, которым позарез нужно было сделать подарок своему папе либо маме, построив в их честь очередной храм.

Мне на память приходят события, изложенные при завоевании Америки испанцами. Там, по высадке с кораблей на землю, папские иезуиты, обязательно сопровождавшие конкистадорские отряды, первым делом уничтожали все исторические свидетельства бытия на этих землях предыдущих цивилизаций. “Божественных” цивилизаций. Когда горели в огне костров десятки тысяч Кодексов, этих бесценных свидетельств деятельности ”богов” в Мезоамерике.

А здесь?... Знай, конечно, что найдутся подобные мне исследователи, которые попытаются восстановить истинное лицо Ангкора, храмы, наверно бы, давным-давно уничтожили… Ну, а теперь всё есть, как есть…

 

Далее...