Платформа Гребенникова

 

История изобретения

Для тех, кто ещё не успел ознакомиться с замечательной книгой “Мой мир”, можно напомнить, что её автор - Виктор Степанович Гребенников, сибирский энтомолог, занимался изучением эффекта полостных структур (ЭПС) у насекомых. Так он назвал таинственное излучение, исходящее от их гнёзд.

Замечание:  новый термин – ЭПС – внёс некоторый сумбур в понимание сути явления. И должен заметить, что этот эффект – всего лишь частное, но усиленное проявление перепада эфирного давления на объёмной форме – полости.

Но, пойдём дальше. И как пишет ВСГ: “Летом 1988 года, разглядывая в микроскоп хитиновые покровы насекомых, перистые их усики, тончайшие по структуре чешуйки бабочкиных крыльев, ажурные с радужным переливом крылья златоглазок и прочие Патенты Природы, я заинтересовался необыкновенно ритмичной микроструктурой одной из довольно крупных насекомьих деталей. Это была чрезвычайно упорядоченная, будто выштампованная на каком-то сложном автомате по специальным чертежам и расчетам, композиция. На мой взгляд, эта ни с чем не сравнимая ячеистость явно не требовалась ни для прочности этой детали, ни для ее украшения.

Ничего такого, даже отдалённо напоминающего этот непривычный удивительный микроузор, я не наблюдал ни у других насекомых, ни в остальной природе, ни в технике или искусстве; оттого, что он объёмно многомерен, повторить его на плоском рисунке или фото мне до сих пор не удалось. Зачем насекомому такое? Тем более структура эта - низ надкрыльев - почти всегда у него спрятана от других глаз, кроме как в полете, когда ее никто и не разглядит.

Я заподозрил: никак это волновой маяк, обладающий «моим» эффектом многополостных структур? В то поистине счастливое лето насекомых этого вида было очень много, и я ловил их вечерами на свет; ни «до», ни «после» я не наблюдал не только такой их массовости, но и единичных особей.

Положил на микроскопный столик эту небольшую вогнутую хитиновую пластинку, чтобы еще раз рассмотреть ее страннозвездчатые ячейки при сильном увеличении. Полюбовался очередным шедевром Природы ювелира, и почти безо всякой цели положил было на нее пинцетом другую точно такую же пластинку с этими необыкновенными ячейками на одной из её сторон.

Но, не тут-то было: деталька вырвалась из пинцета, повисела пару секунд в воздухе над той, что на столике микроскопа, немного повернулась по часовой стрелке, съехала - по воздуху! - вправо, повернулась против часовой стрелки, качнулась, и лишь тогда быстро и резко упала на стол.

Что я пережил в тот миг - читатель может лишь представить...

Придя в себя, я связал несколько панелей проволочкой; это давалось не без труда, и то лишь когда я взял их вертикально. Получился такой многослойный «хитиноблок». Положил его на стол. На него не мог упасть даже такой сравнительно тяжелый предмет, как большая канцелярская кнопка: что-то как бы отбивало ее вверх, а затем в сторону. Я прикрепил кнопку сверху к «блоку» - и тут начались столь несообразные, невероятные вещи (в частности, на какие-то мгновения кнопка начисто исчезла из вида!), что я понял: никакой это не маяк, а совсем, совсем другое.

И опять у меня захватило дух, и опять от волнения все предметы вокруг меня поплыли как в тумане; но я, хоть с трудом, все-таки взял себя в руки, и часа через два смог продолжить работу...

Вот с этого случая, собственно, всё и началось”.

А через 2 года кропотливой работы появилась показанная на фотографии платформа – летательный аппарат с удивительными характеристиками. Он невидим для окружающих, не требует традиционного в нашем понимании двигателя, не имеет ни крыла, ни воздушного винта, бесшумен, элементарно развивает безопасную скорость полёта в 1500 км/час, которая не ощущается пилотом, совершенно отсутствуют инерционные свойства перемещаемого тела, нет ни теплового воздействия на ЛА окружающего воздуха, ни скоростного напора и многие другие качества. И по виду очень простой – стойка с двумя рукоятками, установленная на раскрытом этюднике.

Мысль о возможности создания вихревого летательного аппарата у изобретателя возникла не на пустом месте. Он во многих местах своей книги описывает замечательные свойства надкрыльев скарабея, златки и особенно бронзовки. По сути  - надкрылья – это несущая система насекомого.

Но как приспособить её для нужд человека?

Да, очень просто. Нужно создать элементарную ячейку, геометрически подобную ячейке насекомого, которая создавала бы тягу, а затем объединить требуемое количество этих ячеек в панели. Вот вам и несущая система ЛА!

 

Скарабей

 

Несущая система представляет собой, по сути, движитель платформы Гребенникова (ПГ).

Сразу заметим, что этот движитель – вихревой, пассивного типа. Это означает, что в основе создания тяги лежит эфирный вихрь, и только вихрь, формируемый конструкцией несущей системы ЛА. Пассивный тип движителя, в отличие от активного, подразумевает, что для создания вихревой “тяги” не требуется ни внутренний источник энергии, ни внутренний источник ионизации – эта “тяга” создаётся лишь за счет энергии окружающей среды (более подробно – в статье Тайны платформы Гребенникова).

Несущая система состоит из 4-х панелей секторной конфигурации, установленных каждая – в своём углу платформы.

Несущая система должна:

-          обеспечить необходимую величину общей тяги, как в вертикальном, так и в горизонтальном полете ЛА;

-          при отсутствии специальных (дополнительных) элементов ЛА – обеспечить условия устойчивости и управляемости аппарата (стабилизация и изменение положения в пространстве).

К конструктивным вариантам исполнения панелей мы еще подойдем, сейчас же рассмотрим устройство элементарной вихревой воронки (ячейки).

 

Вихревая ячейка – это первичный элемент несущей панели, мини-движитель. Как и всякое вихревое устройство, этот движитель имеет резонатор, формирователь, ионизатор и сток.

Для того, чтобы мог родиться и функционировать вихрь, он должен быть настроен на одну из гармоник СКЧ планеты. Эта функция реализуется резонатором – конусно-вогнутой полой воронкой, имеющей строго определенные внутренние размеры: радиус R0 образующей, диаметр D раструба и радиус “глаза” Δ. Вспомним, что между ними существует математическая зависимость: D = 2(R0 + Δ).

Геометрические размеры воронок образуют ступенчатый ряд, где промежуточным значениям нет места.

 

Вид ячеек со стороны раструба

 

В качестве одного из элементов формирователя вихря служит всё та же воронкообразная полость, к нижней части которой примыкает отражающая поверхность. Эта поверхность есть ничто иное, как поверхность веерных пластин системы управления ЛА.

На внешней стороне ячеек была приклеена объёмная сетка, выполняющая роль источника вращающегося в каждой воронке магнитного поля. Эта же сетка в паре с немагнитным металлом отражающей поверхности образует обкладки источника электростатического поля. Она же служит в качестве обмоток синхронизации частоты  и направления вращения вихрей работающих ячеек панели (несущей системы).

Система ионизации, ещё раз подчеркнём, - пассивная, естественная. Этот фактор является определяющим в конструкции ПГ, и мы с ним сталкивались ранее только при рассмотрении диска Сёрла (Година-Рощина). ВСГ сам неоднократно подчёркивал капризность её работы: аппарат запускался только в летнее, тёплое время года.

Сток зарядов обеспечивает устойчивую и непрерывную работу аппарата в воздухе. Он обеспечивает удаление излишков электрических зарядов с внешних поверхностей воронок и с нижней поверхности веерных пластин. Эта же система препятствует энергетической “закупорке” вихревых воронок на этапе их запуска. Конструктивно была выполнена, по косвенным данным, - из волосков шерсти ангорского кролика.

 

Конструкция платформы. О конструкции несущей системы в авторских источниках почти ничего нет, за исключением того, что он упоминает такие термины, как: “гравитационные платформофильтры”, “гравитационные мелкосетчатые блокфильтры” или “блок-панели”.

Из смежного рисунка ВСГ можно заключить, что они имели секторный вид и перекрывались веерными пластинами с полукруглыми вырезами.

Каждый из 4-х пакетов пластин, а это уже отдельный узел системы управления,  вращался вокруг неподвижной оси, установленной в своем углу платформы.

Верхняя часть платформы – использовалась как рабочее место для “стояния” пилота. На ней же установлена Т-образная металлическая стойка, выполнявшая 2 основные функции: размещения рукояток управления платформой и “привязи” пилота к ней во время полёта.

Как можно понять из книги, одна из рукояток стойки – левая - использовалась для изменения общей тяги, другая - раздельной. Поворот этой правой рукоятки приводил к изменению скорости горизонтального полёта. Кроме того, существовала и ещё одна рукоятка – внизу стойки – для аварийного перевода аппарата в режим зависания.

Проводка управления – тросовая: “..гибкий тросик внутри левой ручки передает движение от левой рукоятки на гравитационные жалюзи. Сдвигая и раздвигая эти “надкрылья”, совершаю подъём или приземление”,  ” ..правая рукоять - для горизонтальнопоступательного движения, что достигается общим наклоном обеих групп “надкрыльев” жалюзи, тоже через тросик”.

Управление разворотом платформы - с помощью снятия со стойки одной из рук: “…почти всё время обе руки заняты, лишь одну можно на две-три секунды освободить”.

Надёжность конструкции сам изобретатель оценивал невысоко: “…моя “техника”, изготовленная полукустарно, пока еще слишком миниатюрна и непрочна”. Были и аварийные случаи, связанные с надёжностью системы управления: когда однажды в полёте слетела левая рукоятка, а в другой раз -  заклинило часть жалюзи, едва не приведшие к трагическим результатам.

 

Лётные характеристики. Платформа могла без особого труда развивать безопасную скорость до 25 км/мин (1500 км/час). Полёт на более высокой скорости, в связи с недостаточной надёжностью аппарата, ВСГ не производился. Скорость – сверхзвуковая, но ни скоростного напора воздуха, должного воздействовать на аппарат и пилота, ни сопровождающего шума Гребенников не ощущал: “…вот на опушке колка трое ребят собирают ягоды - снижаюсь до бреющего полета, замедляю скорость, пролетаю рядом с ними. Нормально, никакой реакции - стало быть, ни меня, ни тени не видно. Ну и, конечно, не слышно: при таком принципе движения - в «раздвигаемом пространстве» - аппарат не издаст даже малейшего звука, так как даже трения о воздух здесь фактически не происходит”.

Приборные замеры высоты полёта исследователем не производились. Об этом параметре можно судить лишь косвенно: ВСГ описывает полёт над облаками и случай встречи с самолётом местных линий. Так что, если назвать цифру в 900 - 1000 м, то это не будет большой ошибкой.

По дальности и продолжительности полёта ПГ ограничений не имеет. Полёт может быть ограничен лишь 2-й компонентой системы “ЛА - человек”, т.е. физической выносливостью пилота.

Платформа в полёте исключительно устойчива. По другим лётным параметрам: скорости набора и снижения высоты, маневренности, управляемости – цифровых данных нет, и каждый читатель может сделать свои заключения самостоятельно.

Пользуясь результатами эксперимента Година-Рощина, можно сделать вывод и о величине максимального полётного веса аппарата – от 85 до 120 кг. Более точную оценку можно произвести, зная истинную площадь несущей системы ЛА.

Лётные ограничения. К мерам обеспечения безопасности полёта необходимо отнести ограничение углов отклонения платформы в продольно-поперечном направлении от плоскости горизонта – но, и этот вопрос не исследован. Ясно одно: с увеличением наклона  платформы подъёмная сила ЛА – падает, а при приближении к углам ~ 90 град. – тяга вообще исчезает.

Недопустим полёт над ЛЭП, населенными пунктами, в грозу, в дождь, в зоне действия РЛС или в воздушных струях ЛА.

Опасен полёт и над кольцевыми структурами строений: эти структуры обладают собственным интенсивным перепадом эфирного давления и направленными эфирными потоками.

Следующая мера обеспечения безопасности полёта – строгое соблюдение чистоты платформы ЛА: раз эфирный кокон не пропускает вещество вовнутрь себя, то он должен препятствовать и его выбросу наружу: “…ни одна деталь, частица, даже самая крохотная не должна быть брошена, обронена во время полёта или в месте приземления. Вспомним «Дальнегорский феномен» 29 января 1986 года, похоже, трагический для экспериментаторов, когда вырвало и разметало по огромной территории весь аппарат, а от гравитационных микроячеистых фильтров были обнаружены лишь жалкие обрывки «сеточек», не поддающиеся -- так и должно быть! - толковому химическому анализу”.

 

Обеспечение биологической безопасности. Конструкция платформы такова, что жёсткое СВЧ-излучение, проходящее тонкими иглами, по числу ячеек, через тело пилота обязательно должно было воздействовать на мягкие и костные ткани организма.

И конструктивно этот ЛА  биобезопасность не обеспечивает, что могло стать вероятной причиной серьёзного заболевания исследователя и, возможно, - его смерти.

Впервые здесь затрагивается вопрос о воздействии на человеческий организм неизвестного ранее фактора: изменения “прямолинейного”, а не привычного - “сферического” времени в пространстве планеты.

 

К вопросам проектирования платформы

Кто бы ни попытался построить свой вариант летающей платформы, он неминуемо должен учитывать 4 группы факторов:

-        энергообеспечение полёта за счёт свободной энергии среды;

-        ограничение максимального полётного веса;

-        обеспечение надёжности ЛА;

-        соблюдение мер биологической безопасности.

 

Движитель ЛА – источник свободной энергии. Количество структур, обладающих высоким показателем перепада эфирного давления, довольно велико, но лишь одна, из известных мне, отвечает направлению поиска. Это – почти закрытая конусно-вогнутая воронка.

Замечание:  множество “искателей” секрета движителя никак не может  заметить наличие таких полостей в воронках-ячейках ПГ, хотя ВСГ почти на каждой странице своей книги  не только говорит об эффекте ПОЛОСТНЫХ структур, но и приводит фотографии  насекомых с их воронкообразными полостями, как крыльев, так и надкрыльев.

А сколько разговоров о трудностях реализации таких воронок?  Конечно, желание сделать побыстрее – понятно, но ВСГ-то потратил на это целых ДВА года!

И вот перед нами фотографии надкрылья и брюшка златки, где сама природа подсказывает, что конусные ячейки расположены правильным 6-угольником: 6 – внутри и 1 – в его центре.

 

 

 

Если на фотоизображениях, сделанными с помощью сканирующего электронного микроскопа при увеличении до 900-1000 крат, не видны внутренние полости воронок, и нельзя визуально подтвердить приведенную геометрию внутренних полостей, то на фотографиях крыла златки – вот она, наша конусно-вогнутая воронка!

 

На двухстороннем изображении крыла (на первой фотографии) отчетливо видны их конуса, на второй, - в результате механических повреждений тонкой пленки, закупоривавшей вихревые полости воронок, хорошо просматриваются раструбы самих воронок. Что это именно механические повреждения фотографируемого образца, подтверждают части правого фотоснимка, где закрывающая полости пленка осталась полностью или частично неповрежденной. Здесь же демонстрируется и 6-тиугольная геометрия взаимного расположения  вихревых воронок.

Вся настоящая обзорно-историческая подборка ЛА, функционирующих на принципе меркабы, говорит: только такая воронка обеспечивает идеальное образование и работу ионно-эфирного вихря, и только такой вихрь одновременно выполняет 3 задачи:

-        доставку энергии среды вовнутрь полости воронки;

-        поддержание вращения вихря за счёт вторичного потока положительной обратной связи;

-        создание кокона раздела сред: материальной и эфирной, т.е. эфирной тяги.

 

Параллельная работа ячеек. До сих пор мы рассматривали конструкции различных индЛА, имевшие лишь одну вихревую ячейку.

В вихревой платформе – ситуация иная. Здесь необходимо заставить малоразмерные и маломощные ячейки работать параллельно, объединить их мощности и тягу – для решения единой лётной задачи.

Но, здесь же, как следствие, проявляется и проблема компенсации момента разворота ЛА, возникающего при суммарном воздействии работающих элементарных вихрей. И её тоже нужно решать.

Объединение мощности и тяги вихрей производится через однослойную установку ячеек на единой поверхности. Суть параллельной работы  предопределяет ещё и единообразие частотных характеристик вихрей, а компенсация моментов разворота – вынуждает прибегнуть к разнонаправленному вращению каждой пары вихрей. Обе эти задачи решаются за счёт установки обмотки синхронизации или, как говорил ВСГ, - “сеточки”.

Но, обратимся к рисунку, приведенному ВСГ и расширенному мной, – росписи фараоновой гробницы. Перед глазами 4 вертикальных ряда вихревых ячеек, изображенных сверху, со стороны “глаза” вихря. Половина ячеек - левого вращения и половина – правого. И по 5 фазовых связей от каждой ячейки. Электромонтаж, выполненный по правилам СВЧ-техники: для исключения взаимовлияния электромагнитных полей не допускается никаких параллельных проводников, все пересечения желательны только под прямым углом с перевязкой связей против часовой стрелки (правая система).

Здесь же во всей красе – жук-скарабей в полете между двумя планетами. По фону – напоминания о важности элементов стока.

Но, изображенная структура ячеек и их связей всё равно имеет структуру квадрата, что не совсем экономично с точки использования полезной площади панели.

Ещё можно заметить, что начало каждого провода связи имеет на рисунке строгую ориентацию (синхронизация по фазе).

И следующее. Следование идеальному вихрю меркабы показывает, что количество витков каждого провода вокруг оси воронки равно 0,75, а их шаг, увеличиваясь от подошвы воронки, - экспоненциальный.

Замечание:  в настоящей статье приводятся уточнённые данные, иной раз не совпадающие с аналогичными, но приведенными в предыдущих публикациях. Автор намеренно не стал корректировать последние с тем, чтобы показать всю динамику научного поиска.

Итак, обмотка ячеек выполняет несколько функций: это и формирование совместно с полостью ячейки ионного вихря заданной частоты, и синхронизация по частоте параллельно работающих ячеек панели, и задание спина этих вихрей – залога отсутствия разворота ЛА при управлении, и обеспечение синхронизации вихрей по фазе.

А как с этой обмоткой у насекомых?

Читательская информация говорит, что на высушенных надкрыльях жуков эффект тяги отсутствует. Поэтому есть твёрдое подозрение, что у этих насекомых вокруг ячеек имеются капиллярные спиральные сосуды, заполненные токопроводящей жидкостью. Естественно предположить, что вскоре после гибели насекомого эта жидкость теряет свои электропроводящие свойства.

 

Схема синхронизации, показанная на  рисунке ВСГ, определяет взаимодействие смежных вихревых ячеек. Это, по сути, - дорожка Кармана, определяющая возникновение вихрей при взмахе весла по воде.

Хотя новый рисунок показывает образование дорожки вихрей Кармана в потоке за препятствием (сверху-вниз), наше воображаемое весло движется наоборот - снизу-вверх, по линии между 2-мя рядами вихрей. Это – природное вихреобразование, и его изображение можно встретить на многих древних рисунках.

Нас же оно должно интересовать только с точки благоприятного соседства разновращающихся вихрей. И многочисленные исследования показали, что не всякая конфигурация вихрей в этой дорожке является устойчивой (долгоживущей). Например, на последнем рисунке, как и на схеме синхронизации, расположение вихрей имеет структуру квадрата – это неустойчивая вихревая система.

Для повышения живучести вихри должны быть расположены иначе - под углом в 60 град. друг к другу. И тогда 3 смежные воронки системы образуют правильный равносторонний треугольник, а новая схема синхронизации приобретёт вид, показанный на очередном рисунке. Это - расширенная схема обмоток ячеек, где разноцветными стрелками показаны движения воображаемых и встречных потоков Кармана. Число связей, по сравнению с предыдущей схемой, возрастёт: с 5 до 6, но – главное: мы заранее заложили в конструкцию ЛА фактор повышенной устойчивости вихревой системы. Системы, обеспечивающей совместное существование группы вихрей, синхронизированных по частоте, фазе и направлению вращения.

Если рассмотреть треть левой части схемы во фронтальной проекции, то увидим 2 ячейки (см. новый рисунок). И эти ячейки в верхней части – это наша объёмная сетка,  витки спиральных обмоток которой имеют различное направление. Внизу – отражающая поверхность системы управления.

Если подать на пару “сетка-отражающая поверхность”  единичный импульс пускового заряда с потенциалом 1, то в каждой из ячеек возникнет вихревое магнитное поле, направление вращения которого  Ω1  или  Ω2 совпадает с направлением намотки её спиральных витков. Тогда в этих спиральных обмотках начнёт протекать многофазный ток возбуждения, который в совокупности с электродинамическим полем импульса закрутит в противоположных направлениях имеющиеся в полостях воронок ионы. При этом положительные ионы будут двигаться к глазу воронки, а отрицательные – осаждаться на её внешней поверхности.

Эти отрицательные ионы будут действовать встречно импульсу заряда, и если не обеспечить их сток, то произойдёт энергетическая закупорка ячеек, и генерация – прекратится. На графике процесс стока соответствует заднему фронту 2 импульса.

Далее вступают в работу новые вихревые потоки обеих ячеек – вторичные (на графике – соответствуют фронту 3) и т.д.

В холодное время года в воздухе очень мало ионов. Потому для облегчения запуска к воронкам лучше подавать поток теплого ионизированного воздуха.

 

Конфигурация панелей и механизм управления полной тягой. Веерная конструкция системы управления, на мой взгляд, обладает рядом недостатков: имеются люфты в цепи управления, малая надежность межэлементных соединений веера и, главное, элементы пакета не находятся в одной плоскости. Последний фактор может привести к нестабильности (неопределенности) включения-выключения ячеек. Кроме того, узкие и длинные полоски элементов веера, защемленные лишь консольно, под воздействием механических и электрических факторов могут начать колебаться. Это тоже может вызвать нестабильную работу несущей системы.

Конструктор волен выбирать  те или иные элементы, и мы будем рассматривать свою конструкцию заслонки – плоский диск-обтюратор.

 

Диск управления полной тягой (вид снизу)

 

Отсюда следует, что панели должны быть расположены по дуге круга внутри платформы, т.е. иметь секторно-дуговую конфигурацию, но направленные меньшими радиусами, в отличие от платформы Гребенникова, не вовне, а внутрь общего круга этой платформы. Диск-обтюратор (отражающая поверхность) при этом будет единым для всех панелей и иметь ось поворота в центре этой платформы.

Рабочая поверхность диска – имеет сферическую кривизну. Это означает, что и отдельные панели, и вся несущая система платформы будут иметь аналогичную конфигурацию. Такая мера приведёт к некоторому отклонению потоков опасного излучения вовне, а значит – и защитит стоящего между них пилота. Одновременно такая мера ещё более увеличит устойчивость аппарата в полёте.

Внимание! Диск-обтюратор должен вращаться вокруг неподвижной оси, а не во втулке. Это связано с описанием некоего опыта, когда попытались вращать ось против направления вращения движущегося на ней диска; последний поменял направление вектора вращения на 90о.

Теперь осталось расположить требуемое количество ячеек на панелях таким образом, чтобы соблюдался баланс моментов разворота ЛА при любом положении диска-обтюратора. Понятно, что попутно здесь решается и задача конфигурации окон обтюратора.

 

Управление полной тягой  индЛА – обеспечивает вертикальный полёт и полёт в режимах набора высоты и снижения. Принцип управления полной тягой мы рассмотрели, он обеспечивается поворотом диска-обтюратора. Необходимо заметить, что в описываемой здесь конструкции желательно обеспечить не плавное, а ступенчатое изменение угла поворота диска. Это позволит исключить какую-либо неопределенность в работе ячеек.

 

Продольное и поперечное управление – обеспечивает поступательный полет соответственно вперед-назад или влево-вправо, а также разворот.

У Гребенникова этот вопрос решается с помощью отгиба веерных элементов жалюзи (за счет изменения зазора между плоскостью веера и плоскостью раструбов воронок).

Здесь же предлагается иное решение: установить комплект панелей вместе с обтюратором вовнутрь двухрамочного карданного подвеса. Тогда поворот одной рамки вызовет наклон несущей системы в одном, например, в продольном направлении, а поворот другой – в другом, в данном примере, - в поперечном направлении. Вместо кардана можно использовать и другой универсальный шарнир: сферический, пружинный и т.п.

Продольно-поперечное управление в этой конструкции легко совместить с единственной ручкой управления (по типу вертолетной, истребительной, джойстика). При отклонении такой ручки в промежуточных направлениях отклонятся сразу обе рамки подвеса, произойдет разворот полного вектора тяги в требуемом направлении.

Замечание:  если использовать для бокового управления, как у ВСГ - руки пилота, то рассматриваемое управление можно упростить, сведя его только к продольному. В этом случае, несущая система должна отклоняться от нейтрали только вперёд, в сторону увеличения скорости полёта. 

Понятно, что любое воздействие на органы продольно-поперечного управления вызовет уменьшение подъёмной силы, которое можно скомпенсировать воздействием на органы управления полной тягой – точная аналогия ЛА физической среды.

Заметим, что углы отклонения рамок исчисляются несколькими единицами градусов. Чрезмерное отклонение – это высокая скорость, что может оказаться небезопасным. В связи с этим, на рамки подвеса можно установить ограничители отклонений. Если в продольном отношении цепь управления должна фиксироваться в полёте в промежуточном (не нейтральном) положении, то для поперечного управления характерен режим его кратковременного использования – для установки или коррекции курса. В связи с этим, цепь поперечного управления может фиксироваться в нейтрали с помощью двух встречно напряженных пружин. При желании такие же пружины, но управляемые (эффект триммера), можно поставить и в цепи продольного управления.

 

 

Далее...