Храм Кантатальита

К востоку от Акапаны находятся развалины храма Кантатальита (Kantatallita), или Утренний свет (Luz del amanecer). Он, по мнению учёных, относится к классическому периоду Тиуанако (374 - 900 гг. н.э.). Глядя на снимок, можно заметить, что он состоит из 2-х частей, из которых западная половина имеет прямоугольную конфигурацию с размером площадки 16,7 х 23,9 м.

 

Восточная часть комплекса Тиуанако

 

Вид с востока

 

Храм был полностью разрушен, и о его восстановлении пока никто не говорит. Он был разрушен так, что археологи даже не берутся тут что-то реконструировать. Тем более, что нет ни понимания функциональной концепции, ни представления о конструкционном виде.

Развалины храма Кантатальита. На заднем плане слева пирамида Акапана, справа - храм Каласасайя

 

А.Элфорд назвал Кантатальиту “образцом высокого строительного искусства”. Он писал: “Там находится несколько очень точно вырезанных камней, опять-таки с идеально выбранными внутренними кромками. Один из камней (серый гранит) является совершенно поразительным образцом резьбы. Передняя плоскость камня покрыта причудливой резьбой, и на ней видны отверстия для штырей. Что касается задней плоскости камня, то трудно найти подходящие определения, чтобы описать необычайно совершенную симметрию её рисунка. Идеально ровные грани камня, а на нём рельефные узоры с выпуклостями, выступающими одновременно вниз и внутрь. Попробуйте-ка изобразить такое при помощи каменных орудий!”.

Видимо, эти резные андские кресты на огромном каменном блоке и вызвали восхищение А.Элфорда

 

К чудесам обработки камня можно отнести и плиту из андезита, считающуюся макетом Каласасайи. Вот что писал о ней Э.Скуайер: “Я не мог противиться впечатлению, что этот камень был задуман как миниатюрное изображение или модель священного здания, или какого-либо из зданий, возведённых строителями памятников Тиуанако. Вход в утопленную зону в камне, ступени, ведущие к возвышению, окружающему её, и наос напротив входа, ограничивался, возможно, колоннами из бронзы или камня, установленными в пазы и поддерживавшими своего рода крышу, составлявшими внутреннюю часть храма, в которой стоял идол или символ поклонения, все эти функции, казалось бы, указывают на символический дизайн этого монумента”.

 

“Символический камень” из книги Э.Скуайера в сравнении с сегодняшним изображением

 

Характер разрушений храма таков, что следы давнишнего взрыва позволяют говорить о целевом уничтожении Кантатальиты, как объекта определяющего значения комплекса Тиуанако

 

Назад...