Дельфы

Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым Дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. Вдобавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока».

Дельфы расположены у подножия горы Парнас — места обитания бога Аполлона, покровителя искусств, и его спутниц — девяти муз. По представлениям древних греков, здесь находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Здесь среди руин древнего святилища до сих пор сохраняется «пуп Земли» — мраморное изваяние, на поверхности которого изображены перетягивающие его ленты. Греки называли его Омфалос.

Легенда рассказывает, что сначала Дельфийский оракул принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее и первой прорицательницей была нимфа Дафна. Аполлон завладел святилищем, убив Тифона — змея-дракона, сторожившего оракула, а Дафна, преследуемая Аполлоном, чтобы спастись, превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавровое дерево стало священным деревом Дельф. А в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно устраивались спортивные состязания — Пифийские игры. Последние игры состоялись в Дельфах в 394 году н.э.

 

 

Кроме храма Аполлона и пупа Земли Дельфийское святилище включает в себя такие достопримечательности, как Храм Афины Пронайи, римский театр и стадион.

 

Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах

Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах был много богаче и сложнее олимпийского святилища. Природа здесь совершенно другая. Священный участок расположен в уединенной и суровой лощине между двумя мощными горными кряжами — Федриадами. Сооружения святилища теснятся на склоне, почти под самыми скалами, которые невдалеке образуют ущелье со священным источником. Двуглавая вершина Парнаса доминирует над ландшафтом. Противоположная сторона ущелья покрыта лесом. В расселинах скал отовсюду пробиваются ручьи. Лишь к югу лощина несколько расширяется, и вдали сверкают воды Коринфского залива.

 

Святилище Аполлона. Генеральный план: 1 — агора; 2 — главный вход; 28— храм Аполлона Пифийского; 30 — театр

 

Обнесенный оградой главный участок святилища Аполлона поднимался по крутому склону высотой в 50 м на протяжении 180 м; ширина участка 130 м. Центральная терраса была искусственно расширена и укреплена снизу подпорной стеной полигональной кладки, камни которой в V в. до н. э. были сплошь покрыты посвятительными надписями и гимном Аполлону. К этой террасе подходила зигзагом священная дорога, вымощенная большими плитами. Уже в очень раннее время по сторонам ее возникла целая цепь сокровищниц, памятников, вотивных колонн и статуй, сооружавшихся отдельными общинами. Сокровищница сикионян, построенная на развалинах древнего фолоса, уже упоминалась выше, как и сокровищницы сифносцев, массалийцев и афинян. Последняя является одним из произведений архаики, стоящих на рубеже классической эпохи, то же относится и к знаменитой стое ионического ордера, построенной афинянами из паросского мрамора. В ней были сложены трофеи, взятые афинянами у эгинян, беотян и халкидян. Далее за сокровищницей афинян дорога подходила к священному ручью, вытекавшему из так называемого ущелья Змея. По бокам его — каменная глыба, изображавшая Латону, и скала Сивиллы, где, по преданию, были произнесены первые предсказания. Тут же возвышалась сооруженная наксосцами высокая колонна, служившая постаментом для фигуры сфинкса, описанная выше. У следующего поворота дорога пересекала круглую площадку, откуда выходили священные процессии, и, наконец, поворачивала к террасе храма.

 

Храм Аполлона в Дельфах

Главным зданием дельфийского святилища был храм Аполлона Пифийского. Его геометрически ясный и сверкающий белизной объем был четко противопоставлен суровому нагромождению красновато-коричневых скал гряды Федриад, окружавших его. Посетитель, подходя к храму, видел его благодаря поворотам «священной дороги» с разных сторон и на разном расстоянии. Ряд сокровищниц, колонн и статуй обогащал впечатление, контрастируя своим разнообразием и небольшими размерами с возвышавшимся в центре храмом. По мере приближения к храму должно было создаваться исключительно торжественное чувство. Вся окружающая обстановка, естественная и искусственно созданная, содействовала здесь основной цели — она подготовляла разум и чувства посетителя, пришедшего попросить божественного оракула. Дельфийская прорицательница Пифия находилась в адитоне храма Аполлона; ее прорицания записывались жрецами и передавались в стихотворной форме вопрошавшим.

 

Храм Аполлона (реконструкция), план

 

С храмовой террасы можно было пройти в верхнюю часть святилища, где находился теменос Неоптолема. Сохранившиеся там сооружения относятся уже к классическому и эллинистическому времени. Это театр, занимающий весь левый верхний угол святилища, и стадион, расположенный еще выше, в пяти минутах ходьбы к западу (он не относится непосредственно к ансамблю).

 

Храм Аполлона неоднократно перестраивался. До нас дошли остатки пятого по счету храма, возможно, начатого сразу после пожара своего предшественника в 548 г., но практически осуществленного в 513—506 гг. до н. э. изгнанным из Афин родом Алкмеонидов (храм поэтому нередко называют алкмеонидовым). Это был периптер, имевший 6x15 колонн, с размером по стилобату 21,65x58 м. Восточный фасад, кровля, пол, орфостаты и часть фриза храма были в основном выполнены из мрамора. Остальные части (в том числе и фронтонные скульптуры) были из пороса, покрытого белой штукатуркой. Внутреннее сильно вытянутое помещение состояло из пронаоса, глубокой трехнефной целлы (где помещался знаменитый оракул — пифия) и опистодома.

Храм Аполлона в Дельфах играл огромную роль в жизни древних греков во все времена их истории. Ни одно серьезное дело, носило ли оно частный характер или касалось интересов целого государства, не начиналось без совета с Дельфийским оракулом. К дельфийским пифиям приходили за советом цари Мидас Лидийский, Тарквиний Гордый, легендарный богач Крез, великий полководец Александр Македонский. Хрестоматийным стало пророчество Дельфийского оракула, данное им лидийскому царю Крезу, собиравшемуся идти на войну: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Обрадованный Крез, решив, что оракул предрекает ему победу, начал войну, но разрушенным оказалось его собственное царство...

 

Храм Афины Пронайи

Наряду с известным святилищем оракула, Дельфы знамениты ещё одним комплексом сооружений, посвященных Афине Пронайе — Афине Предсказательнице. Святилище, относящееся к VII веку до н. э, расположено по одной и той же дороге, но чуть дальше и правее, если ехать от храма Апполона, его легко заметить в чаще деревьев. Храм, выстроенный из известняка, представлял собой прямоугольную в плане постройку, обнесенную со всех сторон колоннами. От него сохранились лишь обломки колонн, позволяющие, однако, представить, как выглядел этот древнейший памятник эллинского зодчества.

Западную часть участка занимал Новый храм Афины, построенный в 360 г.до н.э., разрушенный до основания. Он был стилизован под храм, с портиками из 6-ти колонн. Неподалеку был построен и гимнастический зал, который использовался для подготовки спортсменов, соревновавшихся в Пифийских играх, проводящихся каждые 4 года в честь победы Аполлона над Пифоном. На северо-западе святилища находятся развалины гимнасиума (гимнастического зала), построенного в 4 в. .до н.э. и перестроенного Римлянами.

После разрушения древнейшего храма в VI веке до н. э., был выстроен другой храм Афины Пронайи, фундаменты которого сейчас сохранились и видны. Это был периптер (6 х 12 колонн), украшенный на фронтонах скульптурой, дошедшей в очень плохом состоянии. Он был разрушен ещё в древности.

 

Толос

В центральной части святилища располагались три здания. Одно их них - Дельфийский Толос состоял из круглой платформы с тремя ступенями, держащей 20 грациозных колонн. Пожалуй, это самое великолепное сооружение Дельф, сохранившее остатки из 12 колонн. Большой Толос представляет собой круглый храм, окружённый колоннами со всех сторон. Это архитектурное сооружение датируется концом 5-го и началом 4 века до н.э.

 

 

Интерьер был вымощен и украшен изящными полуколоннами. Три колонны, с прилежащим ансамблем были восстановлены в 1938 году, что сделало его самым популярным местом в Дельфах для фотографий туристов. Карниз и метопы были выполнены на основе сохранившихся фрагментов.

Есть предположение, что Толос, по форме являющийся кромлехом, обеспечивал функцию генератора запуска НЛО-аппаратов, находящихся в соседних храмах-площадках.

 

Коринф

Кори́нф - древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес.

История Коринфа началась задолго до рассвета Древней Греции. Развитый город существовал на этом месте еще до Микенской цивилизации (3.5 тысячи лет назад) и начала Троянской войны (3.2 тысячи лет). Его мифическими основателями считались потомки Гелиоса, бога солнца, а одним из царей был тот самый Сизиф, который каждый день поднимал камень в гору.

В классический период (I тысячелетие до нашей эры) Коринф стал одним из важнейших и крупнейших городов Греции. У города было сразу два порта, один - выходящий в Коринфский залив (Ионическое море) - и другой - в Саронический (Эгейское море). Благодаря торговле и множеству колоний по всему Среднеземноморью город считался одним из самых богатых. В V веке до н.э. город участвовал в войне против Персии, затем в союзе со Спартой против Афин, потом в союзе с Фивами уже против Спарты. Череда конфликтов ослабила коринфян, и они не смогли противостоять вторжению македонцев. В 146 году до н.э. город разрушают римские войска, и на век Коринф был вычеркнут из греческой истории. Однако Юлий Цезарь воссоздал город в качестве одной из римский колоний, а через некоторое время новый Коринф стал столицей всей провинции Ахея. В 50-е годы н. э. здесь жил и проповедовал апостол Павел.

И несмотря на то, что город был разрушен землетрясениями в IV веке и VI веках, а также разграблен войсками короля вестготов Аларихом, Коринф быстро восстановился и продолжал процветать. Византийцы также сделали город столицей провинции Эллада, то есть, главным на территории современной Греции. В XII веке город разграбили сицилийские норманны. В начале XIII века Коринф стал частью Ахейского княжества крестоносцев, а в 1458 году его завоевали османы. В XIX веке его полностью разрушили турки в ходе Греческой войны за независимость, но он вновь возродился и претендовал на статус столицы независимого греческого королевства.

 

Храм Аполлона

Храм Аполлона в Коринфе является лучше всего сохранившимся памятником VI в. до н. э. в материковой Греции. Это периптер с числом колонн 6х15 и размером по стилобату 21,36х53,3 м. Внутренние помещения храма состояли из двухколонного пронаоса в антах, наоса, разделенного двумя рядами колонн, и небольшого, также разделенного колоннами помещения, открывающегося на запад и сообщающегося с опистодомом.

От построенного около 540 г. до н. э. храма Аполлона в Коринфе сегодня осталось 7 монолитных колонн храма (высота их 7,24 м), перекрытых мощным архитравом, составленным из двух поставленных рядом блоков. Что храм был построен в честь Апполона мы знаем по описанию города географом Павсанием, который побывал в Коринфе в середине II века нашей эры.

 

Храм Апполона, около 540 г. до н. э.

 

Кроме того, недалеко от храма сохранились Одеон и Театр, но они в достаточно плохом состоянии. Собственно театр так и не был раскопан. Его размер 100х70 м, и он был построен в I веке нашей эры.

 

 

На месте Древнего Коринфа мало что сохранилось в целости, что-то изменено, например, внутренние колонны храма были перенесены в Южную Стою. Комплекс сооружений агоры в г. Коринфе (2-я половина IV—III вв. до н.э.) был сильно перестроен в римское время. Остался почти нетронутым знаменитый фонтан Пирене - это священный источник в честь муз. По легендам - сюда любил прилетать попить воды крылатый конь Пегас. Считается, что Пирене - имя женщины, возлюбленной Посейдона, сына которой убила Артемида, богиня охоты, - та так много плакала, что превратилась в этот родник. Источник на этом месте появился в архаичные времена, во втором веке, где его 3 бассейна, эти 3 огромных резервуара, наполнялись водой.

Огромная трапециевидная площадь агоры (255x127 м) была застроена по продольным сторонам двухпролетными портиками. Через пространство северного портика и широкую лестницу агора связывалась с террасой, где был расположен храм Аполлона, господствующий над всем ансамблем. С этой же стороны находились пропилеи главного входа на агору, к которым подходила улица, ведшая от порта. Южный портик агоры длиной 165 м был в IV в. до н. э. одним из самых больших в эллинистической Греции.

Что же касаемо нашей темы – площадок для малых ЛА ”богов”, то их здесь предостаточно. Что на первую роль претендует храм Аполлона – ясно, но много и других мест, окружённых со всех сторон колоннами. Это и пространство между театром и одеоном, и храмы Геры и Октавии, и северная агора, и святилище Аполлона, и несколько базилик.

 

Мыс Сунион

Заповедник Посейдона на мысе Сунион является одним из самых важных заповедников в мире, но за пределами Греции о нём знают буквально единицы. Случайные находки, обнаруженные учёными, указывают на то, что в доисторический период в этом месте жили люди, однако учёные не нашли никаких доказательств проведения религиозных обрядов в такой ранний период. Заповедник Суниона впервые упоминается в Одиссее, как место, где Менелай остановился на обратном пути из Трои, чтобы похоронить своего кормчего, Фронта Онеторида. Многочисленные находки, относящиеся к 7 веку до нашей эры, доказывают существование организованного культа, обряды которого проводились на двух вершинах мыса, на южном краю, где был расположен теменос Посейдона. На сегодняшний день, храм Посейдона в Сунионе является малоизвестным культурным местом, но по иронии — хорошо известным романтическим местом, куда любят приходить молодые пары, желающие насладиться поразительным видом и полной луной в августе.

 

Храм Посейдона

На юге Атики находится окутанный легендами мыс Сунион. Место это славится развалинами знаменитого храма Посейдона, который дарил рыбакам из ближайших деревень богатый улов. В благодарность они построили храм в честь могущественного Бога моря на вершине скалистого утеса, у самого берега Эгейского моря.

 

Храм Посейдона

 

Согласно мифологии, Зевс с помощью братьев Аида и Посейдона убил своего отца, который самостоятельно повелевал всеми стихиями. После его смерти власть над морями и реками досталась Посейдону. Стоит отметить, что греки не представляли своей жизни без моря. По нему проходили многочисленные торговые пути, в нем рыбаки ловили рыбу, а ныряльщики добывали раковины и жемчуг.

Не удивительно, что после великого Зевса Посейдон был главным Богом древних греков. Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно. Бог Посейдон был очень щедр, но и справедливо карал непочтительных.

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. Они верили, что это принесет благосклонность могучего божества. Ведь даже обладая огромным могуществом, боги отличались наличием человеческих эмоций и страстей. Они радовались подношениям и злились за невнимание, любили и свирепствовали. Поэтому алтари и храмы, где можно было задобрить бога, стали обязательными во времена античности.

Остатки Храма Посейдона

 

Историки и археологи солидарны, что окончание строительства храма приходится на 440 гг. до н.э. Руководил им и проектировал здание архитектор, конструировавший святилища Гефеста (бога огня) и богини возмездия Немезиды. При раскопках развалин археологи обнаружили огромную фигуру мужчины, а также несколько человеческих фигурок значительно меньшего размера.

Храм Посейдона – величественное сооружение, оно простояло несколько веков, но время не щадит ничего. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колонн и небольшие остатки основания. Колоннада поражает своими размерами, при длине 31,12 м её ширина составляет 13,47 м. На архитравном перекрытии сохранились картины сражений между кентаврами и лапифами, а также Тесеем и быком.

 

Фигалия

Фигалия — древнегреческий город в юго-западной части Аркадии, на границе с Мессенией. Был одним из самых укреплённых городов в Аркадии. Город окружали мощные стены длиной около 4 километров, с прямоугольными и круглыми башнями, которые сохранились до настоящего времени в хорошем состоянии.

Фигалия наиболее известна по храму Аполлона Эпикурейского в Бассах, раскопки которого были начаты в 1812 году. Данное название было дано Аполлону за избавление от чумы. Считается, что создателем храма был архитектор Иктин, живший в эпоху Перикла, построивший Парфенон в Афинах. Храм был возведён из мрамора. По мнению Павсания, храм отличается красотой мрамора и тщательностью работы.

 

Храм Аполлона в Бассах

Бассы (др.-греч. Βασσαι — ущелье) — территория между древнегреческими областями Аркадией, Трифилией и Мессенией. В этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 м над уровнем моря, жители города Фигалия основали святилище, посвящённое Аполлону Эпикурию. Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны. Дорога длиной в 13 км связывает храм с городом.

 

 

Храм Аполлона Эпикурия представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (38,3 x 14,5 м), в основании которого колонны установлены в прямоугольник 15 x 6. Его пропорции оказались довольно вытянутыми (размеры по стилобату составляли 14,63х38,29 м). Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодомос. Ориентация с севера на юг чрезвычайно нехарактерна для древнегреческих храмов, но её можно объяснить его местоположением на крутом склоне горы. Ещё одним объяснением необычной ориентации храма может послужить то, что в храм включен более старый маленький храм, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Сейчас он рассматривается как одно из отделений наоса. Храм выполнен из аркадского известняка (каменоломни находились чуть севернее), фриз вырезан из мрамора.

 

 

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, её освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранившаяся, якобы была увезена в IV в до н. э. в новооснованный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место. По другой версии, высказанной греческим археологом Н.Ялурисом, в Бассах не было культовой статуи — её роль выполняла коринфская колонна, разделявшая/соединявшая две части храма.

По причине отдаленности от главных греческих центров этот храм был надолго забыт, но зато неплохо сохранился до наших дней. Его руины были случайно обнаружены французским архитектором Жаком Бошером в 1765г. Однако первые серьезные раскопки были произведены здесь лишь в 1836 г. В них принял участие великий русский живописец Карл Брюллов.

 

Храм Афайи

Храм Афайи — посвящённый богине Афайе, или Афее, храм на острове Эгина, что в Сароническом заливе. Расположен на северо-восточном крае острова на холме над мысом. Главное святилище древней Эгины. Другое, устаревшее название: храм Афины-Афайи.

Храм Афайи, реконструкция

 

Храм был построен около 500 г. до н. э. на месте более старого храма, уничтоженного пожаром. Старый храм был посвящён местной богине критского происхождения, которая известна под именами Бритомартис («Очаровательная Дева», ипостась богини Артемиды) и Диктинна («Попавшая в сеть»). Согласно мифу, убегая от преследовавшего её Миноса, богиня бросилась в море, но не утонула, а запуталась в рыбацких сетях. Отсюда её прозвание.

Долгое время считали, что храм на о. Эгина посвящён богине Афине, поскольку в знаменитых скульптурных композициях его фронтонов, изображающих сражение греков с троянцами, изображена Афина. Но выяснилось, что храм был посвящён Афайе, а позднее Зевсу Панэллинскому. Поэтому в классической литературе закрепилось название: храм Афины-Афайи.

 

Остров Эгина. Храм Афины-Афайи и план

 

Храм Афины-Афайи представляет собой периптер: 6 х 12 колонн (по главному и боковому фасадам) на трёхступенчатом стереобате с пронаосом, опистодомом и внутренней колоннадой наоса. Внутренняя колоннада была двухъярусной. Ныне сохранилось только 24 колонны. В наосе храма находилась статуя богини Афайи, рядом — небольшой бассейн, который наполнялся оливковым маслом. Там греки совершали ритуальные церемонии.

Храм знаменит прежде всего частично сохранившимися скульптурными композициями западного (512—500 гг. до н.э.) и более позднего, восточного (480—470 гг. до н.э.) фронтонов. Композиции изображают эпизоды сражений греков с троянцами, в которых главную роль играет богиня Афина, помогавшая грекам. Сохранилось пятнадцать фигур (десять с западного и пять с восточного фронтона), а также ряд мелких фрагментов.

 

 

Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н. э., когда священный участок был несколько выровнен и обнесен стеной, построены пропилеи и храм в антах.

 

Далее...