Италия

Посейдония

Пе́стум, первоначально Посейдо́ния — греческая колония, основанная в конце VII века до н. э. в западной части области Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно).

Посейдония пережила расцвет в 540-е годы до н. э., но в её истории были и мрачные времена, так в IV веке до нашей эры, к несчастью, для зажиточных греков, Посейдония была захвачен варварами из луканийских племен. Затем в 273 году до н. э. город отбила более грозная и влиятельная держава – Римская империя. И именно римляне, в связи с религиозными разногласиями, изменили название Посейдонии на Пестум. В 500-х годах н. э. местность и близлежащая территория к городу стала увядать, с гор и холмистых окрестностей реки засыпались песком. В итоге это привело к жутким топям, которые повлияли на стремительное распространение инфекционных заболеваний. В конце IX века Пестум был разорен сарацинами, в XI веке — норманнами. Люди постепенно покидали Пестум, оставив его заброшенным.

 

 

В нынешнем Пестуме хорошо сохранились три дорических храма VI — V веков до н. э. Один из них посвящён Афине. Два других возведены в честь Геры и называются Герейон-I (так называемая «базилика») и Герейон-II, а не храм Посейдона или Аполлона, как считалось ранее). От римского амфитеатра осталось немного.

Пестум был окружен стеной, которая сохранилась почти полностью. Она имела до 6 м в ширину и 4,5 км в периметре. Войти в город можно было через 4 ворот.

 

Храм Афины (Деметры) в Пестуме

Примерно в 580г. до н.э. в городе Пестум (Посейдония) на севере за агорой был построен храм, посвящённый богине Афине. В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли вотивные статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины.

Храм Афины. Общий вид и план

 

В 520-510 гг. храм перестраивали древние римляне и посвятили его Миневре. Храм представлял собой периптер (14,53х32,87). Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре через 50 лет. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Снаружи с восточной стороны находился алтарь. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, каждый блок – с двумя метопами и выемкой для триглифа.

В древности капители и гейсоны были декорированы растительной орнаментикой и рельефами, расписанным яркими красками и украшенными золоченой бронзой. Триглифы и метопы, выполненные из песчаника, также были расписаны синими и красными красками. Звёзды из песчаника и золочёные розетки украшали кессонированный потолок.

Считается, что постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии.

С южной стороны целлы были найдены христианские погребения. В средние века на территории Пестума находилось поселение, покинутое в IX в. Храм использовался как христианская церковь.

Рядом с храмом Афины стоит колонна. Это единственное, что осталось от постройки VI в.

 

Базилика или Герейон-I

Вероятно, это один из самых необычных периптеральныхй храмов. На его главном торцевом восточном фасаде, впрочем как и на западном - 9 колонн. Центральная колонна запирает ось храма и явно главенствует, несмотря на отсутствие физической разницы с остальными. Следом за ней между антами притаились еще три колонны пронаоса, причем правая и левая прикрывают расположенные за ними два входа в храм. Почему два? Потому, что целла храма разделена по оси рядом таких же, как и внешние, колонн на две симметричные части, два нефа. Вероятно поэтому - "базилика". Колонны наоса скорее всего поддерживали балки перекрытия или крыши. И если таковая когда-то там была, то держалась она скорее всего на деревянных стропильных фермах. В противном случае хоть какие-то останки колонн второго яруса были бы найдены среди руин храма.

И наконец самое необычное - на боковых колоннадах периптера - по 18 колонн. Это и есть идеальная пропорция греческой архаики- 1:2. Все прочие отношения в Базилике, если верить её многочисленным исследователям тоже целочисленные - 2-4-7-8-9...

Храм Геры (так называемая «Базилика»)

 

Это самый древний из трёх дорических храмов Пестума, он построен в VI в. до н.э. В торцевых частях у него по 9 колонн, а в боковых — по 18; храм зиждется на платформе со сторонами 25 и 55 м. Ещё с XVIII в. его по ошибке называют «Базиликой»: отсутствие фронтонов и нечётное число колонн в торце тогдашние исследователи считали свидетельством того, что перед ними римская базилика.

 

Храм Посейдона, он же храм Геры II

На южном священном участке, рядом с «Базиликой», расположен так называемый «Храм Нептуна». Он стоит на небольшом возвышении, которое усиливает эффект монументальности здания. Это один из трёх лучших храмов греческого мира по степени сохранности и образцовый пример западной дорической архитектуры. На основании с тремя ступенями по периметру возвышается дорическая колоннада (шесть колонн по ширине и четырнадцать по длине).

Храм Посейдона, он же храм Геры II

 

Итак, Храм Посейдона, он же храм Геры II, представляет собой 6-ти колонный дорический периптер на трехчастном стереобате. Целла включает пронаос с двумя колоннами в антах, наос с двумя рядами двухярусных колонн и опистодом. Первая неожиданность - на боковых фасадах вместо ожидаемых 13 колонн по классической формуле 2n+1 - 14 колонн.

Версий этого явления много. Некоторым кажется, что причина в нестыковке длин плиты стилобата и целлы. В результате образовалось избыточное пространство между целлой и колоннадами торцевых портиков. Ну а дальше расчетный интерколумний торцевых фасадов перекочевал на боковые, и в результате они получили на колонну больше.

Исследователи утверждают, что в основе композиционного построения храма Посейдона заложены только целочисленные отношения, взятые в дорических футах, и в этом смысле всё геометрически правильно.

И несколько слов для любителей слова "бетон". Все храмы Посейдонии, и храм Посейдона-Геры II - не исключение, сооружены из итальянского травертина - твердого кристаллического золотистого ракушечника. Он был покрыт тонким слоем белой штукатурки и покрашен.

 

Акрагант

Храм Деметры (Конкордии)

Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте— один из лучше всего сохранившихся греческих памятников Сицилии. Построенный около 430 г. до н. э., он не был разрушен при взятии Акраганта карфагенянами, устоял против землетрясений и в 597 г. был превращен в христианскую церковь. Сохранилась вся его наружная колоннада, завершенная архитравами по боковым сторонам и полным антаблементом с фронтонами по торцовым фасадам.

 

Акрагант. Храм Деметры (Конкордии), около 430 г. до н. э. Общий вид и план

 

Сохранились нетронутыми антовые портики, и лишь стены целлы были прорезаны аркадами.

Храм представляет собой периптер с числом колонн 6X13 и размером по стилобату 16,91 Х39,44 м, что соответствует отношению сторон 3 : 7. Построение храма типично для эпохи: целла, как и в большинстве храмов метрополии, состоит из наоса, пронаоса и опистодома и расположена точно посередине колоннады. В стене между наосом и пронаосом имелись лестницы, ведшие на чердак. Своеобразная деталь — в щипцовых стенах над антовыми портиками, повторявших очертания фронтона, сохранились проемы, соединявшие чердачные пространства над целлой и над торцовыми портиками. Завершающий эти проемы блок вырезан в форме арки.

 

Сегеста

Храм в Сегесте

В Сегесте, близ северного побережья Сицилии, находился город "варварского" племени элимиан, постоянно враждовавших с греческими городами, но, тем не менее, воспринявших их культуру. Здесь около 430 г. до н. э. было начато строительство последнего дорического храма Великой Греции. Внешняя колоннада храма (6X14 колонн; 23,25x57,5 м по стилобату) полностью сохранилась, тогда как от целлы не было обнаружено никаких следов.

 

Сегеста. Храм, около 430 г. до н. э. Общий вид и план

 

То обстоятельство, что храм, по-видимому, не был закончен (стволы колонн еще не обработаны каннелюрами, на блоках ступеней остались выступы для их захвата), дало ряду авторов повод утверждать, что греческие зодчие в силу культовых традиций начинали постройку своих храмов с внешней колоннады, а уже после нее приступали к возведению стен целлы. Предположение не вполне убедительно и противоречит логике строительства. Не исключено, что стены целлы были все же возведены, но разрушены раньше, чем птерон, вследствие хищения прямоугольных каменных блоков, из которых они были сложены. В пользу последнего предположения говорит то, что во всех греческих храмах колоннады сохранились значительно лучше, чем стены целл.

На мой же неискушённый взгляд, целлы – этого внутреннего сооружения, никогда здесь не было. А сегодняшние потомки просто пририсовывают на планах эти несуществующие стены, оправдывая это тем, что только так можно было над храмом возвести перекрытие.

 

Турция

Эфе́с

Город Эфес был заложен греками переселенцами из Афин примерно в 1200 году до н. э. По преданию, предводитель греков Андрокл влюбился в местную амазонку Эфесию, в честь которой и назвал новый город. Первоначально, Эфес был типичным античным греческим городом. Здесь был Акрополь, Форум, Агора. В 6 веке до н.э., когда городом завладели персы, здесь началось строительство храма Артемиды, в будущем одного из семи чудес света. Этот храм принес Эфесу всемирную известность уже в те времена.

 

План-схема древнего Эфеса

 

Будучи частью Пергамского царства и по завещанию его царя Атталы III, Эфес в 133 г. до н.э. был присоединен к Риму, где стал столицей провинции Азия. При римских императорах он превратился в один из крупнейших городов античного мира с населением более чем 200 000 человек. I-II вв. стали расцветом для Эфеса, когда был перестроен греческий театр и возведены: знаменитая библиотека Цельсия, Большой театр, Одеон, колоннады, бани, храмы Домициана и Адриана, стадион. От театра к порту шла виа Аркадиана – главная улица города, названная в честь императора Аркадия и украшенная портиками с колоннами. Когда Эфес был столицей провинции и вторым по величине городом на востоке Римской империи, здесь проповедовал апостол Павел. Знаменита и Ефесская церковь: она фигурирует в Откровении Иоанна Богослова - как одна из 7 церквей Апокалипсиса.

Во времена Византии, в 5-6 веке нашей эры, Эфес все еще является важным центром страны, но постепенно начинает приходит в упадок. Причина этого - ил, который горные реки в большом количестве начали наносить в морскую бухту города. Порт заилился и обмелел, попытки его углубить не имели успеха. В результате, город потерял свое значение крупного порта на берегу моря, его стали постепенно бросать местные жители. В 7 веке Эфес был частично разрушен в результате землетрясения, и к 11 веку люди его практически полностью забросили.

 

Храм Артемиды Эфесской

Храм Артеми́ды в Эфе́се, или Артемисион, известный также как Храм Диа́ны — одно из Семи чудес античного мира, греческий храм, посвящённый местному культу богини Артемиды. Находился в Эфесе на побережье Малой Азии, в настоящее время — около города Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

 

 

Храм пережил несколько жизненных циклов. Самая ранняя версия храма датируется ещё бронзовым веком. В VII веке до нашей эры этот храм был разрушен наводнением. Затем около 550 года до н. э. началась реконструкция, а фактически — сооружение нового, куда большего по размерам храма. Строительство этого храма длилось около двух веков и было завершено около 380 года до н. э., но в 356 году до н. э. храм был сожжён Геростратом. Александр Македонский счёл необходимым восстановить храм и выделил средства на постройку нового «чуда света». Работы начались в 323 г. до н. э. и продолжались многие годы, к началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде.

Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами. Храм был облицован изнутри мраморными плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы.

Третий храм существовал на протяжении шести веков, его описание многократно встречается в ранних христианских хрониках об Эфесе. Согласно Новому Завету, появление первых христианских миссионеров в Эфесе заставило местных жителей бояться бесчестия храм. Сочинение Иоанна Богослова II века включает в себя апокрифическую историю о разрушении храма Артемиды, согласно которой апостол Иоанн публично молился в храме, изгоняя его демонов, и «внезапно алтарь Артемиды раскололся на множество частей … и половина храма упала, мгновенно обратившись к ефесянам, которые плакали, молились или убегали».

В IV веке н. э. храм был закрыт в связи с провозглашением христианства государственной религией Римской империи и разрушен. В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

 

Дидимы

Храм Аполлона Дидимейского

Дидимы - античный город, существовавший в древности на западном побережье Малой Азии, на нынешней территории Турции, и был широко известен своим огромным храмом бога Аполлона, одним из крупнейших в Ионии, с находившимся при нём священным оракулом.

По некоторым сведениям, Дидимы были основаны в самом начале I тысячелетия до н. э. Уже к VII веку до н. э. храмовый оракул приобретает международную известность. Как сообщает Геродот, подарки храму присылали египетский фараон Нехо II и лидийский царь Крёз. При археологических раскопках на территории храма были обнаружены многочисленные священные дары, переданные храму паломниками. Геродот также сообщает, что царь Персии Дарий I после подавления греческого восстания в Ионии и падения Милета в 494 году до н. э. осквернил и разграбил храм и оракул в Дидиме. По сообщениям Страбона и Павсания, персидский царь Ксеркс I после поражения своих войск в битве при Платее в 479 году до н. э. приказал разрушить оракул.

В последней трети IV века до н. э. храм и оракул, прежде автономные, входят в состав полиса Милет. Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооруженный около 550 года до н. э., был соединен шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, уже знакомые нам львы рычащие и статуи жрецов. Храм успешно просуществовал до IV века нашей эры. В последствии город подвергся серии мощных землетрясений и жители покинули эту местность.

 

Дидимы. Святилище Аполлона. Современный вид храма и реконструкция

 

Храм Аполлона Дидимейского, начатый строиться около 313 г.до н.э . и достроенный в последующие века, может служить примером нового варианта ионического диптера огромных размеров (109,4X51,13 м). Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Где высота колонн достигала 20 м.

Несмотря на то, что строительство храма в Дидиме продолжалось более 600 лет, оно так и не было завершено. Страбон сообщает что, ввиду его огромных размеров, над храмом не была уложена крыша.

Храм имел две колоннады — внешнюю, состоявшую из 10×21 колонн, и внутреннюю, из 8х19 колонн. Колоннады находятся на семиступенчатом постаменте (Стереобате). Вход в храм — в его восточной части; к нему ведёт каменная лестница из 14 ступеней. Стилобат, нижняя часть храмового строения имеет размеры 51×109 метров. 120 ионических колонн имеют высоту 19,7 метра. В их верхней части архитрав образует фриз с изображениями львиных фигур, голов Горгоны-Медузы и щупалец. Некоторые из них можно увидеть близ входа и в наши дни. Внутри храма находится двор (адитон), в западной части которого было расположено здание размером 8,24×14,23 метра, укрывавшее священный пресноводный источник. Южнее храма находился стадион, в котором, начиная с 200 года до н. э., происходили состязания и борьба. Ступени стилобата служили зрителям сидениями.

 

Магнесия на Меандре

Святилище и храм Артемиды Левкофриены

Святилище и храм Артемиды Левкофриены, построенные во II в. до н. э., входили в ансамбль городского центра малоазийского города Магнесии на р. Меандр. Поставленный в глубине большого прямоугольного участка, огороженного стенами, храм Артемиды Левкофриены был построен крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма — Гермогеном. В состав комплекса входил также монументальный алтарь, стоящий по оси храма со стороны его главного входа. Ионический псевдодиптер имел значительный размер (31,3X57,7 м) и по особенностям композиции принадлежал к уникальным сооружениям своего времени (псевдодиптер - постройка, обнесённая двойной колоннадой, при этом внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания).

 

Магнесия на Меандре. Храм Артемиды Левкофриены (реконструкция) и план

 

Храм посвящён Артемиде Левкофрине («Белобровой»), особо почитаемой в этом регионе. В комплекс святилища также входили алтарь, расположенный перед храмом и священный источник. Дорога к святилищу проходила через монументальные пропилеи.

Число колонн храма 8х15, а размеры по верху шестиступенного стереобата 31,30 х 57,70 м. Пронаосу придана глубина, почти равная глубине наоса, который, благодаря этому, укоротился и получил характерные для эллинизма пропорции, несмотря на сильно вытянутую форму всей целлы.

Храм ионического ордера был четвёртым по величине эллинистическим храмом в Малой Азии. Располагался на высоком основании из 7 ступеней и имел размер 41×67 метров. На фризе, длиной 175 метров изображалась амазономахия — битва греческих героев с амазонками. Элементы фриза хранятся в Лувре в Париже, а также в музеях Берлина и Стамбула.

 

Франция

Ним

Мезон-Карре или Квадратный Дом (Maison Carrée)

Символом Нима, после собственного Колизея или Арены, является римский храм Мезон-Карре, уцелевший практически в первозданном виде. Это храм коринфского ордера, который благодаря своим совершенным формам послужил образцом для бесчисленного количества зданий Нового Времени французских судов, ратушей и церквей. На самом деле здание в плане прямоугольное, а его название происходит от старофранцузского carrée long («длинный квадрат», что и означает «прямоугольник»).

 

 

Храм был построен при Октавиане Августе в I в. до н.э., а во 2-5 годах н.э. реконструирован и посвящён памяти двух внуков и наследников императора, скончавшихся молодыми, Луция и Гая. Этот факт выяснился не сразу – надпись была выложена накладными бронзовыми буквами, которые впоследствии содрали варвары.

Храм расположен на главной площади Нима, на одной линии с собором Сен-Кастор, и это подтверждает гипотезу, что на месте собора в древнеримские времена возвышалось ещё какое-то важное здание, которое образовывало с Мезон-Карре градостроительный ансамбль.

Сооружение представляет собой псевдопериптер По своему архитектурному устройству (вдохновленному храмом Аполлона в Риме) Мезон-Карре относится к гексастилию, - то есть представляет собой классический портик с шестью колоннами на главном фасаде. На боковых фасадах – по 11, но из них большинство полуколонны. Это здание, по древним меркам небольшое (26,42*13,54 м.), но поставленное на высокий (2,85 м.) подиум, возвышалось над римским форумом. На площади по сторонам храма до сих пор сохранились базы колонн портика, окружавшего форум, и по ним можно представить себе расположение древней площади.

Мезон-Карре – один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов в мире. То, что зданию удалось уцелеть на протяжении столь насыщенной истории, - поистине удивительно.

После того, как христианство стало господствующей религией Римской империи (кон. IV в.), многие древние храмы были заброшены и разрушены, однако Мезон-Карре избежал этой участи, поскольку был преобразован в христианскую церковь. В Средние же века, когда другие древние здания разбирались и перестраивались, храм спасло то, что его облюбовала под свою резиденцию ассамблея судей. Позднее Мезон-Карре служил и ратушей, и государственной конюшней, и часовней при монастыре августинцев, и складом городских архивов. С 1823 года храм служит выставочным залом для различных экспозиций.

 

Россия

Санкт-Петербург

Биржа

Зда́ние би́ржи — центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея.

 

Ф. Я. Алексеев. Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810

 

Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза (1795—1797). Таким образом были построены здания слева и справа от места будущей биржи.

Кваренги был разработан проект Санкт-Петербургской биржи, строительство началось в 1783 году. Но в 1787 году строительство было приостановлено по причине того, что возводимое здание не соответствует облику города и градостроительным задачам.

Разработка нового проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805—1810 годах архитектор Тома де Томон построил на пустой площади между этими строениями здание новой биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами морских богов. Но постройка не была закончена из-за войны с Наполеоном.

 

 

С 1939—1941 годов в здании располагался Центральный военно-морской музей. В 2013 году было принято решение о передаче Биржи Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики.

Здание биржи изображено на 50-рублёвой российской банкноте.

Читателя же я приглашаю взглянуть на финальную фотографию: какой прекрасный ракурс для захода корабля на посадку!

 

Тему можно продолжать ещё довольно долго – храмов типа периптер или диптер было возведено на Земле предостаточно. Причём, можно заметить, почти все они расположены в Средиземноморье, со всех его сторон. И если посмотреть на любой древний город или поселение, где есть римский театр, колоннадные улицы или стадион-ютавринг, там обязательно найдётся и один-два периптер-храма. И тогда все эти полторы сотни посадочных площадок для малых НЛО-аппаратов будут представлять собой уже сеть. Лётную сеть, обеспечивающую тогдашним ”богам”-пришельцам коммуникационную связь над подконтрольной территорией.

Удачи!

Ваш Александр Махов

 

Оглавл...