7. Босра (координаты: 32.517836°,36.481729°)

Босра – старинный город в Сирии, первое упоминание о котором встречается в египетских документах XIV века до н. э. На протяжении нескольких веков Босра была столицей одной из римских провинций и центром на пересечении торговых путей. Тогда же, во времена правления в Риме императоров сирийской династии, основателем которой стал Филипп Аравитянин (Филипп Араб), Босра достигла своего наивысшего расцвета. В эти годы в городе проживало около 80 тысяч жителей. Здесь сооружались великолепные храмы, дворцы и другие общественные здания, в облике которых отразилось сочетание римских традиций с чертами набатейского зодчества. В III веке в Босре были построены одни из первых раннехристианских церквей.

 

Впоследствии, после разделения Римской империи на западную и восточную, город перешёл под власть Византийской империи и в начале VII в. был завоёван империей Сасанидов. В 634 г. город окончательно завоевало войско Арабского халифата.

План города

Колоннадные улицы

На представленном плане древней Босры нас, в первую очередь, будут интересовать колоннадные улицы и римский театр. И здесь хорошо просматривается классическая планировка города с несколькими главными и взаимно перпендикулярными улицами — кардо и декуманус с мостовыми и остатками колоннад.

При входе в главные Западные ворота (15) города сразу же обнаруживаются остатки протяжённой колоннадной улицы (17), что была самым длинным из главных городских проспектов, простираясь: по прямой линии, немного к югу от востока, через группы важных зданий, к Нимфеуму (27), к Восточной Арке. Эту главную колоннаду города я назвал бы кардо, хотя, по классике, эта улица должна быть ориентирована по линии север – юг. Колоннада, начинаясь у Западных ворот, проходит через сердце города, затем ведёт к небольшому возвышению в восточной четверти города и заканчивается у арки менее чем на три четверти пути к восточной стене.

 

 

Кроме кардо, в Босре было ещё 3 колоннады, подпадающие под определение декуманус. И их направление действительно перпендикулярно кардо, когда 2 колоннады лежали с её северной стороны, а третья – с южной. Сами колоннадные улицы довольно-таки сильно разрушены, и былое их величие сегодня отслеживается лишь в руинах колоннад. Но, определимся с этими колоннадами более предметно.

Итак, первая декуманус шла от Северных ворот (34) и заканчивалась на своем стыке с кардо, на его восточной оконечности. Вторая колоннада шла параллельно первой, начинаясь у источника al-Jahir (32) и заканчиваясь тетрапилоном (18), лежащим на линии кардо. Третья колоннадная улица связывала кардо с римским театром.

 

Римский театр

Римский театр - одно из грандиознейших сооружений римской эпохи. Построенный в начале II столетия, он стал, без сомнения, самым ярким памятником этого времени. Театр прекрасно сохранился и даже спустя 2 тысячи лет продолжает потрясать воображение.

Диаметр его зрительного зала составляет 100 м. Нынешние исследователи полагают: театр вмещал 15 тысяч человек, что само по себе является своеобразным рекордом для провинциального города. Так как число мест в любом римском театре находилось в разумном соотношении с числом потенциальных зрителей, то сам собой напрашивается вывод относительно величины и значения Босры в римскую эпоху.

Театр в Босре поражает своей массивностью, но не тяжеловесностью. Прочность конструкции сооружения подчеркивается красотой рисунка каждой детали. От площадки орхестры (сцены) 3-мя ярусами круто, под углом около 45°, поднимаются 35 рядов мест для зрителей, сооруженные, как и все здание театра, из тесаного серовато-черного базальта вулканического происхождения. Сиденья для знатных горожан оформлены в виде кресел с высокими прямоугольными спинками. 6 разбегающихся лучами лестниц делят зрительный зал на 5 основных и 2 более узких боковых сектора. Зрители попадали в зрительный зал и покидали его через внутренние многоярусные галереи и лестницы, обеспечивавшие быстрый вход и выход.

Протяженность театральной сцены — 45 м. От зрительного зала она отделена кулисой, образованной 2-мя рядами колонн, расположенных друг над другом: нижний ряд с коринфскими, верхний — с дорическими капителями. Вокруг сцены и мест для зрителей находится множество хитросплетённых переходов, коридоров и лестниц. По ним можно бродить, как по таинственным лабиринтам старинного замка Удивительна акустика этого театра: слова, произнесенные со сцены, хорошо слышны в последних рядах.

 

В XIII в., после изгнания крестоносцев из Палестины, арабы превратили огромное здание театра в крепость. Все здание было охвачено мощной оборонительной стеной с башнями и глубоким рвом, наружные каменные стены театра укреплены, а зрительный зал засыпан землей. Как ни странно, но именно эти меры позволили античному театру прекрасно сохраниться: 7 веков он пробыл под землей в целости и сохранности, и в 1947 г. в руки археологов Сирийского управления но охране древностей попало настоящее сокровище — огромный и отлично сохранившийся античный театр.

 

Теперь, когда мы познакомились с достопримечательностями Босры, посмотрим – как здесь функционировала “заградительная сеть” ПВО – наши 2 колоннадные улицы.

 

Схема работы 2-х колоннад в Босре

 

На очередной карте-схеме фиолетовой линией показаны: длинный участок – кардо и короткий – декуманус. Основное защищаемое направление – северное, вот оттуда синей линей и показана траектория захваченного ЛА, по которой он движется под поражающий огонь ”римского театра”.

 

8. Джемила, Алжир (координаты: 36.320682°, 5.737650°)

Джемила (Djemila) - деревня, расположенная на горном хребте между руслами двух высохших рек, в 58 км к югу от побережья Средиземного моря, на высоте более 900 метров над уровнем моря. В 1 в. н. э. по велению императора Нервы здесь был основан римский военный гарнизон, названный Куикуль (Cuicul), находящийся на перекрестке северных и южных дорог - из Джиджеля в Ламбез (современный Тазульт), восточных и западных дорог из Цирта (Константина) до Сатифиса.

В течение следующих четырех веков город бурно развивался и процветал. Был построен форум, огромный амфитеатр, способный вместить 3 тыс. человек, бани и роскошные особняки. Благодаря влажному климату, город утопал в зелени. Повсюду колосилась пшеница, расширялись оливковые рощи, а Алжир стал считаться “житницей” Рима.

Черная полоса началась в 431 году, когда Джемилу захватили вандалы. Отвоевать город удалось только через столетие – в 533 году. Несмотря на то, что византийцы вернули городу свободу, люди постепенно покидали его – изменился климат и пустыня начала наступать.

Местоположение Джемилы

 

Древняя Джемила в прибрежных предгорьях

 

План древнего города

Колоннадные улицы

Считается, что почти у всех римских городов есть две широкие и длинные колоннадные улицы: кардо максимус, идущая с севера на юг и декуманус, проложенная в направлении восток-запад, и свой римский театр, имеющий классический полукруглый план.

 

Заметим, что главная улицы кардо максимус, во первых, не является прямолинейной и, во-вторых, совсем не идёт строго с севера на юг. Начинаясь у Северных ворот (1) города, одна простирается в юго-восточном направлении (145 град.) и, по прохождении форума (2), пересекается с декуманус. Далее кардо имеет небольшой излом в новом направлении (155 град.) и получает новое наименование – Grande rue. А вот далее, после поворота в новое направление (30 град.), эта колоннадная улица имеет 4 участка: сначала 2 прямолинейных, 1 – дугообразный и 1 – опять прямой. Где последний прямолинейный участок проходит (курс 112 град.) перед фасадом римского театра. И нужно сказать, что наличие криволинейного (дугового) участка кардо является, скорее всего, вымышленным, появившимся в результате некачественной реконструкции главной магистрали древнего города.

 

 

Что же касаемо положения второй колоннадной улицы – декуманус, то она всё так же проходит под прямым углом к начальному участку кардо.

 

Римский театр

Театр, один из хорошо сохранившихся в Северной Африке, мог вместить до 3000 зрителей.

Считается, что этот театр был построен в 161 во время правления Марка Аврелия и его соправителя Луция Вера. Возведённый в восточной части города, недалеко от холма, на котором впоследствии разместился христианский квартал.

Римский театр Джемилы

 

На севере сооружения тянулся обширный мощёный двор. Сюда же подходил восточный конец колоннадной улицы кардо. Ниже был обустроен ряд крупных резервуаров, которые хранили запас воды, используемой, как известно, и для функционирования театра.

Схема работы колоннад в Джемиле

 

Но, нас будут интересовать вопросы обороны Джемилы. На карте-схеме показана колоннадная улица ломаной конфигурации и траектория сноса захваченного ЛА под поражающий ”огонь” римского театра – этой активной ловушки ПВО. Где эта оборона построена, исходя из наиболее вероятного направления атаки вражеских ЛА – с севера.

 

9. Остия-Антика (координаты: 41.755925°, 12.291356°)

О́стия, ныне Древняя О́стия (Ostia Antica) — римский город в устье Тибра, расположенный в 28 км к юго-востоку от Рима; главная гавань Древнего Рима, традиционно считавшаяся также его первой колонией. По легенде, Остия была заложена царём Анком Марцием в VII в. до н. э., чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

 

Местоположение Остии Антики

Во время Пунических войн здесь была основная стоянка республиканского флота.

Однако, как место стоянки кораблей, Остия была неудобным пунктом: частые заносы русла реки песком и илом требовали постоянных забот об устройстве фарватера. Ввиду этого Цезарь задумал построить искусственную гавань в Остии, но только при Клавдии был устроен новый искусственный водоём, с углублением русла и проведением канала. Траян увеличил сооружения гавани, вследствие чего она стала называться Portus Augusti. При Траяне население Остии превысило 50 тысяч жителей.

Остия. Древний порт и план города

 

Но устье Тибра и его берега постоянно заиливались, и Остия, первоначально находившаяся у самого побережья моря, все более и более теряла свое значение морского порта. Постепенно город стал приходить в запустение, его стали покидать жители, так как практически исчез главный источник их заработка - порт, а к IX веку город был окончательно заброшен и за следующее тысячелетие почти полностью ушел под землю. В XVI веке Тибр в результате наводнения резко изменил своё русло, а море со временем отошло от античной береговой линии примерно на 3 км.

 

Колоннады Остии

Остия развивалась в течение всего времени империи, но наиболее бурный рост ее приходится на начало II в. н.э. Главной городской артерией была магистраль декуманус максимус, идущая в направлении запад—восток и делившая город на две части. Проходя параллельно реке, она была связана целой серией поперечных улиц с прибрежным районом, где находились главные пристани, склады зерна, лавки, мастерские. Декуманус был границей этих районов. Вдоль декумануса расположен ряд зданий общественного характера (храмы, театр, хлебная биржа). Городские ворота и декуманус максимус, вымощенная базальтовыми блоками, — продолжение дороги виа Остиенсе (Остиенсис), соединяющей Рим и Остию Антику.

Главная улица Остии decumanus maximus вдоль русла Тибра шириной 9 м и длиной 2 км

 

Вторая основная улица — кардо — сохраняет значение как магистраль, связывающая порт с центральной частью города. Но все же она имеет подчиненное значение, и Остию можно рассматривать как город, имеющий главным образом осевую планировку.

Основные городские магистрали украшаются колоннадными портиками. Значительные изменения претерпевает форум. Он представляет собой прямоугольную, вытянутую в направлении север — юг площадь и обносится замыкающими его колоннадными портиками. В месте, где на форум выходят улицы, возводятся монументальные арочные ворота. В северной части форума по его длинной оси возводится на высокой мощной платформе главный храм города — Капитолий, прямо против него храм богини Ромы и Августа, а вокруг форума ряд общественных зданий.

 

Римский театр – одна из самых впечатляющих достопримечательностей Остии Антика. Время его возведения относят ко времени императора Августа, правившего на переломе 2-х эр. Позже, в 196 году, при правлении Септимии Севера, затем были ещё перестройки - при Каракалле и в IV веке. У входа в театр, вмещающий до 4 тысяч зрителей, были выставлены статуи нимф, за фасадом располагались 16 лавок. Трибуна, ниши, колонны театра – все были украшены мрамором.

Театр Остии Антика

 

За сценой театра раскинулась просторная площадь Пьяццале-делле-Корпорациони. В 90-х годах XX века кирпичное сооружение II века было снова отреставрировано, и сегодня вмещает около 2700 зрителей. Сегодня театр в Остии живет активной театральной жизнью. Представления идут под открытым небом после захода солнца, когда на театр ложатся ночные тени, и все присутствующие словно оказываются перенесенными на несколько тысяч лет назад.

 

В Остии было 2 пересекающихся колоннадных улицы, каждая из которых имела ломаную конфигурацию. И эти 4 отрезка колоннадного креста образовывали 4 квадранта пространства (на схеме они обозначены цифрами от 1 до 4). И теперь уже было не важно, с какой стороны, с какого квадранта, будет осуществляться прорыв неприятельского ЛА – в любом случае этот аппарат будет захвачен и снесён по отмеченной траектории под огонь римского театра.

 

10. Перге (координаты: 36.957735°, 30.850875°)

Перге – небольшой город на холме, окружённом плодородной поймой реки Кестрос, что в 18 км от Антальи, и его основали греческие поселенцы примерно в 1000 году до н. э. После 1200 года до н. э. Перге являлся городом сначала Ахейцев, затем Греков, а в античную эпоху был объявлен культурным центром Памфилии. Более-менее история Перге в письменных источниках прослеживается с 333-го года до н. э.; в этот год сюда нагрянул Александр Македонский, пощадивший город.

Перге на Средиземноморье

 

Основанный после Троянской войны, Перге вскоре стал крупным портом Памфилии.. В 133 году до н.э. город Перге вошёл в состав Римской империи. Именно в период правления римлян город стал расти и процветать. Позднее Перге прославился ещё тем, что здесь впервые прочёл свою проповедь Апостол Павел, о чем свидетельствует Библия «Деяниями апостолов» от Святого Луки. В VII веке Перге пал под натиском арабов.

 

Карта города Перге

А — древний театр, В — стадион, С — римские ворота, D — поздние античные ворота, Е — базилика I, S — городские стены, южные бани и нимфеум (F, I), (H) — ворота с двумя круглыми башнями, (K) — агора с храмом, (Е) — восточная базилика от ворот, (М) — северная базилика, (L) — центральная 500-метровая улица Перге с водопроводом и колоннами, (Q) — северный Нимфеум, (R) — акрополь .

 

Остатки стен города, которые были высотой 12 м, сохранились с эллинистических времен. Южные ворота, через которые посетители попадают в город, называются «Римскими воротами» и датируются IV в. Сразу за ними находятся эллинистические ворота, датируемые III в. до н. э. По краям ворот стоят башни округлой формы. За воротами небольшой U-образный двор с нишами в стенах. Справа от эллинистических ворот находилась агора (II в.) - политический и культурный центр города. Она традиционно застроена колоннами, а по бокам торговыми рядами.

За эллинистическими воротами начинается широкая дорога. В центре протекал водный канал, по обе стороны от него располагались дороги для гужевого транспорта. Также вдоль канала проходили крытые колоннады с торговыми и ремесленными лавками. С упадком города неиспользуемая часть дороги застраивалась монументами и другими сооружениями.

 

Перге: колоннада, стадион и римский театр

Колоннады

Через всю территорию города тянется улица Колоннад шириной около 20 м; часть колонн на ней была установлена заново, и были частично заменены основания колонн из нового мрамора, они выделяются белым цветом. Бывшая парадная улица кончается на Акрополе у Нимфеона – фонтана шириной 21 м, который в римскую эпоху был обильно украшен мраморными пилястрами, статуями и фризами.

 

 

На заднем плане от площади отходит огражденная колоннадой вторая парадная улица длиной 200 м, пересекая город в направлении акрополя. но здесь раскопки пока не велись. Улица заканчивается нимфеем у подножия холма акрополя, от которого тоже сохранилось очень мало. Посередине этой «двухколейной» дороги когда-то проходил водопроводный канал, «тротуары» же находились в тени крытой колоннады. Еще можно различить древнюю мозаичную мостовую, а на трех колоннах — барельефы с изображениями богов.

 

 

Римский театр

Римский театр - одна из главных достопримечательностей архитектурно-исторического комплекса Перге, находящегося неподалёку от поселения Белек. Считается, что этот театр, рассчитанный на 15 тысяч зрителей, построили римляне - на месте аналогичного эллинского здания во II веке до н.э., расположив его на склоне холма.

 

Римский театр в Перге

 

Древний театр полагают одним из наиболее сохранившихся театров в Малой Азии. Сооружение состояло из 2-х этажей. Стены украшают барельефы с изображением Диониса и Кентроса, которые можно разглядеть. даже сегодня. Часть украшений театра до сих пор находится на своих местах, однако часть, для большей сохранности, была перевезена в Исторический музей Анталии.

Высота театральной сцены, украшенной барельефами, составляет 25 м. В чаше амфитеатра размещено 42 ряда зрительских мест - 19 внизу и 23 сверху. Все места для зрителей разделены на 13 секторов со ступенчатыми проходами между ними.

Во время римского периода здание театра использовалось для проведения гладиаторских поединков.

 

Руины стадиона

Стадион

Рядом с амфитеатром открыт для посетителей самый большой в Малой Азии стадион (234 х 34 метра). Он вмещал до 12 тысяч зрителей и поддерживался по периметру массивными сводчатыми конструкциями. Некоторые арки были проходами на стадион, а в остальных размещались торговые ряды.

Схема работы 2-х колоннад в Перге

 

В Перге, как и в Остии было 2 пересекающихся колоннадных улицы, одна из которых имела ломаную конфигурацию. И в пересечении они образовывали 3 участка пространства (на схеме они обозначены цифрами от 1 до 3). И здесь тоже было не важно, с какой стороны будет осуществляться прорыв неприятельского ЛА – в любом случае этот аппарат будет захвачен и снесён по отмеченной траектории под огонь римского театра.

 

11. Сиде, Турция (координаты: 36.768098°, 31.390746°)

Сиде— древнегреческий город, расположенный на юго-западном средиземноморском побережье Анатолии. Сиде находится в 75 км к востоку от Антальи.

В VII в. до н. э. здесь возникла греческая колония. Слово Сиде на анатолийском диалекте означает “гранат”. Город построен на полуострове и являлся самым важным и большим портом Памфилии. В V в. до н. э. в Сиде, в период персидской гегемонии, появляются собственные монеты. В 334 году до н.э. жители города без всякого сопротивления сложили оружие перед Александром Македонским. Позже город вошёл в состав Пергама, вместе с которым и отошёл к Риму. В II в. до н. э. Сиде сделался центром торговли, культуры и развлечений.

Местоположение Сиде

 

Римские руины в Сиде (ныне популярном курортном городе на юге Турции), находятся в довольно хорошем состоянии и включают в себя не только театр, но и храм раннего римского периода, посвящённый Дионису, и городские ворота.

Реконструкция Сиде

 

Портовый город, основанный греками на мысу примерно в 700 году до н. э., необычен уже тем, что до III века до н. э. здесь говорили на негреческом диалекте, для которого был даже создан собственный алфавит. Предполагают, что на этом древнем анатолийском языке название Side означало «гранат».

Пережив в ранний эллинистический период борьбу диадохов, преемников Александра Македонского, в III веке город превратился в преуспевающий центр работорговли, которая прекратилась лишь в 67 году до н. э. при Помпее, после проведённого римлянами рейда против киликийских пиратов. Во время римского господства Сиде был богатым городом, но с VII–IX вв., когда набеги арабов поставили под угрозу торговлю, пришёл в полный упадок.

С 1947 года археологи начали постепенно раскапывать руины, утонувшие в дюнах. Большинство памятников относится к римскому периоду. В центре древнего поселения простирается квадратная (65 x 65 м) агора (6), античная рыночная площадь, окружённая колоннадами. От Внутренних городских ворот (8) улица с колоннадами (9) ведёт к расположенным на северо-востоке Внешним городским воротам (10) с четырёхугольными оборонительными башнями, которые, к сожалению, сильно разрушены.

План древней Сиде

 

Перед Внешними воротами, по ту сторону античных городских стен, стоят остатки Нимфеона (11) II века, декоративного фонтана с мраморным фасадом, достигавшим когда-то 52-метровой длины. Он снабжался водой по акведуку (12), который частично сохранился до сих пор.

 

Колоннадные улицы

Среди туристов наиболее популярными являются колоннадные улицы Сиде. Их ширина достигала 20 м, а в длину они простирались до 250 м.

В Сиде было целых три колоннадных улицы. Первая начиналась у главных ворот города и заканчивалась монументальной аркой около Римского театра. Часть этой улицы в наши дни стала современной транспортной магистралью, а это, конечно же, никак не поспособствовало сохранности древней архитектуры. В результате, колонны первой улицы сохранились только в районе театра. На обочинах еще видны руины древних жилых домов.

Вторая колоннадная улица пролегала от главных ворот в южном направлении. Здесь сохранность колоннады и покрытия значительно лучше – практически вдоль всей дороги можно увидеть каменные плитки, которыми она когда-то была вымощена.

Третья колоннадная улица в Сиде называлась «улицей Гавани». Ошибочно считалось, что эта улица была продолжением первой дороги, так как начиналась она за Монументальной аркой, ведя к юго-западу и заканчиваясь около храмов Афины и Аполлона.

 

В настоящее время колоннадные улицы заполнены множеством магазинов, сувенирных лавок и ресторанов. Тут можно купить все, что угодно, да еще и цены тут на 40% дешевле европейских. Древняя традиция торговаться, позволит продавцу и покупателю получить удовольствие от процесса. Местные торговцы считают это хорошим способом развлечения.

 

Римский театр

Римский театр, расположенный в центральной части исторического центра города, являлся самым большим из сохранившихся театром во всей Памфилии. Его ёмкость составляла более 20 тысяч зрителей, что, примерно, столько же, как у театра Аспендос. Римский театр был построен ориентировочно в 175 г. н.э.; его ширина составляла 120 м, а диаметр нижней части амфитеатра — 29 м.

 

Римский театр в Сиде

 

Архитектура этого колоссального театрального комплекса сходна с римскими театрами, где зрительские трибуны не были замкнутыми и представляли собой полукольцо, между концами которого находилась сцена. Секция для зрителей была разделена горизонтальным проходом, ниже которого находилось 29 зрительных рядов. Ряды выше - ещё 20 метров в высоту, поддерживались специальными арками. Большинство подобных амфитеатров в Малой Азии “встраивались” в невысокие холмы, в которых выдалбливались сиденья; однако рельеф в Сиде плоский, и античные строители нашли архитектурное решение с использованием арок. Подобная конструкция уникальна для восточного Средиземноморья. Помещение под сценой было 3-х этажным, а орхестра имела полукруглую форму. В театре также всё ещё можно различить вход – монументальную арку и фонтан перед входом.

 

Схема работы колоннадных улиц в Сиде

 

Три колоннадных улицы Сиде практически сливаются в одну – ломаной конфигурации. И здесь тоже было не важно, с какой стороны будет осуществляться прорыв неприятельского ЛА – в любом случае, как это показано на карте-схеме, этот аппарат будет захвачен и снесён по отмеченной траектории под огонь римского театра.

 

12. Эфе́с, Турция (координаты 37.941024°, 27.342875°)

Эфес — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении в море реки Каистр (совр. Малый Мендерес). Ионийские греки примерно в 1200 году до н. э. основали это поселение рядом с древним святилищем анатолийской богини плодородия Кибелы. Город был заложен на берегу Эгейского моря как портовый и быстро развивался за счёт торговли.

Будучи частью Пергамского царства и по завещанию его царя Атталы III, Эфес в 133 г. до н.э. был присоединен к Риму, где стал столицей провинции Азия. При римских императорах он превратился в один из крупнейших городов античного мира с населением более чем 200 000 человек. I-II вв. стали расцветом для Эфеса, когда был перестроен греческий театр и возведены: знаменитая библиотека Цельса, термы и акведуки,. От театра к порту шла виа Аркадиана – главная улица города, названная в честь императора Аркадия и украшенная портиками с колоннами. Когда Эфес был столицей провинции и вторым по величине городом на востоке Римской империи, здесь проповедовал апостол Павел. Знаменита и Ефесская церковь: она фигурирует в Откровении Иоанна Богослова - как одна из 7 церквей Апокалипсиса.

 

Местоположение Эфеса

 

В 330 году Константин I Великий провозгласил Византию (Константинополь) новой столицей. Вызванный этим постепенный упадок Эфеса ещё больше ускорился из-за обмеления гавани. Землетрясения и набеги арабов в 668 и 718 годах принесли новые разрушения. Завоёванный сначала сельджуками (1304 г.), потом монголами (1402 г.) и османами (1426 г.), некогда самый роскошный город Малой Азии на несколько столетий превратился в груды развалин.

План-схема древнего Эфеса

 

Миновав вход, можно увидеть справа площадь Верулана (II в.), а слева - театр-гимнасий (II–IV вв.), который, как полагают, был крупнейшим оздоровительным заведением города.

Первая важная достопримечательность на выбранном пути – это Большой театр. Хорошо сохранившееся сооружение диаметром 130 м с 66 рядами могло вместить примерно 25 000 человек. В 53 году н. э. оно стало ареной драматического конфликта, когда верные Артемиде эфесцы жестоко ополчились на пребывавшего в городе апостола Павла за его миссионерскую деятельность (Деяния апостолов, 19, 23–40).

С верхних рядов отчётливо видна Аркадиана (украшенная колоннами портовая улица), которая по прямой тянется на запад мимо портового гимнасия и портовых терм туда, где находилась ныне пересохшая гавань великого античного города.

У театра начинается ведущая на юг Мраморная улица, с одной стороны которой лежит Нижняя Агора (рыночная площадь) квадратной формы, некогда окаймлённая торговыми лавками. Длина её боковых сторон равна 118 м. В конце Мраморной улицы с правой стороны стоит двухэтажное здание знаменитой библиотеки Цельса – жемчужина римской архитектуры. Пройдя вперёд, можно увидеть настоящее архитектурное сокровище – небольшой храм Адриана, поражающий своим богатым убранством.

Далее слева находился Нимфеон Траяна – роскошный фонтан, украшенный в античное время статуями императора (98-117 гг.) и других сановников, а ещё дальше ворота Геракла с рельефом, изображающим греческого героя.

Верхняя Агора размером 58 x 160 м была политическим центром Эфеса. В западной её части стоит Нимфеон Поллио (93 г. до н. э.), первоначально украшенный статуями. К северу можно видеть руины здания, обычно именуемого Пританеоном (дом заседаний городского совета), где священники (куреты) и девушки-весталки поддерживали вечный огонь. Рядом находился Одеон, сооружённый во II веке.

 

2 театра и колоннады Эфеса

Колоннадные улицы

Основные городские артерии (декуманус и кардо) обычно выделялись своей шириной, причем считалось, что декуманус должен быть в 2 раза шире, чем кардо, и достигать ширины 12 м. Остальные улицы должны быть значительно уже. Хотя это правило и не выдерживалось строго, цифры, ставшие известными благодаря раскопкам, часто близки к этим теоретическим расчетам. Так, в Помпеях ширина основных артерий 9 м, боковых улиц — 4,5 м, в Либарне декуманус имеет 13 м, в Эфесе — 12 м. Обычно строго выдерживалось разделение между проезжей частью и тротуаром, который поднимался над уровнем улицы на несколько десятков сантиметров, достигая иногда 1 м.

Колоннадные улицы выделяли основные городские магистрали, создавая монументальную перспективу, часто завершаемую триумфальными арками или тетрапилами, возведенными на перекрестках. В Эфесе такая улица пересекала весь город с востока на запад,

Колоннады Эфеса

Римские театры

Театры (амфитеатры) в античности были возведены во многих, даже самых небольших городах. Но, здесь находились сразу 2 театра – Большой и Одеон.

 

Большой театр древнего Эфеса

Большой театр

Большой театр древнего Эфеса прилегает вплотную к холмам горы Панаир, фактически располагаясь на её склоне. Считается, что этот огромный театр был построен императором Траяном (98— 117 гг. н. э.). Он считается самым большим из театров подобного рода – на его 66 рядах сидений могли разместиться до 30 тысяч зрителей, весь зал максимально поднимается над сценой на 30 метров.

Театральное здание было трёхэтажным, с особым декорационным строем колонн, скульптурных памятников в нишах и изящных рельефных рисунков. Его передняя и боковые части окружены высокими стенами. Театральная сцена, довольно хорошо сохранилась до нашего времени, а зал театра, возвышаясь по отношению к сцене примерно на 30 м, завершался портиком, что обеспечивало улучшение акустики.

Здесь ставили греческие драмы и устраивали гладиаторские бои.

Большой театр находился в самом начале Портового проспекта, прилегая вплотную к холмам горы Панаир. Передняя и боковые части театрального здания окружены высокими стенами. Театральная сцена, представляющая существенную культурную значимость, дошла до нашего времени и имеет хорошую сохранность. Театральное здание было трёхэтажным с особым декорационным строем колонн, скульптурных памятников в нишах и изящных рельефных рисунков. Второй этаж театра был построен по приказу императора Нерона, а третий — императором Гальбой.

Здание театра было обнаружено в результате многолетних археологических раскопок. Последние строительные работы в театре были проведены во времена правления императора Траяна. Театр вмещал 25 000 зрителей и имел диаметр 50 м.

 

Одеон – или Малый театр, тоже расположен на склоне холма. Считается, что его построил в 150 году н.э. Публий Ведий Антоний, и что изначальным назначением одеона — быть местом для заседаний городского сената и площадкой для театральных постановок. Хотя существует версия, что одеон вообще не использовался как театр - по причине отсутствия приспособлений для слива дождевой воды.

 

Архитектурное решение одеона, вмещавшего более 1,5 тысяч человек, аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукругом рядов, разделённый на 4 основных сектора лестничными проходами.

Как и Большой театр, одеон был заброшен в византийские времена. И лишь в конце XX века были проведены археологические и реставрационные работы, которые позволили частично вернуть его облик.

Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от агоры. Судя по надписи, его построил в 150 году н. э. Публий Ведий Антоний. Считается, что изначальное назначение одеона — булевтерий, место заседаний городского сената. Но сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений.

 

Стадион

Стадион в Эфесе расположен на склоне горы Пион. Стадион с размерами 230 х 30 м был сначала построен в эллинистический период, затем подвергся переделке в правление Нерона (54-68 гг. Н.э.). В 3-м и 4-м веках в восточной части была устроена стена, и была сформирована арена, где происходили игры гладиаторов, дикие бои животных и акробатические шоу.

Во времена гонения на христианство последователей кидали сюда на растерзание львам. Поэтому, когда христианство стала в этих местах господствующей религией, стадион разрушили. Взамен были построены Ворота Преследований как символ страданий.

Стадион размещался к югу от гимназии Vedius. Сиденья на северной секции были установлены на возвышенных сводчатых галереях. У входа на стадион возвышались монументальные входные ворота. Как и все римские стадионы классической эпохи, он имел U-образную форму.

Когда в VII веке Эфес подвергся разрушению, большая часть стадиона была демонтирована, а камень был добавлен к укреплениям на горе Аясулук. На западной стороне сохранились хорошо сохранившиеся монументальные ворота.

Стадион и работа колоннад в Эфесе

 

Колоннадные улицы одной ломаной линией проходят мимо трёх объектов ПВО, обладающих поражающим ЛА свойством – одеона, римского театра и стадиона. И на карте-схеме как раз и показана траектория сноса захваченного в воздухе аппарата, пролегающая вдоль колоннады и мимо указанных 3-х объектов.

 

Пару слов к финалу

Меня всегда удивляло одно обстоятельство в практике строительства ”римских театров”, этих мегалитических объектов ПВО – их узкая полоса гарантированного поражения ЛА противника. Ведь нужно было затратить громадные силы и средства, чтобы создать эти шедевры оборонительного творчества: это и величественная cavea-театрон на склоне холма или на подпорках, это и орхестра со скеной, это и внушительное фасадное здание, это и сложная система водоснабжения театра. А что же получали на выходе? А получали довольно низкую эффективность этого объекта ПВО, энергетическая зона поражения аппарата, по своей ширине, почти не отличалась от диаметра театрона.

С такой ситуацией, когда, по моему разумению, ”боги” что-то не предусмотрели, не сработали с должной эффективностью – я уже встречался при анализе работы глобального источника энергии – Ловозёрской станции. И там меня тоже удивляло обстоятельство: вот создана станция, создана и громаднейшая система обороны шумеров, охватывающая по площади почти все земли Европы, но не предусмотрено никаких мер по обороне-защите Ловозёрья. Ведь стоит только разрушить этот источник энергии – и всё! – империя останется голой и беззащитной перед своими врагами!

Но, чуть позднее, мне пришлось убедиться: это не ”боги” что-то не предусмотрели или не сработали с должной эффективностью, это я своевременно не обнаружил их средства защиты. И потому, заканчивая работу по изучению римских театров и ”колизеев”, уже знал: нужно искать другие оборонительные объекты, которые бы устранили отмеченный недостаток и расширили зону (полосу) оружейного поражения театров (”колизеев”). И точно! Прошло не так много времени, и эти объекты – колоннадные улицы – были найдены!

И ещё: изучение-анализ оборонительных средств шумеров на берегах Средиземного моря всегда будет не полным, если не охватывать своим вниманием, сразу и в совокупности, 4 функционально связанных объекта. Это: римский театр (”колизей”), омфалос – этот элемент системы оповещения о воздушной опасности, стадион – являющийся не только посадочной площадкой ЛА, но и ловушкой ПВО, и найденные только что колоннадные улицы – эту “заградительную сеть” ПВО, устанавливаемую между театрами и стадионами с целью закрытия оборонительных брешей.

 

Удачи,

Ваш Александр Махов

Оглавл…