Колоннадные улицы Средиземноморья

Александр Махов,

г. Москва, июнь 2017 г.

 

Считается, что появление колоннадных улиц связано с давней римской традицией, когда в городе должны были быть: главная улица – кардо и перпендикулярная ей - декуманус, центральная площадь - форум, капитолий с храмами главных богов, амфитеатр - для устройства гладиаторских игр, общественные бани – термы и арки - в честь императора или какого-либо события.

Cardo maximus – это латинское название, данное улице, идущей с севера на юг. Кардо - была главной или центральной улицей поселения, являлась неотъемлемой составляющей древнеримского городского планирования и обустройства военных лагерей.

Большинство римских городов также имели колоннадную улицу Decumanus maximus, идущую с востока на запад, которая тоже была главной, но имевшей, по отношению к Кардо, подчинённое значение. Хотя в некоторых городах Декуманус являлся главной улицей, а Кардо – был вторичен, но в целом Кардо максимус служил главной улицей.

Колоннадные улицы порою достигали большой протяжённости и высоты, но нас, всё же, интересует их функциональное предназначение. Вот потому есть смысл познакомиться с ними поближе, посетив некоторые древние города.

 

1. Пальмира, Сирия (координаты: 34.550774°, 38.268778

В статье ”Римские театры богов” удалось дополнить схему шумерского космодрома, показанную гениальным исследователем шумерской цивилизации З.Ситчиным. И теперь на этой схеме появился новый объект – Пальмира! Причём, во времена “богов” Энлиля и Энки, это был не просто населённый пункт – здесь находился приводной маяк космодрома. Маяк, точно лежащий на посадочном курсе. Когда космодром, центр управления полётами в Иерусалиме, Пальмира и гора Арарат – все эти 4 точки лежали на одной прямой, точно на линии посадочной траектории!

По Ситчину, космодром богов находился на Синае, в точке SP на карте. И сюда садились большие корабли нефилимов. Но в Баальбеке была ещё одна посадочная площадка (см. статью ”Звёздные храмы богов”), которая принимала уже более мелкие летательные аппараты “богов” – их летающие платформы. На основной космодром заход кораблей на посадку осуществлялся по линии SP – AR (курс 41,5 град.), в направлении заснеженного пика горы Арарат (AR), а на Баальбекскую площадку – по другому курсу – KT – BK (~20 град.). И оба посадочных направления пересекались в точке JM – над центром управления полётами в Иерусалиме.

 

Пальмира (PM) – лежит на посадочном курсе космодрома

 

 

К великому сожалению, древняя Пальмира настолько разрушена, что сегодня практически невозможно найти место, где стояла излучающая аппаратура маяка. Когда такие потенциальные места, как храмы Бэла, Баал-Шамин, Аллат или Набу – лежат в руинах. Когда мы, следуя лишь логическим умозаключениям, можем утверждать: Пальмира с её нестандартными сооружениями не случайно оказалась на линии посадочной траектории, а потому - должна была выполнять определённую функцию в системе посадки космических челноков. Когда исключительно возможным её назначением могло являться лишь одно: быть посадочным маяком!

 

Храм Бэла – основной претендент на роль посадочного маяка

 

Рассматривая состав объектов древней Пальмиры, удалось установить и роль её довольно известного сооружения – римского театра. Да, того театра, в котором совсем недавно – в мае 2016 г., дал концерт симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. “Театра”, изначально исполнявшего роль шумерской станции ПВО, предназначенной защищать приводной маяк Пальмиры.

Но, в этом же составе сооружений как-то незаслуженно остался в стороне другой не менее примечательный объект Пальмиры - его колоннадная улица.

Считается, что колоннадные улицы получили широкое распространение в эпоху римской империи. Хотя они были известны ещё в эллинистическое время, их широкое распространение началось позднее, и теперь они встречаются в огромном числе городов. Полагают, что колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров улиц, служили для защиты пешеходов от жаркого солнца и дождя. Часто колоннадные улицы достигали очень большой длины. Любопытно устройство колоннадной улицы в Пальмире, где с каждой стороны центральной магистрали находилось по 400 колонн высотой 17 м (~3,0 м между колоннами). В некоторых местах колоннада имела второй ярус.

 

Пальмира. Планы города и лагеря Диоклетиана:

а — Дамасские ворота; б — лагерь Диоклетиана; в — Дамасская улица; г — Колоннадная улица; д — Триумфальная арка; е — театр; ж — святилище Бэла (Ваала)

Видна изломанная ось Колоннадной улицы

 

Наглядно о колоннаде можно судить по приведенной схеме поселения. Где её строительство было осуществлено вдоль главной (Колоннадной) улицы, протянувшейся с северо-запада на юго-восток, что сыграло организующую роль в планировке города. Предполагается, что подобные улицы-колоннады уже существовали в других городах Сирии, и что по их образцу украшалась и Пальмира. Утверждается, что строительство Большой колоннады, как её называют теперь, продолжалось в течение десятилетий. Общая длина её достигала 1200 м, ширина проезжей части - 11 м. По обе стороны улицы шли крытые портики с 2-мя рядами колонн золотистого известняка и розового ассуанского гранита. Сохраняя основное направление с северо-запада на юго-восток, Большая колоннада делилась на 3 участка.

Первый участок – юго-восточный, начинался от триумфальной арки (д), что установлена невдалеке от храма Бэла (ж), и следовал на северо-запад до тетрапилона. Здесь колоннада слегка изгибалась к северу и плавно переходила в свой второй участок, заканчиваясь монументальной 3-пролетной аркой. Этот участок – самый длинный в колоннаде Пальмиры. И наконец, колоннада поворачивала под прямым углом на юго-запад, образуя свой третий участок – Поперечную колоннаду или Дамасскую улицу (в). Кроме того, в точке установки тетрапилона колоннаду пересекала под прямым углом ещё одна колоннадная улица, от которой сегодня остались лишь с трудом узнаваемые следы.

Тетрапилон в Пальмире

Триумфальная арка в Пальмире

 

Первый участок колоннады с примыкающим к нему римским театром и тетрапилоном

 

Первые 2 участка колоннады с тетрапилоном и римским театром в центре. На дальнем плане – святилище Бэла

 

Третий участок колоннады

 

Главным в раскрытии любой темы моих статей всегда являлось нахождение функционального предназначения исследуемого объекта. Так и здесь – для колоннады Пальмиры – необходимо определить: для чего она была создана, какую функцию она несла?

И тогда - первая версия: а не являлась ли эта колоннада элементом конструкции посадочного маяка? Например - его излучающей антенной? Вдруг сам маяк, как и большинство сооружений ”богов”, тоже имел мегалитическую архитектуру, и тогда мегалитическая структура колоннады – это наиболее разумеющийся вариант её практической реализации?

 

Положение элементов колоннады Пальмиры

 

Рассматривая очередную схему Пальмиры, найдём положения элементов её колоннады и, для большей наглядности, сведём их в таблицу.

 

Параметры колоннадной улицы

1-й участок

  2-й участок

 3-й участок

Угл. положение, град

 123,0 – 303,0

 134,3 – 314,3

 36,7 – 216,7

Нормаль, град

33,0 – 213,0

 44,3 – 224,3

 323,3 – 143,3

Длина, м

 330

 569

 300

 

Сравнивая полученные данные с цифровым значением (41,5 град.) посадочного курса шумерских кораблей, видим их расхождение. Хотя наиболее близкими к нему являются угловые положение нормалей 1-го и 2-го участков (33,0 и 44,3 град.), но расхождения – всё же есть (8,5 и 2,8 град.). И всё это говорит об одном: однозначная связь между положением элементов колоннады на местности и посадочным курсом ЛА ”богов” – достаточно ясно не просматривается. Так что, делать вывод, основываясь на анализе схемы колоннадной улицы лишь в одной Пальмире, по крайней мере, - опрометчиво. И на другой вопрос: могла ли колоннада служить в качестве антенны маяка? – пока тоже ответа нет.

 

2. Джераш (Гераса), Иордания (координаты: 32.282611°, 35.892349°)

На это древнее поселение удалось выйти, благодаря результатам интернет-поиска новых колоннадных конструкций. И, как оказалось, древний Джераш лежит на том же посадочном курсе ЛА ”богов”, что и Пальмира!

Посадочная траектория Джераш – Пальмира – Арарат (курс 41,5 град.) (11)

 

Джераш находится на севере Иордании, в 48 км к северу от столицы Аммана.

История Джераша восходит к доисторическим временам. На склонах к востоку от Арки Адриана, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены кремнёвые орудия, доказывающие, что здесь находилось неолитическое поселение. За стенами на севере располагалось небольшое поселение бронзового века раннего периода около 2500 года до нашей эры, а на холмах можно видеть остатки дольменов. Примет поселений железного века немало и в окрестностях.

На протяжении первого тысячелетия до нашей эры город процветал благодаря своему удобному географическому маршруту на торговом маршруте специй и ладана от Аравийского полуострова до Сирии и Средиземноморскому региону. Гераса и другие города Декаполиса были завоеваны в 63 году до нашей эры Помпеем. В римский период город, сохранив полуавтономный статус, имел значительное положение в римской провинции Сирия. Так продолжалось до прихода к власти императора Траяна, когда он потерял свою самостоятельность.

Если двигаться по территории древнего Джераша с юга на север, в чём помогут его схема и карта, перед глазами возникает ряд объектов.

Храм Зевса - в далеком прошлом, главный городской храм (B), который, как считается, возвели в первом веке нашей эры. Храм находился в окружении 15-метровых коринфских колонн, сохранившихся до наших дней. Храм, также как весь акрополь, разрушило землетрясение восьмого века, а также оползень, за ним последовавший. Но несколько колонн, все же, устояли, и мы можем видеть сегодня, - величественные руины этой грандиозной постройки древности. И хотя тут проводились реставрационные работы, при которых воссоздали облик основных храмовых построек, мы, скорее всего, так и не узнаем, каким был Храм Зевса первоначально.

Римские театры. В Джераше - два театра: Южный Театр (С) состоит из 33 рядов, рассчитанных на 3 000 человек. В сегодняшние дни в нём проводятся концерты и фестивальные мероприятия. Северный театр или Одеон (N) способен разместить 1600 человек, - считается, что ранее он использовался как место для совета консулов.

Овальная Площадь (А) имеет необычную ассиметричную форму (90 х 80 м), окруженную колоннадой из 160 ионических колонн первого столетия. На ней ранее находились два алтаря, которые заменили фонтаном в седьмом веке. Относительно недавно на его месте установили колонну, на которой помещают Фестивальное пламя. Одна лестница от Овальной Площади приводит к священной зоне Храма Зевса, другая – непосредственно в храм, который окружали коринфские колонны, каждая 15 м высотой.

A Овальная площадь         F Южный Тетрапилон              L Сев. тетрапилон

В Храм Зевса                     H Пропилеи Диониса               N Северный театр

С Южный театр                   I Нимфеум                              О Храм Артемиды

D Кардо Максимус             J Теменос                               Q Jean-Georges

Е Мацеллум (рынок)           К Церковь виадука                 RS Собор Св.Федора

Джераш – схема и спутниковый снимок

 

К северу от Овальной Площади (Форума) проходит 600-метровая Кардо Максимус, колоннадная улица (D), ориентированная с севера на юг. В Римской империи улица являлась центром экономической жизни города. Широкий тротуар, вымощенный камнем, на котором ещё возможно видеть следы колесниц, был выровнен магазинами и жилыми домами. Сложная канализационная система находилась под мощёной дорогой. Только в 170 году ионические колонны поменяли на более декоративную коринфскую колоннаду.

От Южного Тетрапилона (F), отмечающего пересечение Кардо с Южным Декуманус (колоннадной улицей с востока на запад), остались только нижние части колонн. К северу по Кардо - роскошные резные ворота римского Храма Диониса (H) второго столетия, перестроенные в четвертом веке в Византийскую церковь, известную как Собор. Напротив восточной стены наверху лестницы - святыня Девы Марии. Позади Собора - большая церковь святого Федора (RS), построенная в 496 году. Между двумя церквями небольшая площадь с фонтаном в центре, изначально атриум Собора.

К северу от Собора находится Нимфеум (I), большой фонтан-святилище, посвященный нимфам, возведенный в 191 году из мрамора. Пропилеи (или парадные ворота) приводили в священную зону Храма Артемиды (150 г, занимающего большое пространство налево от Кардо.

Монументальная лестница, приложенная когда-то к высоким стенам, приводит к террасе в форме подковы, на которой находятся основания открытого алтаря. Вторая лестница ведёт через колоннаду из 22 коринфских колонн в Теменос (J), священный участок, посвященный Артемиде. Считалось, что, находясь в Теменос, человек мог почувствовать присутствие божества. Размерами 162 х 121 м, он имел коринфские колонны по всем сторонам. В шестом столетии напротив Пропилей построили византийскую церковь на месте внутреннего двора, включенного в путь для процессий к Храму Артемиды, включив колонны двора в его структуру.

Сразу за Одеоном, пересекаясь с Кардо Максимус в точке Северного Тетрапилона (L), отходила на запад ещё одна колоннадная улица - Северный Декуманус.

 

Южный театр и Овальная площадь (на 2-м плане) Овальная площадь и южное начало Кардо Максимус

 

Колоннада Кардо Максимус Северный театр и прилегающие участки колоннад

 

Посмотрим и здесь: не являлись ли колоннады Джераша конструкционными элементами здешнего посадочного маяка? Либо - его излучающей антенной?

 

 

Анализируя очередную схему Джераша, определяем главное направление колоннады Кардо Максимус – 25,5 – 205,5 град. Так как 2 другие колоннады – Южный и Северный Декуманусы проложены под прямым углом к Кардо Максимус, то их угловые положения будут соответствовать крайним величинам 115,5 – 295,5 град.

Сравнивая полученные данные с цифровым значением (41,5 град.) посадочного курса шумерских кораблей, видим их полное расхождение. И если в Пальмире однозначная связь между положением элементов колоннады на местности и посадочным курсом ЛА ”богов” – достаточно ясно не просматривалась, то здесь она полностью отсутствует. А с учётом расхождения угловых положений колоннад Пальмиры и Джераша на местности, можно ответить и на другой вопрос: могла ли колоннада служить в качестве антенны маяка? – нет, не могла.

 

Итак, первая версия: а не являлась ли эта колоннада элементом конструкции посадочного маяка – оказалась ошибочной. Нужно выдвигать и исследовать другие, но какие? Опять же – информации по колоннадным улицам пока недостаточно, так что нужно её пополнять, изучая эти конструкции в других местах планеты.

 

3. Тимгад или Тамугади (координаты: 35.484213°, 6.468964°) — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира в 35 км к востоку от города Батна.

Римская военная колония, основанная здесь около 100 года н. э., должна была обезопасить прибрежные районы от набегов берберских кочевников. Первыми жителями маленького военного поста стали солдаты — ветераны римской армии, которым были выделены участки земли и денежные средства при демобилизации. Значительную часть средств для возведения города предоставило императорское правительство.

Общие очертания римского Тимгада приближаются к квадрату, его первоначальные размеры 330 х 360 м. Тимгад имел строго регулярную планировку с одинаковыми кварталами. Две главные улицы пересекались под прямым углом и делили город на четыре почти одинаковые части. Главные магистрали, из которых одна соединяет западную арку с восточной, а другая начинается у северной окраины и упирается в форум, выделяются своей относительно большой шириной и замощением из голубоватого известняка, в то время как остальные улицы были замощены песчаником. Главные магистрали древнего города, декуманус максимус и 2 отрезка кардо, были обрамлены по всей длине колонными портиками, когда-то затенявшими тротуары, тень спасала пешеходов от палящего африканского солнца.

Вокруг этих 2-х основных городских артерий сгруппировались общественные здания. Форум представлял собой замкнутую площадь (40 х 50 м), построенную вблизи геометрического центра города. Непосредственно к северу от него проходит, не вливаясь в него, декуманус, а кардо, начинающаяся от северных ворот, выводит пешехода непосредственно к монументальному арочному входу на форум.

 

План Тимгада: 1 – форум; 2 – театр; 3 – Капитолий; 4 – базилика; 5 – северные термы; 6 – 6 – декуманус максимус; 7 – 7 - кардо

 

Руины Тимгада — один из наиболее хорошо сохранившихся примеров римского города, спроектированного под перпендикулярную застройку в соответствии с римскими традициями городской планировки. Среди сохранившихся строений — амфитеатр, термы, триумфальная арка. Первоначальное ядро города, занимающее площадь 400 х 400 м, было обнесено стеной.

Форум Тимгада, как в большинстве небольших римских городов, соединял в себе общественный и деловой центр города. Он был огражден со всех сторон стеной с тремя входами. Внутри площадь форума была окружена по периметру портиками коринфского ордера, в который выходили базилика, курии, храм, таберны.

Религиозным же центром был Капитолий, возведенный в юго-западной части Тимгада на холме, господствующем над городом.

 

Колоннада ”декуманус максимус” и римский театр Тимгада

 

Римский театр Тимгада – одна из интересных достопримечательностей древнеримского города. Он был построен в I в. н.э. и сохранился в практически неизменном виде до наших времен. По подсчетам специалистов, в момент его открытия в нём могли разместиться около 4 тысяч зрителей. Театр имеет типичную для данного вида сооружений планировку. Его арена образует полукруг, в котором рядами расположены каменные сидения. В самом низу чаши античного театра, диаметром 70 м, находится сцена. До наших дней сохранились лишь каменные колонны, а не сама площадка.

В 429 г. город подвергся нападениям вандалов, а в 535 г. был разрушен и сожжен горцами Ореса. Частично Тимгад возродился при господстве византийцев (539 г.), которые воздвигли на его окраине цитадель квадратной формы с 8-ю башнями. В 647 г. древний город Африки Тимгад был полностью разрушен арабами.

 

Отметим, что Тимгад не имел какого-либо отношения к объектам шумерского космодрома. И понятно, что проверять ориентацию его главных улиц – Кардо Максимус (175,5 - 355,5 град.) и Декуманус (85,5 – 265,5 град.) по посадочному курсу (41,5 град.) тоже не имеет никакого смысла. Другими словами, колоннадные улицы древних городов никогда не имели отношения к системам обеспечения посадки летательных аппаратов ”богов”.

Вместе с тем, необходимо отметить обязательное соседство колоннадных улиц с т.н. “римскими театрами” – этими объектами ПВО шумеров. Причём, в Пальмире и Тимгате было по одной такой станции, а вот в Джераше – уже две. Возникают вопросы: спроста ли это? И нет ли здесь своей закономерности? И не ведёт ли подмеченное соседство к их функциональной связке? Когда эти колоннады тоже являлись элементами системы ПВО.

И для получения ответов, понятно, нужна дополнительная информация, новые исследования древних городов с колоннадными улицами.

 

4. Апамея, Сирия (координаты: 35.421531°, 36.401682° )

Апамея или Апамея Сирийская — город античной эпохи в Северной Сирии на реке Оронт, примерно в 55 км к северо-западу от Хамы. Был главным городом региона Апамене, позднее входил в состав римской провинции Вторая Сирия. Первоначально носил название Фарнакес, но после завоевания Александром Македонским город получил название Пелла. Помпей Великий разрушил город в 1 веке до н. э. Город был вновь основан в 1 веке н. э. под названием Claudia Apamea. Считается, что на пике своего процветания во II столетии н.э. в городе были построены храмы, бани и театры. Строительство колоннад на главной улице было завершено во время правления Марка Аврелия (161 - 80 гг.). В III в. город был сделан зимней базой для элиты II Легиона «Парфика» (римский легион). В 540 г. город разграбили персы, а в 7 в. (636—638) его разрушили мусульмане. От древнего города сохранилась грандиозная колоннада, один из лучших в плане сохранности памятников такого рода.

Апамея среди западных городов Средиземноморья

Колоннады Апамеи

Руины Апамеи являют собой зрелище фантасмагорическое – среди залитого солнцем травянистого плоскогорья, по обеим сторонам полузаброшенной проселочной дороги вдруг вырастает громадная коринфская колоннада.

Апамея – план и кардо максимус

 

Большая Колоннада — главная колоннада проспекта древнего города. Это самая длинная и самая известная монументальная колоннада в Римской империи. Она лишь недавно раскопана и восстановлена. Улица простирается на 1.85 км и является более длинной, чем в Пальмире (1.2 км) или Дамаске (1.35 км). Эта дорога, ведущая из Антиохии, пронизывала город насквозь – от северных ворот до южных, и уходила дальше, в направлении Дамаска.

Апамея, колоннады

 

Колоннада ориентирована по оси в направлении север-юг, составляя городскую магистраль кардо максимус. Начиная с северных ворот города, колоннада превращалась в непрерывную прямую линию. Когда-то кардо была украшена 1200 коринфскими колоннами, теперь же, в том или ином виде, сохранилось около 400 колонн.

 

Перспектива 2-километровой кардо, когда то украшенной 1200 коринфскими колоннами. Теперь сохранилось около 400 колонн

 

Кардо максимус захватывала в ширину около 37 м земной поверхности. Сама же улица в колоннаде имела 20,79 м в в ширину и была вымощена большими многоугольными блоками из известняка. Колонны имели высоту 9 м и диаметр 0,9 м. У одной группы колонн они имели гладкий ствол, у другой - с каннелюрами, у третьей - с винтообразными каннелюрами. На серединах многих колонн были установлены подставки - консоли для статуй императоров, дарителей или божеств. Портики колоннад были выложены обширной мозаикой по всему участку колоннады. Поперечный разрез ее оставался неизменным на всем протяжении – по сторонам проезжей части располагались крытые портики, обращенные друг к другу коринфскими колоннадами. Позади колоннад шли стены тесаного камня, обработанные пилястрами – по одной против каждой четвертой колонны. Свободные участки стен между пилястр были прорезаны двухъярусными порталами.

 

Если с севера на юг шла главная колоннадная улица, кардо максимус, то её пересекали ещё и две поперечные, два декумануса. Длинная, прямая как стрела кардо и две основные декуманус служили главными артериями города. Декуманус, более узкие, чем кардо (19,5 м), делили город на крупные кварталы, но, будучи так же оформлены, как кардо, как бы стягивали крупные постройки в целостный ансамбль.

Перекресток с северной декуманус акцентировала четырехпролетная арка - тетрапилон, традиционно римское, квадратное в плане строение, имевшее со всех сторон высокие арочные пролеты. Пересечение с южной декуманум было оформлено совсем иначе. Тетрапилон состоял из четырех своеобразных павильонов, а именно, на четырех отдельных подиумах возвышались по четыре колонны, увенчанные шатром.

Северная треть колоннады отмечена монументальными столбами. Южная треть, около 1500 м, имеет характерное пересечение с основной осью города направлением восток-запад, или декуманус максимус. Здесь же, как часть перекрестка, в Великой колоннаде были построены две тройные арки. Колоннада, в дальнейшем пересекая через каждые 110 м улицы города, проходила через его центр, где возле неё были сгруппированы важные городские здания, в том числе ванны, агора, храм Тюхе и Нимфеум, ротонда, церковь—атриум и базилика.

 

Декуманус и кардо античного города, за пределами которых сегодня всё заросло высокой травой

 

Этот великолепный город в XII веке был совершенно разрушен землетрясением и остался лежать в руинах. Апамею некогда окружала крепостная стена длиной 6,3 км, с семью воротами. Сегодня огромные стены Апамеи уходят буквально за горизонт. И кстати, они весьма неплохо сохранились с античных времен, демонстрируя свою огромную высоту.

 

Великая "апамейская" стена. Общая длина более 6 км

 

Считается, что оригинальная колоннада времен Селевкидов была разрушена вместе с остальной Апамеей во время землетрясения в 115 году до н. э. Реконструкция началась во время правления римлян, а в течение второго века город был полностью восстановлен, начиная с Великой колоннады.

Полагают, что во время правления византийского императора Юстиниана I некоторые части колоннады были несколько изменены, когда улицу сузили до 12 м и добавили тротуар с обеих сторон. Некоторые участки улицы, сделанные в стиле римской мостовой, заменили на новый тротуар, сделанный из квадратных блоков известняка. Новый тротуар также был покрыт полностью переработанной дренажной системой. Изменения Юстиниана включали возведение монументального портика тетрастилон, состоявшего из четырёх 9-метровых в высоту колонн с 1-метровым капителем.

Нам же, в определении особых свойств колоннад, необходимо отметить, что колоннадная улица кардо максимус была точно ориентирована по линии “сервер-юг”, а 2 декуманус – по линии ”восток-запад”. И вопрос: может в этой ориентации был заложен какой-то особый смысл?

 

Римский театр в Апамее

В Апамее сохранились руины римского театра II века. Которые после землетрясения XII века уже представляют собой груду огромных каменных блоков.

Этот театр, наряду с римским театром в Эфесе, являлся одним из крупнейших театров римского мира: предполагается, что его театрон (cavea) мог вместить свыше 20 тыс. зрителей. Единственный другой известный театр, который являлся более крупным, был театр в Помпеях - с приблизительно таким же диаметром театрона.

 

 

Исходя из современных представлений, античный театр состоял не только из театрона, то есть открытых рядов зрительских мест, расходящихся в виде веера и образующих раковину, но и орхестры, в римское время служившей своеобразной ареной, а также скены. В римских театрах за скеной возводилась монументальная постройка - постскениум, оформленная пилястрами, колоннами и имеющая двери для выхода актёров на скену. Постскениум являлся как бы постоянной декорацией.

Одна из главных особенностей театра - свой водный бассейн. А недавно раскопанная терракотовая система трубопроводов, что расположена вдоль восточного разрушенного входа, хорошо сохранена и в бытности была тщательно продумана.

Сегодня бóльшая часть театральной структуры находится в руинах, и только одна восьмая её часть представлена к обозрению. Расположенный вдоль западного конца колоннадной decumanus, этот монументальный римский театр Апамеи был встроен в крутой холм, выходящий на долину реки Оронт.

 

5. Типаса (координаты: 36.593579°, 2.443226° ‎)

Типаса — город в Алжире, расположенный на побережье Средиземного моря в 68 км к западу от города Алжир, административный центр одноимённого вилайета. Древний римский город был построен на трёх небольших холмах недалеко от моря.

Типаса была основана финикийцами и с VI века до н. э. и являлась их заставой. О финикийском периоде в истории города напоминает некрополь — самое древнее сохранившееся сооружение в Типасе.С 46 года н. э. Типаса стала колонией Рима. С III века в городе уже было распространено христианство. Типаса уже в III в. стала христианским городом. Но население, обращенное в христианство, не спешило отказываться от языческих культов. На то, чтобы религия прижилась, понадобилось около столетия.

Руины древней Типасы

 

В IV в. владения Римской империи подверглись нападению берберов, сумевших одолеть на своем пути несколько городов, в том числе Икозиум, на месте которого теперь расположен город Алжир. Типаса стала плацдармом для нанесения ответных ударов. Но город не смог долго противостоять многочисленным угрозам со стороны варварских племен, и в 429 г. Типаса перешла под контроль вандалов, которые разрушили многие городские постройки. В результате этого и последующих нападений были практически полностью уничтожены римские архитектурные памятники и жилые дома.

Со сменой власти Типаса пришла в упадок и опустела.

Делу частичного восстановления города послужили византийцы, завладевшие Типасой в VI в. Но долго они продержаться в регионе не смогли: в VII в. он был захвачен арабами.

Перед победителями предстало печальное зрелище римских развалин на месте некогда процветавшего города, и они назвали это место Тефасседом, что в переводе означает «очень разрушенный». Восстанавливать и развивать его они не стали, поэтому город продолжал исчезать. Никогда больше древняя Типаса не заселялась, и по сей день она лежит в руинах.

 

1. Амфитеатр

2. Храм

3. Новый храм

4. Руины

5. Форум

6. Капитолий

7. Курия

8. Судебная базилика

9. Часовня

10. Вилла Фрески

11. Промышленные мастерские

12. Малые бани

13. Частные термы

14. Большая базилика

15. Башня

16. Подземелье

17. Мавзолей

18. Часовня Александра

19. Катакомбы

20. Театр

21. Нимфеум

22. Акведук

23. Мавзолей

24. Большие ванны

25. Базилика Св. Петра и Павла

26. Христианское кладбище

27. Базилика Св. Сальсы

28. Карьер

 

Строилась Типаса на трёх холмах, от нападения город надежно защищали прибрежные скалы и мощная крепостная стена длиной почти в два с половиной километра. Со временем город приобрел не только военное, но и торговое значение благодаря удобному расположению близ гавани.

Римский город изначально располагался на одном холме, где сейчас находится маяк с видом на старую гавань представляя огороженное пространство, включавшее виллы, форум, театр приличного размера, базилику (в древнем Риме - судебное здание), капитолий. Со временем он распространился на равнину, на два соседних холма, на восток и запад, со многими государственными сооружениями и частными, как известная вилла с фресками, и также был окружен крепостной оградой около 2 200 метров. Хотя она не спасла город от разрушения вандалами, возглавляемыми Гейзерихом, в 430 году. Почти тогда же, когда при византийском императоре Юстиниане I от присутствия вандалов была освобождена Цезария Мавретанская (ныне Шершель), в 534 году, Типаса также получил некоторый мир и благополучие, о чем свидетельствуют реконструкции и расширения некоторых базилик.

После мусульманского завоевания город находился в руинах. Его название было изменено на «Тефассед» («поврежденный», «испорченный»), а руины стали служить мраморными каменоломнями.

При французах город был переименован в Типасу. Первые археологические раскопки имели место в 19 столетии.

На востоке археологического парка находится сад, в прошлом частная собственность (переданная в дар), ныне часть археологического парка, где можно видеть большую коллекцию архитектурных деталей как колонны, капители и тому подобное, амфоры, глиняные кувшины, несколько саркофагов. В целом достаточно интересно, если попадется хороший гид, увлеченный историей и своим делом.

 

Римские театр и амфитеатр Типасы

 

Типаса расположена на берегу Средиземного моря, к западу от столицы Алжира. Несмотря на разрушения, которые приносили с собой новые завоеватели, Типаса сохранила память о великих империях, оставлявших след на её земле. Большая часть этого небольшого города сейчас представляет собой руины, однако историки смогли установить назначение тех или иных построек. По их данным, здесь располагались в основном жилые дома и хозяйственные помещения, а также многочисленные храмы — всего около двухсот зданий.

Лучше всего сохранились более поздние римские постройки. В частности, здесь можно увидеть остатки крепостной стены, возведенной во II в., а также руины амфитеатра, форума и двух храмов.

 

Колоннада Типасы

 

 

В Типасе нас будут интересовать 2 театра – римский и амфитеатр, и 2 колоннадные улицы. Первая – Decumanus, проложенная между 2-мя театрами, и вторая – Cardo, идущая перпендикулярно первой. И вот здесь просматривается довольно-таки любопытное соседство колоннады декумануса (21) и 2-х театров. Причём театры расположены на концах этой улицы и с 2-х её сторон. Но, что римский театр (20), что ”колизей” (1) – оба, по функции, являются ловушками ЛА – объектами системы ПВО. И эти 2 ловушки – связаны между собой колоннадной улицей. Мысль о том, что эта колоннада тоже является элементом системы ПВО – приходит сама собой, автоматически. Так как зоны захвата ЛА театральными ловушками, в основном, определяются диаметрами их театронов, мысль расширяется: а не является ли колоннадная улица неким энергетическим частоколом, не пропускающим пролёт ЛА в пространстве между театрами? И не является ли этот Decumanus ещё и той незримой рукой, какая отправляет этот ЛА к одной из ловушек? Если так, то всё воздушное пространство в районе театров делится этой колоннадой на 2 части – северную и южную половину. Но, у нас есть ещё одна колоннадная улица – Cardo, которая в совокупности с Decumanus делит северную половину ещё на 2 части, на 2 квадранта. И тогда – окончательно сформировавшийся вопрос: а не являются ли наши колоннадные улицы некоей сеткой, направляющей летящие над ней ЛА на уничтожение одной из театральных ловушек ПВО?

Не будем торопиться, рассмотрим новый колоннадный объект – в иорданской Петре.

 

6. Петра, Иордания (координаты: 30.329688°, 35.440916°)

Петра — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Raqm (Ракму). Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долине Аравы, в узком ущелье Сик.

Название Петра получила от семитского слова «скала», так как все культовые здания города были высечены из цельных скал красного песчаника.

 

Ущелье Сик сверху – путь прохода в Петру

 

Петра расположена в горах, далеко на юг от Мёртвого моря. Вход в город лежит с востока, из посёлка Wadi Musa. Вади Муса означает буквально «Долина Моисея». Говорят, что знаменитый иудейский предводитель прошёл через долину и ударом посоха извлёк воду из скалы. Кроме того, на близлежащей горе Гор находится место захоронения библейского Аарона, брата Моисея.

1 Вади Муса

2 Форум Петры

3 Въездные ворота

4 Разрушенный госпиталь

5 Цистерны Джиннов

6 Гробница и Баб-эль-Сик

7 Входная Арка в Сик

8 Набатейский Туннель

9 Ущелье Сик

10 Сокровищница Эль-Хазне

11 Жертвенник

12 Обелиски

13 Памятник льва

14 Тоmbа Сад

15 Триклиниум

16 Гробница Возрождения

17 Гробница архитрава

18 Театр

10-18 Фасадная улица

19 Гробница Унайшу

20 Королевские гробницы

21 Гробница Секстия Флорентийского

22 Фасад Карминия

23 Дом Доротеус

24 Колоннадная улица

Между 24, 26 и 27 - Великий храм Петры

25 Храм крылатых львов

26 Колонна фараона

27 Храм Каср Аль-Бинт

28 Музей (замок крестоносцев Аль Хабис)

29 Новый музей

29-31 Лестница к "Монастырю"

30 Триклиниум львов

31 Ад-Дейр («Монастырь»)

32 Городские стены

33 Гробница Туркмения

34 Гробница вооружений

35 Ниша орла

36 Акведук

37 Замок крестоносцев Аль Вуайра

 

Чтобы попасть в Петру, нужно пройти через узкое тёмное ущелье длиной 1200 м, по которому протекает мелководная речка Вади-Муса. Ущелье расступается, и в лучах яркого света предстает один из скальных мавзолеев, знаменитый Эль-Хазне с двухъярусным фасадом. Сам фасад представляет собой декоративно обработанную поверхность (высотой более 30 м) огромной скалы, внутри которой была высечена небольшая погребальная камера. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название храма (в переводе с арабского «сокровищница»). Ущелье постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза, — это выдолбленные в скалах склепы.

Ущелье Сик Сокровищница Эль-Хазне

 

По мере того, как расширяется узкое горло ущелья Сик, перед глазами открывается Улица фасадов. На которой находятся это гробницы знатных и состоятельных набатейцев. Никаких более существенных подробностей история нам здесь не оставила.

Большой античный театр находится сразу же на выходе из ущелья Сик. Считается, что вытесанное в скале в I веке н. э. сооружение изначально вмещал 3000 зрителей, а позднее было расширено до 7000. Повнимательней присмотревшись, можно увидеть 3 яруса зрительских сидений, разбитых на сектора лестницами. На дорогу когда-то выходил парадный фасад театра. По боковым сторонам его ещё остались чёрные глазницы входов, через которые можно было попасть в здание. От портика сохранилось лишь несколько колонн. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений. Так же как Сокровищница, он был возведен во времена Аретаса IV (I в. н. э.). Позже он был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г., но вся работа каменщиков пошла насмарку вследствие страшного землетрясения 363 г.

Античный театр  Улица фасадов

 

Пройдя дальше по Улице фасадов, попадаем на Улицу колоннад, объект нашего внимания.

Считают, что эта улица представляет собой оригинальное творение набатеев, позднее отреставрированное в период римской оккупации. По обеим её сторонам тянется величественная колоннада. Западный конец улицы соседствовал с Большим храмом, а восточный заканчивался выходом из ущелья Сик, чуть не доходя до римского театра. Полагают, что после того, как она была расширена до 6 м в 106 г. до н.э., эта местная магистраль превратилась в одну из главных торговых улиц древней Петры.

Улица колоннад

 

Для городов восточных провинций, равно как и для североафриканских, характерно оформление главной улицы – кардо, ориентированной с севера на юг, а иногда и декумануса (колоннадной улицы с востока на запад). Но здесь, в Петре, - всего одна колоннадная улица, к тому же идущая с запада на восток. И как её считать, кардо или декуманусом, неизвестно, но всё так же каждый колонный ряд улицы когда-то имел мощное архитравное перекрытие.

Улица колоннад

 

Если двигаться Улицей колоннад на запад, то с левой стороны от нас будут остатки храмового комплекса, который без лишней скромности именуют Большим или Великим храмом Петры.

 

Большой храм

 

Великий Храм является одним из самых впечатляющих архитектурных чудес Петры. Это единственное в своем роде культовое сооружение, имеющее внутри театрон (скамейки для зрителей в виде римского театра). Физические размеры Большого храма впечатляют - ~58 х 140 м. Храм был сооружен более 2 тыс. лет назад.

Расположен к югу от Колоннадной улицы, и через лестницу пропилей можно подняться на нижнюю площадку храма – Нижний Теменос. Ещё 2 лестницы, восточная и западная, ведут к верхней площадке - Верхнему Теменос. Перепад высот между 2-мя площадками составляет 6 м. Предполагается, что высота Большого храма составляла 19 м, и что он возвышался над Колоннадной улицей на 34 м.

В Нижнем Теменосе установлены 2 тройные колоннады, с восточной и западной сторон площадки. В общей сложности здесь когда-то было установлено от 96 до 120 колонн

Верхний Теменос тоже имел свои колонны – 4 на входе – высотой до 19 м и разносом ~7м. С восточной и западной сторон на площадке было установлено по 9 колонн, а с южной – 6. И в этом колонном окружении находился особый объект – римский театр.

Характеристика театрона: максимальный диаметр, по крайним местам верхнего ряда, составляет ~ 33,2 м; лестничными пролётами - одним в центре и два по обе стороны, он был разделен на 4 части; размер сидений, в среднем, составлял 0,35-0,40 м - в высоту и 0.55-0.70 м - в глубину; консервативная оценка вместимости составляет минимум 565 и максимум - 620 человек.

A Западные пропилеи

B Восточные пропилеи

C Западная входная лестница

D Западная крытая галерея

E Западная Экседра (сводчатая ниша)

F Римско-византийские бани

Г Западная стена

H Жилые помещения

I Комплекс причудливых комнат

J Храм K Театрон

L Большая цистерна

М Восточная стена

N Верхний Теменос

O Восточная Экседра (сводчатая ниша)

P Восточная колоннада

Q Нижний Теменос

R Бассейн

S Восточная цистерна

Орхестра: её диаметр составляет ~ 6,43 м. Исследователи считают, что из-за слишком ограниченной и маленькой площади она не годилась для любой крупной функции, хотя могла быть использована для выступлений, драматических презентаций, простых религиозных ритуалов и церемоний. Могла, полагают, иметь даже несколько функций, будь они либо религиозные или светские, или у него есть еще и другие функции. Или, может быть, это был театр-храм?

Нужно отметить, что театр не занимает всю ширину верхней площадки, ибо она обрамляется на её восточной и западной сторонах дополнительными колоннами, украшенными резными коринфскими капителями. Между колоннами и храмовыми наружными стенами устроен широкий коридор. Широкий проход имеется и за наружными стенами.

Анализируя конструкцию Великого храма, отметим, как минимум, 2 характерных его узла – римский театр (K) – он же активная ловушка для летательных аппаратов, и посадочная площадка (Q) для летающих платформ. Площадка, огороженная 3-мя рядами колонн с капителями, почти всё так же, как в конструкции храмов Юпитера и Бахуса – в Баальбеке, либо храмов Парфенона и Гекатомпедона – в афинском Акрополе. Где запуск базирующегося ЛА обеспечивался за счёт 2-х ступенчатой конструкции Великого храма, что навевает аналогии со ступенчатыми горными террасами в Перу, либо со ступенчатой конструкцией южноамериканских битаврингов. И так как определяющим фактором эксплуатации мегалитических сооружений всегда являлась вода, вернее – её движущийся поток, то на схеме храма показаны цистерны-резервуары (R и L), через которые и осуществлялось это водно-функциональное управление объектом.

 

Другими достопримечательностями Петры, конечно же, являются храмы Аль-Дейр, Royal Tomb (Королевские гробницы) и Каср.Аль-Бинт.

Ад-Дейр, вырубленный в скале на вершине утёса монастырь — огромное здание шириной около 50 м и высотой более 45 м. Один только дверной проем имеет в высоту 8 м. Судя по вырезанным на стенах крестам, храм какое-то время служил христианской церковью

Чтобы добраться до Королевских гробниц, нужно преодолеть сложный подъём. Широкий фасад гробницы несколько напоминает храм Аль-Хазне; считалось, что в таком грандиозном здании могли хоронить только королевских или особо знатных персон. Известно также, что в IVв. с принятием христианства храм перепрофилировали под монастырь

Храм Каср.Аль-Бинт, находящийся в конце Колоннадной улицы, на её западной оконечности, считался самым важным храмом города. Установленный на возвышении, он имел массивные стены высотой 23 м и находящийся под открытым небом алтарь. Внутри храм разделён на 3 помещения, среднее из которых являлось святилищем.

 

Ад-Дейр («Монастырь»)  Королевские гробницы  Храм Каср Аль-Бинт

 

С достопримечательностями Петры мы познакомились, пора переходить к её функционалу.

Рассматривая алжирскую Типасу, выявлено любопытное соседство колоннады декумануса и 2-х театров, этих 2-х ловушек ПВО. Причём театры были расположены на концах этой улицы. И появилось подозрение: а не являлась ли наша колоннадная улица своеобразным препятствием, этаким забором, направляющим летящие к нему ЛА к одной из театральных ловушек? Туда, где этот аппарат будет уничтожен.

 

 

Посмотрим на карту Петры. Здесь, в отличие от Типасы, нет второй колоннадной улицы. Здесь самая простейшая схема, когда между 2-мя театральными ловушками есть лишь одна колоннада. Пусть она имеет криволинейную конфигурацию, это – совсем не важно. И из схемы можно понять: те летательные аппараты, что подлетают к колоннадной улице с юга (нижняя часть карты), вынужденно будут снесены на запад, под ”огонь” малого “римского театра” - активной ловушки Великого храма. Но, если ЛА противника приближаются к колоннаде с её северной стороны, их уже будет сносить на восток - под ”огонь” второй театральной ловушки. Той, что располагается на выходе ущелья Сик. Таким образом – за счёт использования колоннад воздушное пространство всей внутренней долины Петры оказалось перекрытым.

 

 

Пока это только утверждения. А где доказательства?

Энергетический принцип действия колоннады лучше всего демонстрировать на схеме сочленения 3-х зубчатых колёс. Так как полёт любого эфирно-вихревого ЛА осуществляется за счёт свободной энергии пространства, то эта энергия будет поступать в аппарат всегда сверху. Но этот поток всегда является вихревым, потому он, применяя правило ”буравчика”, всегда будет закручен по часовой стрелке. И этот вертикальный вихревой поток проиллюстрирован как большая шестерня справа, вращающаяся именно по часовой стрелке.

Обозначенный вихревой поток энергии, достигая при подлёте ближайшего ряда колонн, распадается на ряд более мелких потоков, движущихся между колоннами. И эти потоки обязательно получат противоположную вихревую закрутку. Вращаясь точно так же, как и средняя шестерня на схеме – против часовой стрелки.

И, наконец, вихревые потоки ближайших колонн, встречая на своём пути новый колонный ряд, снова поменяют направление своего вращения, и будут уже вращаться по часовой стрелке.

А теперь взглянем сразу на пару вторичных шестерен схемы: в зазоре их зубчатого сочленения возникнет движущийся в горизонте поток энергии (красная стрелка). Это как в шестеренчатом насосе: сверху рабочая жидкость забирается, вниз – под давлением выбрасывается.

Перейдём ко второй схеме работы колоннадной улицы, что показана несколько в другом аспекте – для множества её колонн. Где ЛА, подлетая к нашему ”забору” по направлению НП, инициирует своей энергией в 2-х рядах колонн разнонаправленные вихревые потоки. За счёт положенных на колонны архитравов этим потокам запрещено превратиться в частокол вертикальных вихревых спиц. Ведь прилетевший ЛА необходимо уничтожить, что можно сделать только теми поражающими средствами, что есть у активных средств – театральных ловушек. Вот потому, при данной конструкционной схеме с замыкающими сверху балками – архитравами, результирующий поток энергии будет направлен по горизонтали влево, активно воздействуя на ЛА, меняя траекторию его полёта. А мы можем записать правило: летательный аппарат, подлетая к колоннадному препятствию, всегда будет сноситься ВЛЕВО.

Понятно, что при подлёте к колоннаде с противоположной стороны, аппарат всё равно будет сноситься влево (на схеме – в противоположном направлении), но уже к другой активной ловушке. И хоть считается, что этот снос ЛА будет производиться за счёт собственной энергии аппарата, не будем забывать: для энергетической работы колоннады под ней должен быть пропущен водный поток. Что осуществить для наших ”богов” было совсем просто – как видим на карте, параллельно колоннадной улице идёт местная речушка - Вади-Муса.

 

Далее...