Посадочные площадки крейсерских кораблей

А теперь – очередные вопросы: какими были крейсерские корабли шумеров, и на какие площадки они садились?

Вот, например, с мезоамериканскими воздушно-космическими кораблями всё ясно. Это были большегрузные корабли 1-го класса, каждый из которых был приписан к своему городу, где имел собственную посадочную площадку-битавринг.

И о размерах этих кораблей мы можем судить очень точно – как раз по размерам и конфигурации этих посадочных площадок. А наименование ”битавринг” подобный “стадион” получил по аналогии своей конфигурации с сечением двутавровой балки и вторым именем лётного ангара – эллинга. Но, современная наука вовсе не признаёт инопланетный след в истории Земли, а потому трактует эти площадки как “стадионы для игры в мяч”.

В Европе тоже есть древние сооружения, полагаемые спортивными. Считается, что история этих спортивных сооружений – стадионов - восходит к античным временам Греции и Рима, а развитие принципов спортивных игр шло параллельно социальному развитию европейских народов на протяжении их тысячелетней истории. И что, в развитие спорта, было сооружено множество стадионов и ипподромов. Хотя и почему-то наибольшее их количество сосредоточено вовсе не в Греции или Риме, а в Малой Азии – на территории сегодняшней Турции.

Также бытует мнение, что церковь повела активную борьбу против римских зрелищ, собиравших десятки тысяч зрителей. Начался медленный упадок классической культуры, а вместе с ней и физической культуры. Распространение христианства, отрицающего культ человеческого тела и его гармоническое развитие, сопровождалось узаконенным разрушением множества крупнейших спортивных сооружений античного мира.

Я тоже долгое время склонялся к мнению З.Ситчина, что все посадочные площадки шумерских “богов” находились на Синайском космодроме. Который, как известно, был зачищен до оплавленного в зелёный цвет песка. Зачищен с помощью ядерных взрывов, и все посадочные площадки – канули в Лету. Но вот, при изучении т.н. “римских театров”, расположенных на побережье Средиземного моря, на глаза попался один U-образный стадион, затем второй,… двадцатый… И все они – разные. И зачастую расположенные в таких местах, где не то, что спортсменов, людей проживало мало. И тогда же стало понятным: это вовсе не спортивные сооружения, это – искомые площадки ЛА. Которые своими внутренними наклонными каменными поверхностями призваны решать всё ту же застарелую проблему запуска эфирно-вихревых движителей ЛА.

В других моих статьях неоднократно утверждалось, что все ЛА “богов” должны быть разными. Разными по форме, размерам, энергетическим параметрам. И всё потому, что каждый такой ЛА – это генерирующий источник энергии. Который никогда не должен попасть в резонансную связь с другим таким аппаратом. Но, посадочные площадки – это тоже генерирующие устройства, которые точно также не должны энергетически взаимодействовать с другими подобными. Вот почему U-образная конфигурация шумерских площадок отличается от I-образной мезоамериканской. И, через эту U-образную конфигурацию и некоторое сходство с битаврингами, они теперь получили новое наименование - ”ютавринг”.

Подковы Кайласа и конфигурация корпуса ЛА

 

Форма ютавринга – для нас не нова. Вспомним, например, мегалитические подковы Великого Сфинкса, Ловозёрских тундр, Мачу-Пикчу или Мауле. Где функционально Сфинкс являлся устройством вызова на связь Египетской станции дальней космической связи (ДКС), а другие - энергостанциями ”богов”, источниками свободной энергии. И что важно для нас, в этих подковообразных сооружениях формировалась зона пониженного эфирного давления. Что напрямую можно проиллюстрировать на такой известном объекте ”богов”, как Кайлас, являвшимся станцией ДКС империи Рамы. Где каменная подкова его Симметричной долины ещё и была β-станцией ПВО. На снимке слева можно увидеть 4 подковообразных зоны этого каменного объекта, куда принудительно затягивались летящие над Кайласом воздушные аппараты. Отметим ещё, что для такого функционирования станции, под ней ещё нужно было пропустить поток воды, запас которой создавался тут же – в искусственном озере Нанди.

А теперь посмотрим на ряд задач, которые решал подковообразный ютавринг. И если под ним пропустить водный поток, то для своего ЛА производились:

- автоматическое заведение на посадку;

- автоматический разворот-ориентирование корабля перед посадкой;

- принудительная посадка;

- запуск движителей.

Автоматическое заведение ЛА на посадку ничем не отличалось от принудительного захвата аппарата обычной станцией ПВО. Когда, после захвата ЛА эфирно-вихревой ловушкой производилось и последующее его снижение. Автоматический разворот корабля в посадочное положение здесь был решён за счёт несимметричной конфигурации ЛА и ютавринга. Известно, что подобное притягивает подобное. Так и здесь: 2 источника энергии – ЛА и ютавринг, будучи одних размеров и конфигурации, так воздействовали друг на друга, что ЛА разворачивался в воздухе до полного совмещения своих сфендронов, этих закруглённых частей конструкции. Последующий маневр – сама посадка ЛА – теперь просто являлся продолжением процесса принудительной посадки.

И здесь нужно отметить высокий профессионализм ”богов”, избравших такую конструкционную схему комплекса ”ЛА - посадочная площадка”, которая позволяла с большой точностью производить автоматическую посадку многотысячетонных кораблей, нисколько не беспокоясь о точности сочленений криволинейных поверхностей, полностью устранив не только визуально-ручной контроль за этим сочленением, но и саму возможность поломки корабля в процессе приземления.

После посадки корабля подача водного потока под площадкой прекращалась, процесс посадки корабля – был завершён, и его движители – можно было выключить.

Теперь, если нужно было отправить корабль в очередной полёт, запуск его движителей можно было произвести только при включении тока воды под площадкой. И естественно, чтобы ютавринг не удерживал взлетающий корабль, водный поток нужно было опять остановить.

Если над площадкой появлялся вражеский ЛА, ютавринг уже выступал в качестве ловушки ПВО, принудительно заставляя этот аппарат приземлиться. И для решения такой задачи под площадкой опять-таки должен быть пропущен водный поток.

Таким образом, водный поток во всех перечисленных ситуациях играл роль управляющего элемента ютавринга. Когда своему ЛА нужно было приземлиться или взлететь, а также запустить движители, либо осуществить принудительную посадку чужого ЛА.

 

А далее - посмотрим непредвзятым взглядом на т.н. “стадионы”-ютавринги шумерских ”богов”.

 

Греция

Стадион Панатинаикос в Афинах

Древний стадион Панатинаикос (греч. Παναθηναϊκό στάδιο, или греч. Καλλιμάρμαρο — дословно «прекрасный мраморный») — уникальное сооружение в Афинах, единственный стадион в мире, построенный из белого (пентеликонского) мрамора.

Считается, что он построен Ликургом около 330 года до н.э., а в 143 г.н.э. был реконструирован Иродом Аттикусом. Стадион имеет подковообразную форму и рассчитан на 50 000 мест, причем вдоль первого и среднего ряда трибун проходят горизонтальные распределительные проходы, от которых подымаются ступени до верхнего, 46-го ряда сидений. В эпоху классики были обустроены деревянные скамьи.

В древние времена стадион был местом проведения Панафинейских игр, посвящаемых покровительнице города богине Афине.

 

Стадион Панатинаикос (координаты: 37.967688°, 23.741495°, ориентация – 330 град.)

 

Стадион представляет собой неправильный прямоугольник: с западной стороны он примерно на четверть метра уже и соответственно с восточной на четверть метра шире, кроме того, в длину он чуточку выступает наружу. Такая неправильность, якобы, не случайна и имеет оптическое оправдание: именно благодаря этим дефектам стадион представляется взору входящего как правильный прямоугольник в перспективе.

Арена стадиона довольно внушительна, её размеры составляли 212 х 32 м. Беговая дорожка имела длину 192,25 м. Линии старта и финиша обозначались плитами. Это был первый из стадионов древности, имевший трибуны и послуживший прообразом последующих построек аналогичного назначения. Закругленная линия трибун — удобная для зрителей, сидящих в одном ряду, сохранялась без существенных изменений в римскую эпоху и даже дошла до наших дней. Грунтовые дорожки стадиона позволяли одновременно бежать 20-ти спортсменам.

До середины XX века река Илиссос протекала прямо перед входом на стадион. В период весеннего половодья реки часто случались паводки, поэтому эта местность получила название Лягушачий остров. Позднее она была спрятана под проспектом Василия Константина.

Рядом с беговой дорожкой был проложен кювет, обведенный по внешней стороне каменным бортом. Шестнадцать резервуаров для воды располагались через равные интервалы и были связаны с кюветом. В этих резервуарах при раскопках было найдено большое число даров, сделанных преимущественно из бронзы.

На стадион можно было попасть и через скрытый вход. Сегодня над этим входом находится раздевалка. В древности этот подземный проход использовался атлетами для выхода на арену. Построенный для первых Олимпийских игр, снабженный лестницей проход ведёт в коридор длиной 57 м и шириной 4 м. Второй вход расположен со стороны современной улицы Архимеда. Коридор, как видно, был прорыт во времена Ликурга.

К числу древних артефактов, найденных вблизи стадиона, нужно отнести Священный корабль. Именно его афиняне хранили на вершине холма Аграс. Сам же корабль представлял необычное сооружение удлиненной формы, на котором во время торжественного шествия Панафиней перевозили пеплос богини Афины, сотканный афинскими девушками. Для поднятия корабля на вершину холма даже был изобретен скрытый механизм!

 

Стадион знаменит ещё и тем, что именно здесь в 1896 году были проведены первые Олимпийские игры, которые были организованы французским общественным деятелем бароном Кубертеном.

 

Стадион в Дельфах

Дельфы - древнее святилище бога Аполлона у подножия горы Парнас, место где находился Дельфийский оракул. С одной стороны горы располагался римский театр, с другой – стадион. Считается, что дельфийский стадион был построен в V веке до н. э., в период расцвета Дельф и культа Аполлона.

 

(5)

 

На стадионе проходили Пифийские игры - грандиозные состязания певцов и музыкантов - их инструментом была кифара, впоследствии к ним добавились спортивные состязания атлетов и бега на колесницах. Размеры его несколько меньше, чем олимпийского и афинского стадионов: длина 178 м, ширина 25 м. В центре ширина стадиона несколько больше (28,5 м), что придает ему слегка эллиптическую в плане форму.

 

Стадион в Дельфах (координаты: 38.482249°, 22.497114°, ориентация – 59 град.)

 

До наших дней стадион неплохо сохранился. Ряды, располагавшиеся по краям, сохранились на верхней естественной части склона и разрушены с противоположной стороны. Двенадцать рядов скамей метровой ширины окаймляли поле стадиона с севера. С южной стороны рядов было, очевидно, меньше, так как они возвышались на искусственной подпорной стене. Скамьи, как и в театре, были сделаны с легким напуском. Горизонтальные ряды пересекались 13 вертикальными лестницами, стадион мог вместить до 5 тысяч человек.

В рисунках на греческих вазах сохранились изображения состязаний атлетов на стадионах. На сосудах VI—V веков до н. э. нередко можно видеть бешено мчащихся лошадей, управляемых бесстрашным и ловким возничим. На одной из своих чаш древнегреческий вазописец Софилос изобразил стадион со зрителями на скамьях, наблюдающими за конными скачками.

 

Стадион в Мессине

Древняя Мессина является одним из самых значительных по размеру и форме городов древности. Здесь расположены не только храмы и общественные здания, но также укрепления, жилища и древние захоронения. Городу была дана редкая привилегия - он не был ни уничтожен, ни зарыт под современными населенными пунктами. Эта природная среда сочетает в себе величие горных Дельфов и спокойствие рек Олимпии.

Стадион находится на окраине античной Мессины. Причём этот огромный стадион находится в отличном состоянии. Северная подковообразная часть сооружения состоит из 18 ярусов с 18 рядами сидений, разделенных ступеньками и окруженная 3-мя дорическими портиками, большинство колонн которых находятся на своих местах. Ступени и кресла хорошо сохранились. Само поле ровное. В конце стадиона стоит храм. Перед входом на стадион есть источник с питьевой водой.

Стадион Мессины (координаты: 37.175056°, 21.919921°, ориентация – 194 град.)

 

Древняя Мессина защищена на северо-востоке естественной стеной – горой Ифоми. Остальная часть города была окружена мощными стенами примерно 9,5 км в длину, которые можно увидеть и сегодня.

Дорога от деревни Мавромати ведет к музею. Первый памятник, который встречается на спуске из музея в археологический парк – это театр. В основании зрительного зала театра – искусственная насыпь, укреплённая мощной полукруглой подпоркой. Высокие остроконечные входы с подъёмными лестницами создают впечатление крепостного сооружения. Считается, что он использовался для массовых мероприятий политического характера.

 

Древняя Мессина с высоты

 

Помимо большого театра, на территории парка можно осмотреть еще один амфитеатр, на сцене которого каждое лето исполняются древнегреческие трагедии и даются концерты артистами их многих стран.

 

Древний олимпийский стадион (Олимпия)

Оли́мпия (греч. Αρχαία Ολυμπία) — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.

Изначально Олимпия – поселение в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса, в долине между рекой Алфей и её притоком Кладеон. Древнейшие поселения на этой территории относятся к неолиту. Первоначальное святилище в Олимпии находилось у подножия холма, который позже был назван Кронос.

Кто организовал здесь Олимпийские игры, неясно. Но в мифах есть преобладающая версия, что родоначальником Игр был Пелопс, который победил в состязаниях колесниц царя Эномая. И традиционная дата первой Олимпиады – 776 год до нашей эры.

 

Стадион в Олимпии как раз и является тем местом, где происходили древние Олимпийские игры. Стадион трижды перестраивался. Считается, что первый стадион был образован в середина VI века до н. э. Окончательную же форму стадион получил в V веке до н. э., когда был построен Храм Зевса. При этом игры стали очень популярными и стали привлекать все большее количество зрителей и атлетов. Сам стадион был передвинут на 82 м к востоку, на 7 м к северу и был окружен искусственными насыпями для зрителей.

Размеры арены стадиона — 212 х 32 м. Его беговая дорожка имела длину 192,25 м. Линии старта и финиша обозначались плитами.

Стадион представляет собой неправильный прямоугольник: с западной стороны он примерно на четверть метра уже и соответственно с восточной на четверть метра шире, кроме того, в длину он чуточку выступает наружу. Такая неправильность не случайна и имеет оптическое оправдание: именно благодаря этим дефектам стадион представляется взору входящего как правильный прямоугольник в перспективе.

 

Стадион в Олимпии (координаты: 37.639299°, 21.633171°, ориентация 247 – 67 град.)

 

Рядом с беговой дорожкой был проложен кювет, обведенный по внешней стороне каменным бортом. Шестнадцать резервуаров для воды расположены через равные интервалы и связаны с кюветом. В этих резервуарах при раскопках было найдено большое число даров, сделанных преимущественно из бронзы.

По античным источникам, олимпийский стадион вмешал до 40—45 тысяч зрителей. Современные исследования подтверждают эту цифру. Этот стадион не был в ту пору самым большим: афинский вмещал 50000 зрителей, а эфесский даже 70000. И все же Олимпийский стадион был самым знаменитым.

 

Одеон в Родосе

Рядом с акрополем Родоса археологи нашли остатки нескольких масштабных построек. Итальянцы, в годы своей оккупации острова, приложили немало усилий, чтобы "восстановить" некоторые из них. Таким образом был реконструирован стадион и Одеон римского времени - специальное сооружение в виде театра, где проходили состязания певцов, чтецов поэм, музыкантов, но которое могло также использоваться для проведения судебных заседаний и выступлений ораторов.

Одеон на Родосском акрополе

 

Стадион рядом с Родосским акрополем

 

При "реконструкции" Одеона итальянцы, фактически, построили его заново. От античности сохранилось лишь три скамьи, по которым и был "восстановлен" весь Одеон. Эти три аутентичные скамьи на фотографии, представленной выше, можно определить по более темному цвету камня. Не исключено, что именно на них когда-то восседал Цезарь или Цицерон...

 

Стадион в Родосе

Этот античный олимпийский стадион был построен в 3 веке до н. э. на острове Родос. Он является единственным в мире полностью сохранившимся олимпийским стадионом — аналогом стадиона в Олимпии с центральным полем для бега на два стадия и закругленным одним концом для единоборств, окруженным подлинными сиденьями и трибунами. Звук голоса слышен на 400 метров и к середине только усиливается.

 

 

Стадион находится к югу от самой высшей, западной части акрополя города Родоса, нависающего над дальним северным его концом, где находился храм Аполлона Пифейского. Античный стадион в Родосе имеет необычную для нашего времени продолговатую форму арены. Его длина - 210 метров. К нашим дням хорошо сохранились многие части стадиона, а нижние ряды трибун для зрителей дошли к нам практически в своем первозданном виде.

Стадион в Родосе (координаты: 36.440130°, 28.212382°, ориентация – 3 град.)

 

Древний стадион является живым свидетелем спортивных традиций. Здесь в свое время проводились атлетические состязания «Алийя», которые были посвящены богу Гелиосу - покровителю острова. Рядом со стадионом находится и римский театр.

 

Стадион в Эпидавре

Эпида́вр — город Греции, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса, на восточном побережье Арголидского полуострова. В античный период был центром небольшой области Эпидаврии. Известен развалинами древнего театра и храмом Асклепия.

Город существовал с микенской эпохи (в ходе раскопок были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения относящиеся к этой эпохе). На протяжении VIII и VII веков до н. э. Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: были основаны колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (Тенедос). Эпидавр многократно подвергался набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия.

Античный стадион в Эпидавре считается визитной карточкой древнего города. Этот хорошо сохранившийся большой стадион использовался для проведения игр, он длительное время был главным конкурентом Олимпийского стадиона. При его строительстве учитывался естественный рельеф местности, который позволил вписать сюда прямоугольник с размерами 181 х 25 м.

 

 

К нашим дням сохранился подземный выход, проходивший вдоль северной границы, а также бассейны для омовения спортсменов перед состязаниями. Предполагается, что каменные скамьи были построены в V веке до нашей эры – немного позже чаши самого стадиона.

Стадион в Эпидавре (координаты: 37.597438°, 23.073164°, ориентация 70 – 250 град.) (16)

В двух концах стадиона были сделаны стартовая и финишная линии. Дорожки разделялись деревянной оградой. Позже был использован специальный стартовый механизм, опиравшийся на ряд ионических полуколонн.

 

Турция

Стадион в Айзаное

Айзаной (Aizanoi) когда-то был древним городом в западной Анатолии. Сегодня его руины находится в поселке Чавдархиар, в 57 км от центра города Кютахья, на реке Пенкалас.

Город пережил свой золотой век во втором и третьем веках н.э. и стал центром епископства в византийскую эпоху. В городе есть храм, построенный для Зевса, который является наиболее сохранившимся храмом во всей Анатолии. Существует также большой театр и стадион рядом с театром.

После 7-го века Айзаной пришёл в упадок.

 

Развлекательный и культурный комплекс, состоящий из театра и стадиона, расположен в северной части Айзаноя. Сочетание стадиона и римского театра в Айзаное уникально. Когда оба этих объекта сооружены на одной линии, в продолжении друг друга. Их строительство началось после 160 г. н.э. и было завершено к середине III века.

 

Вид на стадион Айзаноя со стороны руин римского театра

 

Стадион в своей средней части имеет заметное расширение. В самом широком месте, с западной стороны, есть дверь. Мраморная стена - единственный уцелевший фасад стадиона, который смотрит на театр. Это одновременно и задняя сторона театральной сцены. Длина сооружения - 213,60 м, ширина - 42 м.

Стадион в Айзаное (координаты: 39.207196°, 29.611931°, ориентация – 191 град.) (18)

По приводимым оценкам, в театре могли разместиться 20 000 зрителей, а на стадионе - 13 500 зрителей.

К сожалению, частые землетрясения серьезно повредили оба объекта. В случае с театром сохранились только части аудитории и сцена. Весной нижняя часть театра часто заливается водой. Справа от стадиона, от главной дороги, сохранился сохранившийся фрагмент стены с резными медальонами с именами победителей.

 

Стадион Аназарбаса

Аназарбас (Anazarbus) был основан ассирийцами. В ранней Римской империи это место называлось Кесария или Аназарбас, и она была столицей поздней римской провинции Килисия Секунда. Сегодня древние руины расположены в 28 км к югу от Козанского района провинции Адана. Небольшая деревня, построенная недалеко от античных городских стен, - Дилеккая.

Городок был сильно поражен землетрясением в 525 году и позже был восстановлен императором Юстинианусом и им же переименован в Юстиниополис. В 561 году он пережил второе землетрясение, а в 6-м веке был поражен эпидемией чумы.

В течение столетий, последовавших за возникновением ислама, Аназарбас оставался в качестве буферной зоны между арабами и византийцами и часто переходил из рук в руки между двумя сторонами.

Руины в Анаварзе состоят из 1500-метровой городской стены с 20 бастионами, четырьмя входами, колоннадной улицы и руинами бани и церкви. В качестве важных объектов следует назвать театр и стадион за пределами городских стен, водопроводы, скальные гробницы, некрополи.

Стадион Аназарбаса

 

В пятидесяти метрах к северо-востоку от стадиона скала разделена искусственной трещиной. Мусульмане рассказывают легенду о том, как зять Пророка вытащил меч и прорубил узкий проход в скалах для себя и своей лошади, когда его преследовал враг. Проход составляет 250 м в длину и от 4-х до 15-ти м – в ширину. По обеим сторонам дороги скальные грани достигают 50-ти метровых высот.

 

Стадион Аназарбас (координаты: 37.247120°, 35.898348°, ориентация – 257 град.)

 

Стадион Anazarbus примыкает к знаменитой скале. Как писал David Nutt в 1887 году в Classical Review Volume 5: “К югу от гор находится стадион длиной три четверти мили (229 м), с ещё заметными рядами сидений, нарезанных в скале; перед ним Коринфская колоннада”.

 

Стадион Ариканды

Ариканда — древний ликийский город, построенный на горном склоне, расположенном недалеко от маленькой деревни Айкиричай, на дороге Эльмалы-Финике в провинции Анталия. Основана в конце 3-го тысячелетия до н. э. Имя городу дала ближайшая река Ариканда (у древних греков — Арикандос, современное турецкое название — Aykiriçay). Окончание -анда в лувийском языке конца 3-го тысячелетия до н. э. обозначало объект среди высоких скал. Город находится в труднодоступном месте, на склоне горы Шахинкая в окрестностях села Ариф.

Сохранившиеся развалины, включающие греческий театр и стадион, относятся преимущественно к эпохам эллинизма и Римской империи.

Расположение на высоте 650—900 м, в глубине от дороги, существовавшей с древнейших времён, позволяло городу обходиться без защитных стен.

Постройки Ариканды растянулись на полтора километра с запада на восток вдоль холма Шахинкая, заняв 5 расположенных друг над другом террас. Расстояние от руин сторожевой башни на макушке холма до самых нижних строений составляет 350 м.

Непосредственно под башней располагаются остатки старейшего из двух городских некрополей, под ними — верхняя из сохранившихся террас, вмещавшая малую агору с храмом Гелиоса, а также стадион.

Вторую сверху террасу занимал греческий театр, третью — большая агора с одеоном, нимфеоном и пританеем. На этих уровнях город имеет ширину не более 300 м, его восточной границей служит ручей Башгёз, крупнейший из трёх источников пресной воды в Ариканде.

На четвёртой террасе частично сохранились храм Траяна, византийская базилика, а к востоку от ручья — обширная новая часть города с гимнасием, баней и поздним некрополем.

На нижней пятой террасе стояли главные городские ворота, а сохранились остатки бань и винодельни.

 

Стадион Ариканды

 

На самом верхнем уровне, над театром, находится стадион. Считается, что он построен в II веке нашей эры. Это не совсем обычный стадион. Его длина всего 117 м, что гораздо короче, чем стандартный стадион того времени, ширина - 17 м. Стадион был построен в эллинистический период и впоследствии отремонтирован римлянами во 2 в. н.э. Трибуны сохранились только на одной стороне беговой дорожки. Неплохо выглядят и 4-5 рядов посадочных мест. В древности стадион был богато украшен мрамором и бронзовыми статуями.

 

Римский театр Ариканды

 

Четвертую снизу террасу занимает хорошо сохранившийся театр с 20 рядами скамеек на 7-ми секторах, установленных на естественном основании. Время строительства - тоже II век. На этом уровне город имеет ширину не более 300 м, его восточной границей служит ручей Башгёз, крупнейший из трёх источников пресной воды в Ариканде.

Театр выдержан в римском стиле. В 3 веке он проходил реставрацию, а в 6 веке театр уже перестали использовать, возможно, из-за завоевания арабов. Скена тоже сохранилась неплохо. На самом верху, в районе последних двух рядов, можно различить старинные надписи

Римский театр и стадион Ариканды (координаты: 36.514380°, 30.059927°, ориентация стадиона – 77 град.)

 

После сильнейшего землетрясения в 5 веке н.э. жители Ариканды покинули город, и переселились на территорию, граничащую с местоположением современного поселка Чаталлар. Окончательный упадок города начался примерно в девятом веке.

 

Стадион в Аспендосе

Древний город Аспендос (Aspendos) известен ещё с античных времен. Тогда он принадлежал Византийской империи. Как гласит легенда об Аспендосе, построен он был ещё в 10 веке до н. э., после окончания Троянской войны. В 4 веке до н. э. Аспендос отошел к Александру Македонскому. После смерти Македонского в 323 году до н. э. Аспендос стал частью империи Селевкидов, а позже поглощается Пергамом. В 133 году до н. э. город входит в римскую провинцию Азия и превращается в важный торговый центр, богатеющий за счет поставок соли. Таким он остается и при византийцах, но арабские набеги VII столетия подрывают его экономику – при сельджуках это уже просто рыночный центр, а в XVIII веке люди полностью покидают город.

Сейчас Аспендос известен своим амфитеатром, построенном во 2 веке. Внушительные размеры сооружения позволяли ему вмещать около 17 тысяч зрителей. В театре 39 рядов ступеней, длиной 96 м, а расстояние между ними равно полуметру. Над трибунами расположена красивая арочная галерея, которая позволяла зрителям оставаться в тени, присутствуя на спектаклях. И стоит отметить, что театр Аспендоса считается театром, лучше всего сохранившимся в Малой Азии.

Чуть пройдя от амфитеатра на север, перед нашим взором предстанет древний стадион. Также построенный во 2 веке. Причём, в нём даже сохранились сидения и арочные галереи с магазинами.

 

Стадион Аспендоса

 

U-образный стадион Аспендоса сильно разрушен. Но, тем не менее, можно определить его бывшие размеры – 190 х 30 м.

Римский театр и стадион в Аспендосе (координаты: 36.942657°, 31.171905°, ориентация стадиона – 182 град.) (25)

 

Стадион Афродисии

Афродисия (Aphrodisias) — античный город в древней Карии, располагавшийся на юго-западном побережье Малой Азии (ныне территория Турции, в 166 км от Кушадасы). Афродисия славилась как центр культа месопотамской богини любви Иштар, а затем — Афродиты. Вокруг святилища ко 2 веку до н.э. вырос город, в котором, по некоторым предположениям, бывал Юлий Цезарь. Период процветания Афродисии длился с конца 1 века до н.э. до 3 века н.э. — в это время город превратился в культурный и духовный центр Малой Азии. В 305 году Афродисия получила статус административного центра. Распространение христианства не повлияло на жизнь Афродисии как центра языческих культов. Только в 7 веке был официально запрещен культ богини любви, а город получил название Ставрополис (Stavropolis).

Многие памятники города были разрушены во время землетрясений и наводнений. Жители покинули Афродисию в 13 веке, в 16 веке на ее руинах возникла деревня Гейре.

 

Стадион “Афродисиас”

 

Стадион «Афродисиас» был построен в I веке н. э. для проведения спортивных соревнований, таких как конные скачки по трассе 225 х 30 м, борьба, прыжки в длину, метание диска и копья. Размеры стадиона - 270 х 60 м. На своих 30 рядах сидений с каждой стороны, и вокруг каждого конца, он мог разместить до 30 тыс. зрителей.

Стадион значительно крупнее и структурно более обширен, чем даже стадион в Дельфах. Стадион “Афродисиас”, вероятно, является одним из лучших сохранившихся сооружений подобного рода.

 

Стадион Афродисии (координаты: 37.707796°, 28.723083°, ориентация 84 – 264 град.)

 

К югу от стадиона расположился и римский театр, построенный в I веке до н.э., который много раз перестраивался в византийский период, а в настоящее время считается одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры.

В центре раскопок, что проводятся севернее стадиона, ведутся работы по реставрации и второго театра - одеона, в котором, как считается, проходили собрания городского совета.

 

Стадион в Кибире

Kibyra (иногда также пишется как Cibyra) является древним ликийским городом на юго-западе Турции, недалеко от фактического города Гёльхисар, в зависимости от центра провинции Бурдур .

 

Стадион Кибиры

 

Стадион имеет около 200 м в длину и 24 м - в ширину, находится на нижней оконечности хребта, на котором стоит город. Одна сторона холма была частично раскопана, и на ней были расположены 21 ряд сидений. И на своих площадях стадион позволял разместить до 15 тыс. зрителей.

 

Стадион в Кибире (координаты: 37.157519°, 29.496691°, ориентация – 347 град.)

 

Стадион Кибиры считается одним из наиболее сохранившихся и самых больших стадионов в Анатолии. Он выполнен по U-образной форме с одним полусферическим закруглением на юге и с некоторым расширением в овал – в центре. В середине короткой закруглённой стороны есть сводчатый дверной проём 3,30 м ширины и 17 м. - длины. Главный вход находится на короткой северной стороне и имеет 5 подъездных путей. Третий дверной проем находится посреди рядов сидений на востоке, и он составляет 1,40 м в ширину и 3,96 м – в длину.

 

Стадион Лаодикии

Лаодикия на Лике — древнегреческий город на границе Карии и Лидии в Малой Азии. В 261 — 253 гг. до н. э. на месте древнего города Диополис царь Антиох II из династии Селевкидов основал новый город, назвав его в честь своей жены Лаодики — Лаодикией.

Лаодикия находилась на важном торговом пути, и процветание города было обусловлено торговлей. В I веке до н. э. Лаодикия переходит под контроль Рима. В период первоначального распространения христианства в Лаодикии была основана одна из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 3:14) и в Посланиях апостола Павла (Кол. 4:12).

После распада Римской империи город находился под властью Византии. В 1097 году город был захвачен турками. Впоследствии был разрушен в результате непрекращающихся войн между турками и Византией и землетрясений и покинут жителями.

До нашего времени сохранились лишь руины Лаодикии, находящиеся вблизи посёлка Эскихисар, в 6 км восточнее Денизли, Турция.

 

Карта Лаодикии (30)

Некоторые позиции к карте Лаодикии: стадион (4); северный театр (8); западный театр (9); Сирийская улица (11); Стадионная улица (54)

 

 

Северный театр (8) построили во II в. на возвышенности долины реки Лик, театр был встроен в подножие возвышенности и направлен на северо-восток, сейчас его ступени и сиденья немного сместились. В нижней кавеа насчитывается 23, а в верхней – 26 рядов сидений. Верхняя и нижняя части разделены проходом шириной 2,3 м., скена театра диаметром 11,2 м. изогнута в виде дуги, имелась просторная орхестра. На некоторых сиденьях были написаны имена знатных семей и различных городских ассоциаций. Театр был рассчитан на 12 тыс. зрителей, в различное время ремонтировался, использовался до VII в. н.э., а позже был переделан в каменный карьер.

 

 

Западный театр (9) был встроен в рельеф местности на естественный фундамент, имел скену на высоте 6-7 метров. Семью лестничными проходами театр был разделен на 9 секторов. В нижней, мраморной, кавеа имелось 23 ряда сидений, в верхней - для граждан попроще, выполненной из травертина – 19 рядов. Построенный в эллинистический период театр был рассчитан на 8 тыс. зрителей, периодически ремонтировался, использовался до VII в. н.э.

Стадионная улица (54) вела к стадиону. Улица была перестроена в период правления императора Домициана (81-96 г.н.э.) при проконсуле Секст Юлии Фронтине в 84 -85 гг.н.э. Улицей пользовались с конца II в. н.э. с периодическими переделками до самых поздних дней, когда город был покинут. При этом та часть улицы, которая вела от Сирийской улицы к Западному театру, действовала до V-VI в.н.э.

 

Стадион Лаодикии (координаты: 37.830966°, 29.105546°, ориентация 296 – 116 град.)

 

Стадион (4) Лаодикии был построен в 79 г.н.э. и посвящен императору Титу (79-81 гг.н.э.) Его размеры – 285 х70 м, двойной сфендон (замыкающий полукруг), вместимость 20-25 тыс. зрителей. Сидения сохранились лишь частично.

 

Стадион в Милете

Милет, расположенный на морском побережье, в 100 км к югу от Измира, был одним из великих городов Ионии. С севера естественной границей полиса была Гераклейская бухта, в западную часть которой с северной стороны бухты впадал Меандр, бывший самой полноводной из рек Малой Азии, впадающих в Эгейское море. С запада полис граничил с Эгейским морем, с юга — с бухтой Менделии. С востока полуостров граничил с отрогами Карийских гор, а с материком связан был узким и гористым перешейком, самой высокой частью которого был горный хребет Грион, поднимавшийся у местечка Гераклеи до 700 м над уровнем моря и тянувшийся далее на юго-восток в сторону Карии.

Крепостные стены, достигавшие в толщину 11,5 м, окружали город зигзагообразной линией, на каждом изломе которой возвышались башни. Набережные Львиной бухты, вымощенные мрамором, имели ширину от 10 до 18 м, с небольшим уклоном к морю.

Среди множества общественных зданий Милета особенно интересны: Дельфиний, четырехугольный двор (50 x 60 м), — святилище Аполлона Дельфиния — стоял в центральной части города, примыкавшей к Львиной бухте, булевтерий — место собраний городского совета; рынки, римский театр, стадион и находившийся вне города Дидимейон — знаменитый храм Аполлона в Дидимах.

Постоянно обитаемый с бронзового века, в 494 г. до н.э. Милет был уничтожен персами, а затем, после 479 г. до н.э., снова возведён на том же самом плане прежнего города.

 

Карта Милета

 

На раскопках удалось до сих пор обнаружить только 1/3 великого города. Одной из достопримечательностей Милета, сохранившейся до наших дней, является театр, в котором могли поместиться до 25 тыс. зрителей. Считается, что его построили римляне на месте греческого театра IV в. до н. э. А византийцы перестроили его в крепость Балат.

 

Римский театр Милета

 

Стадион в Милете, построенный во II в. до н. э., имел прямоугольные трибуны для зрителей, расположенные с двух сторон поля для состязаний. Размеры стадиона составляли 230 х 74 м. Он, как и театр, располагался на берегу Театральной бухты. Места для зрителей, представляющие собой профилированные каменные ступени высотой 40 см, были частично вырублены 20-ю рядами 9-ти метровой высоты в скале, а частично возведены на искусственной подсыпке (северо-восточная трибуна). Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину и 27,44 м - в ширину и несколько продольных беговых дорожек.

 

Стадион в Милете (координаты: 37.530687°, 27.275801°, ориентация 100 – 280 град.)

 

Милетский стадион вмещал до 15 тыс. человек и действовал в византийскую эпоху до VI века н.э.

 

Стадион Пергама

Перга́м (Пергамо́н) — античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. столица Пергамского царства. Наивысшего расцвета достиг при Евмене I (263—241 гг. до н. э.) и Евмене II (197—159 гг. до н. э.). Являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Его раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса.

В древнегреческой мифологии Пергам был основан сыном Андромахи и Гелена (братом Гектора, первого мужа Андромахи). Новорожденный был наречен Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. После смерти Гелена Пергам с Андромахой переселились в Малую Азию, где Пергам основал новый город, получивший название по имени своего основателя.

При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.

Пергам упоминается в Новом Завете: в нем, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. 2:13).

Перга́м, насчитывающий сегодня 45 тыс. жителей расположен в 26 км от Эгейского моря на мысе на северной стороне реки Caicus (Bakırçay). Координаты развалин древнего города Пергам: запад Малой Азии, район Бергама, провинция Измир, Турция.

 

Самая старая часть Пергамона, акрополь или верхний город, находится на впечатляющем крутом хребте между двумя притоками реки Caicus. Верхний город, который был укреплен в 4 или 3 веке до н.э., содержит Святилище III века Афины, старейший культовый центр города, а также дворцовые кварталы, казармы и арсеналы. Во 2-ом столетии до н.э были добавлены театр на 10 000 мест, библиотека, прилегающая к Святилищу Афины, и Большой Алтарь Зевса и Афины.

Во время Римско-имперского периода город продолжал расширяться на юг и распространился по равнине и области, занятой современной Бергамой. Сегодня сохранилось большое святилище египетских богов («Кызыл Авлу»), многочисленные мосты и остатки римского стадиона, театра и амфитеатра.

Пергам – нижнее и верхнее святилища

 

Пергам – Бергама

Первое, что поражает посетителей — это наличие в городе 4-х театров: одного классического колизея-амфитеатра (см. на схеме -10) и ещё трёх римских (6, 8 и 25). Спросим – почему? Ответ, видимо, лежит в особой ”театральной” привязанности жителей Пергама.

Но, тем не менее, амфитеатр (10), построенный в первой половине II в., был рассчитан на 12 тыс. человек. Его 42 ряда зрительских мест разделялись на 23 вверху и 19 - внизу. Скена высотой 25 м была декорирована рельефами и фризами. Некоторые из украшений амфитеатра выставлены в Археологическом музее Анталии.

Театр (25), величественно раскинувшийся на склоне, вмещает более чем 15 тыс. зрителей и насчитывает 80 рядов. Он был вырублен в крутом скальном откосе Верхнего города. Попасть в него можно из храма Афины.

Упоминаний о других театрах – мало, практически нет.

Обзорная экскурсия для туристов начинается на Нижней Агоре (16), рыночной площади размером 80 x 50 м в Нижнем городе. Царь Евмен II велел застроить её двухэтажными колоннадами и торговыми лавками. Над ней раскинулся Средний город, в котором выделяется большой комплекс с тремя гимнасиями II века до н. э. Каждый гимнасий был предназначен для определённой возрастной группы.

На западе к гимнасиям примыкает храм Деметры (21), возведённый в III веке до н. э. В античную эпоху здесь проводились Элевсинские мистерии, а сейчас в этом комплексе сосредоточены основные работы археологов, продолжающих раскопки.

Особого внимания заслуживает большой дом с перистилем, украшенный тремя прекрасными мозаиками и служивший, вероятно, местом заседаний городского совета.

На обширном Акрополе (Верхний город) была сосредоточена парадная архитектура этого космополитического города. Здесь видны плохо сохранившиеся остатки Верхней Агоры (22) площадью 44 x 85 метров с небольшим храмом Диониса на западной стороне.

Своей славой центра искусства и науки в античном мире Пергам обязан, в первую очередь, храму Зевса (23), причисленному к семи (неканоническим) чудесам света. Его алтарь возвышался на цоколе площадью 36 x 34 м, окаймлённого многофигурным фризом длиной 120 м и высотой 2,30 м, на котором была изображена борьба между богами и титанами – символ триумфальной борьбы Атталидов против галатов.

Дорическому храму Афины (9), украшенному многочисленными статуями на тему той же борьбы с галатами, некогда принадлежала великолепная библиотека (4), от которой сегодня сохранились лишь жалкие остатки. Её собрание текстов, насчитывавшее более 200 тыс. томов, было знаменито прежде всего тем, что они были написаны не на египетском папирусе, распространённом в то время, а на пергаментной бумаге (pergamon = шкура тонкой выделки).

На самом высоком месте Акрополя во II веке был возведён храм Траяна (28), покоившийся на мощном высоком фундаменте и видный издалека. Как и многие монументальные строения в римских провинциях, он служил для утверждения культа императора. Его коринфские колонны, теперь заново собранные из античных обломков и современных блоков, считаются образцом бережной археологической реконструкции.

Из нижней части античного Пергама Святая улица ведёт к Асклепиону (III в. до н. э.), расположенному юго-западнее на равнине. Это была знаменитая медицинская школа (1) с санаторием, построенная возле Святого источника. К источнику сегодня можно попасть от неплохо сохранившегося храма Телесфора через сводчатую галерею.

Интересен также Археологический музей, представляющий, в частности, напольную мозаику с изображением головы Медузы (Горгонион) и колоссальную статую императора Адриана (117–138 гг.) из библиотеки Асклепиона.

Стадион Пергама (координаты: 39.119017°, 27.165574°, ориентация ~210 град.)

 

Стадион Пергама позволял разместить на своих площадях до 12 тыс. зрителей (размеры 234 х 34 м). Он находится напротив амфитеатра (10) и является одним из самых крупных в Малой Азии. Построен из каменных блоков из местного камня в начале 1 века н.э.

 

Стадион в Перге

Руины древнего города Перге (Perge) — знаменитая достопримечательность Турции, расположенная в 18 км на восток от Антальи. Перге – этот небольшой город, основанный после Троянской войны, вскоре стал крупным портом Памфилии. Современные исследования говорят о том, что Перге уже существовал в 15 веке до н.э. Об истории города, до прибытия сюда в 333 году до н.э. Александра Македонского, сохранилось не так много информации. А позднее, жители Перге сами открыли ворота прославленному полководцу и позволили ему пользоваться городом, как опорным военным пунктом. В 133 году до н.э. город Перге стал частью Римской империи. Именно в период правления римлян город стал расти и процветать. Позднее Перге прославился ещё тем, что здесь впервые прочёл свою проповедь Апостол Павел.

В последующие столетия, уже во времена Византийской империи, земли вокруг города превратились в засушливую болотистую местность, что вынудило население покинуть город. В VII в. к этому добавились набеги арабов. И уже к приходу сельджуков, от роскошного и богатого города осталось лишь небольшое селение, которое затем и совсем исчезло.

 

Архитектура города сочетала в себе влияние римской и эллинистической культур. Место отличается от множества подобных тем, что здесь был один из самых больших стадионов и самые большие бани во всем регионе.

 

Стадион и римский театр Перге

 

Сегодня от древнего поселения остались лишь руины, но кого-то привлекает и такая атмосфера древней Турции. И одной из выдающихся достопримечательностей, конечно же, является римский театр Перге. Театр находится на склоне холма, построен примерно в 1 веке н.э. и использовался вплоть до VI века. Был рассчитан на 15 тыс. человек. Его 42 ряда зрительских мест разделялись на 23 вверху и 19 внизу. В нишах же было множество скульптур богов и императоров, которые в настоящее время экспонируются в Археологическом музее Анталии. Скена амфитеатра обильно украшена декором барельефов и разнообразными фризами.

 

Стадион в Перге

 

Вторым привлекательным объектом старины здесь является стадион. Построенный во II веке н.э., древний стадион в Перге считается самым большим стадионом в Малой Азии (его размеры равны 234 х 34 м, а вместимость - до 12 тыс. зрителей). Стадион по всему периметру поддерживался колоннами и сводами. Несколько арок являлись проходами на стадион, а в остальных велась бойкая по тем временам торговля.

 

Римский театр и стадион в Перге (координаты: 36.960211°, 30.851954°, ориентация стадиона – 183 град)

 

Стадион в Перге является одним из хорошо сохранившихся стадионов античности, уступая только сооружению из Афродисии. Вход на арену лежал на южном конце. Монументальных ворот не сохранилось. Всего найдено лишь несколько фрагментов.

 

Ипподром в Стамбуле

Византия — искусственное, изобретённое историками название. Был город Византий, греческая колония на берегу Босфора; его, переименовав в Константинополь, император Константин I (324–337) сделал столицей империи в 330 г. Жители этой империи называли себя римлянами, а свое государство Римской (Ромейской) империей, иногда — Романией.

Византийская империя, подобно Римской, была средиземноморским государством, в период максимального подъема включавшим в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Египет, Северную Африку, часть Испании, Италию и некоторые территории Кавказа и Крыма. К началу VIII в. многие земли были потеряны: восточное и южное побережье Средиземного моря заняли арабы, в Италию вторглись лангобарды, на Балканы — славянские народы. С этого момента Византия довольно долго сохраняет свое территориальное ядро, пока в 1204 г. крестоносцы, пришедшие с Запада, не занимают Константинополь и не создают на прежних византийских землях свое государство — Латинскую империю. И хотя она оказалась эфемерной, и в 1261 г. ромеи вернули свою столицу, всё же Византия не смогла оправиться от разгрома — тем более что на смену западной опасности пришла еще более серьезная восточная угроза: турки-османы в XIV в. вытеснили византийцев из Малой Азии, а в 1453 г. заняли Константинополь. И с тех пор он стал Стамбулом, столицей Османской империи.

 

 

Ипподром в Стамбуле – реконструкция

 

Константинопольский ипподром — грандиозное сооружение, располагавшееся в непосредственной близости от храма Св. Софии и Большого дворца. Его размеры ~ 120 х 500 м. Длинная арена была окружена трибунами, имевшими до 40 каменных рядов. Считается, что на них могло разместиться порядка 100 тысяч зрителей - невообразимая даже для современного человека толпа народа. Посередине поля ипподрома, деля его на 2 части, возвышалась так называемая "спина", на которой были установлены различные монументы и статуи, из которых три остаются до нынешних дней на своих местах: бронзовая Змеиная колонна, вывезенная из Дельфов, обелиск, прибывший из Египта в царствование Феодосия I, и каменная колонна 32-х м в высоту, которая была некогда обшита бронзовыми плитками.

 

Площадь Ипподром в Стамбуле (координаты: 41.004586°, 28.974118°, ориентация – 36 град.)

 

Ипподром был местом цирковых представлений: здесь можно было любоваться акробатами или дрессированными медведями; здесь же выставляли пленников со всего света, одетых в чужеземные костюмы. Но главное зрелище, давшее имя всему сооружению и до какой-то степени определявшее лицо праздничного Константинополя, — это ристания, бег колесниц.

Еще римский император Септимий Север организовал здесь место зрелищ. С тех пор эта площадь, которая поначалу и была настоящим ипподромом, кардинально видоизменилась. Огромный амфитеатр был разобран в эпоху Османов. Огромное количество фрагментов древнего Ипподрома пошло на строительство мечети Султанахмет, которая известна в туристических кругах как Голубая мечеть. Сегодня это место для прогулок туристов и местных жителей.

 

Стадион в Тлосе

Тлос — древний ликийский город, руины которого расположены в турецкой провинции Мугла, в долине реки Ксанф. Тлос расположен в 45 километрах к востоку от Фетхие, около современной деревни Асаркале.

Город был основан приблизительно в XX веке до н. э. Первое известное упоминание о нём встречается в хеттских хрониках XIV века до н. э., в которых он называется как "Далава в стране Лукка". Тлос в свое время был одним из 6-ти основных городов Ликии. Тогда Тлос называли «самой блистательной митрополией Ликийского союза», также город являлся спортивным центром Федерации.

Главная достопримечательность города – акрополь. Над акрополем находится относительно хорошо сохранившиеся северо-восточные городские ворота и мощёная лестница, ведущая к Большой гробнице Беллерофонта.

 

Римский театр в Тлосе, II век до н. э.

 

Сохранились в Тлосе и остатки римского театра, этого монументального сооружения, которое украшено замысловатой резьбой по камню.

 

Стадион в Тлосе (координаты: 36.553963°, 29.420264°, ориентация 27 – 207 град.)

 

Сохранились также и руины стадиона, построенного, как и театр, во II веке до н.э. Его сфендон разрушен практически полностью, зато уцелело 14 рядов для зрителей.

 

Стадион Эфеса

Эфес был одним из 12 городов Ионической лиги в эпоху классической Греции, а затем крупным римским городом на западном побережье Малой Азии, недалеко от нынешнего Сельчука, провинция Измир. В римский период в Эфесе проживало более 250 тыс. человек (первое столетие до н.э.), что также делало его одним из крупнейших городов Средиземноморья.

По Геродоту, Эфес был создан в первом тысячелетии до н.э. В 6 веке до нашей эры. Эфес и ионийские города, находились на высшей точке развития науки и искусства. В этот период здесь проживали такие заметные люди как эфесский поэт Каллин, сатирик Гиппонакс, философ Гераклит.

Между тем, вся Анатолия находилась под опасностью вторжения персов с запада. В 1546 году до н.э., армия персидского царя Кира, захватывает всю Ионию. Эфес, вместе с другими греческими городами Малой Азии, стал частью Персидской империи. Царь Александр Македонский, после объединения Македонии и Греции, двинулся через пролив Дарданеллы в Анатолию, для его освобождения от персов. В 334 году до н.э. Александр Македонский вошел в Эфес не встретив никакого сопротивления. После смерти Александра Македонского, для Эфеса начинаются трудные времена.

В 1 веке н.э. в Эфесе исповедовали древние анатолийские, греческие и римские религии. Для христианства Эфес является важнейшим городом, так как здесь жили Св. Иоанн, Св. Павел и Дева Мария. Первая церковь Девы Марии также была построена именно здесь. С утверждением христианства как государственной религии, эта церковь преобразилось в храм, где в 431 году собирался 3-й Вселенский собор.

С 4 века нашей эры, Эфес начинает стремительно регрессировать. В 10-11 веках, уже совершенно не осталось населения города.

 

Стадион в Эфесе расположен на склоне горы Пион. Он существовал здесь ещё с эллинистических времен. В 1 веке, во время правления императора Нерона (54-58 гг. н.э.), он был значительно расширен. Сначала стадион использовался только для спортивных мероприятий. Потом здесь стали устраивать бои гладиаторов. Во времена гонения на христианство последователей кидали сюда на растерзание львам. Поэтому, когда христианство стало в этих местах господствующей религией, стадион разрушили. Взамен были построены Ворота Преследований как символ страданий.

 

Стадион Эфеса

Размеры стадиона – 230 х 40 м, вместимость – до 13 тыс. зрителей.

Стадион Эфеса (координаты: 37.946218°, 27.345779°, ориентация – 287 град) (48)

Стадион был расположен к югу от гимназии Vedius. У входа на стадион были монументальные входные ворота. Как и все римские стадионы классической эпохи, стадион Эфеса тоже был выполнен в U-образной форме.

Зрительские места на юге покоились на склонах горы Пион. Сиденья на северной секции были размещены на возвышенных сводчатых галереях. Но, ни один из кусков сидения ярусов не был сохранен. Они были использованы для реставрации других зданий в Эфесе, а также при строительстве Базилики Святого Иоанна.

 

Ливан

Ипподром в Тире

Тир является матерью финикийских народов, известен своими уникальными памятниками греко-римской истории, такими как Триумфальная арка, построенная Александром Македонским, Колизей и Дворец Эшмуна, развалины храма крестоносцев и два порта, построенные царем Хирамом.

Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан 23 века тому назад, то есть в середине XXVIII века до н. э.

Древнейшее упоминание Тира — в амарнском архиве. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV века) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком».

Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира («древний Тир») основано на недоразумении. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда её доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны.

Остров имел две гавани — Сидонскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, и часть острова размыта морем. На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикиян в западной половине Средиземного моря (Кадис, Утика, Карфаген и многие другие) восходят к Тиру: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936 годы до н. э.), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик. Именно благодаря его дружбе с царём Соломоном тиряне помогали евреям построить Храм Соломона.

Тир упоминается в Библии как место, которое посетил Иисус Христос. Некрополь с каменными саркофагами, улицы, украшенные мраморной мозаикой, Триумфальная арка, построенная Александром Македонским, Колизей и Дворец Эшмуна, развалины храма крестоносцев и два порта, построенные царем Хирамом - вот то, что могут увидеть туристы, посетившие этот город.

Сегодня Тир известен римскими руинами. Это римская дорога, проходящая под монументальной аркой и сопровождаемая акведуком. По обеим сторонам дороги расположены сотни каменных и мраморных саркофагов с изысканной резьбой. Римский ипподром в Тире считается на сегодняшний день самым большим сохранившимся античным ипподромом в мире. Вмещавшим в свои лучшие времена до 20 тыс. зрителей.

 

Ипподром в Тире

 

Древний ипподром в Тире (координаты: 33.266808°, 35.209860°, ориентация – 356 град.)

 

В настоящее время стоящий на месте Тира Сур — городок, расположенный на севере бывшего острова, теперь соединённого с берегом, не имеющий особого экономического значения, так как торговля перешла к Бейруту. В 1979 году город был объявлен ЮНЕСКО относящимся к числу мировых сокровищ и взят под охрану.

 

Израиль

Ипподром в Кейсарии

Кейса́рия — древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля. Город был назван Кейсарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона. В период 96…10 гг. до н. э. Кейсария несколько раз переходила из рук в руки между иудейскими царями и римскими императорами, после чего иудейский царь Ирод полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город.

В 640 году город был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории. Во время крестовых походов Кейсария играла важную роль, как одна из твердынь страны, но с XIII в. началось её падение, и после её завоевания и разрушения мамлюками султана Бейбарса (1265) от неё остались одни развалины.

 

Вдоль берега моря, рядом с Дворцом на рифе вытянулся ипподром Ирода Великого. По свидетельствам современников, в частности Иосифа Флавия, ипподром на своих трибунах мог вместить от 7000 до 9000 человек. И при этом всём, это грандиозное сооружение было малым ипподромом Кейсарии, а раскопки большого ипподрома ещё ведутся в наши дни.

Ипподром ещё известен тем, что кроме использования по прямому назначению в качестве стадиона и места излюбленного развлечения римлян - конных скачек, он часто выступал в роли арены для боев или представлений.

На этом ипподроме проводилась Олимпиада Кейсарии, аналог Олимпийских игр в Греции. Легенды говорят, что именно здесь Иродом была введена система вторых и третьих мест, награждаемых серебром и бронзой, ведь раньше в олимпиадах был только один победитель.

Это место также известно своей кровавой историей. После подавления Великого восстания на арене ипподрома проходили увеселительные казни, в которых безоружных пленных евреев заставляли биться до смерти с вооруженными римскими легионерами или дикими зверями. Здесь же устраивали показательные пытки и казни лидеров еврейских восстаний или тех, кого таковыми считали. Все эти действа собирали многотысячные толпы народа, который рукоплескал жестоким представлениям.

Ипподром Кейсарии (координаты: 32.497886°, 34.890471°, ориентация – 10 град.)

 

Ипподром в Кейсарии был построен во II веке нашей эре при царе Ироде. Его громадные размеры (460 х 95 м) позволяли проводить здесь гонки на двух или даже на четырех колесницах. А на его трибунах могли разместиться до 30 тыс. человек.

В центре ипподрома был установлен обелиск, изначальная высота которого, судя по археологическим остаткам, равнялась 27 м.

 

 

Рядом с ипподромом располагался и римский театр Кейсарии - один из самых древних театров, возведённых на территории Израиля. Считается, что его построил царь Ирод в 22-10 гг. до н.э., хотя в 1961 г. в здешних развалинах была обнаружена известняковая плита с надписью-посвящением, и в ней говорилось, что это святилище построил Понтий Пилат в честь императора Тиберия.

Такого рода сооружение стало первым в Израиле. Вначале театр был способен вместить в себя 3,5 – 4 тысячи человек. И изначально театр был построен только из местного песчаника – куркара, покрытого штукатуркой, однако, во времена императора Септимия Севера, здание перестроили: добавили 3-й ярус, благодаря которому число зрительских мест увеличилось до 5 тысяч, и украсили колоннами из мрамора и порфира.

Между театром и ипподромом археологи нашли дворец Ирода, почти со всех сторон окруженный морем. Непосредственно к нему прилегал дворец римских наместников, правивших здесь, начиная с 6 года новой эры. Из Кейсарии наместник по праздникам поднимался в Иерусалим, когда толпы евреев, жаждавших избавления от римского гнета, прибывали в храм. В такой ситуации был схвачен и осужден Иисус в дни праздника Песах. Недалеко отсюда был найден камень с надписью, упоминающей Понтия Пилата.

 

Иордания

Древний ипподром в Джераше

Расположенный примерно в 48 к северу от столичного Аммана, Джераш известен руинами греко-римского города Герасы, или Антиохии на Золотой реке.

Джераш стал городским центром в III веке до н. э. и процветал благодаря своему расположению на торговом пути, по которому шла торговля специями и благовониями между Аравийским полуостровом, Сирией и средиземноморским регионом. Джераш стал любимым городом римского императора Адриана и достиг зенита своего экономического и социального расцвета в 130 году н. э. Но уже в III веке город начал клониться к упадку, став позднее христианским городом под властью Византийской империи. Мусульмане овладели им в 635 году, но окончательный удар городу нанёс Бодуин II Иерусалимский в 1112 году во времена крестовых походов.

 

Ипподром в Джераше (координаты: 32.274481°, 35.890636°, ориентация – 178 град.)

 

Ипподром (размеры 244 х 52 м) был построен в период расцвета города, в середине II - начале III века нашей эры. Во время спортивных состязаний и гонок на колесницах здесь могли разместиться около 15 тысяч человек. У ипподрома десять стартовых ворот ("карсерес") в отличие от обычных двенадцати. Теперь они воссозданы из древних завалов и новых камней. Ширина трибуны ("кавеа") составляет четыре метра, на ней шестнадцать рядов сидений.

Джераш: 2 римских театра, колоннады и ипподром

 

Украшенная колоннами улица (кардо максимус) длиной 600 м, проходит через весь город. Перед площадью с колоннами расположен Северный театр, построенный в 165 году н.э. Изначально он имел 14 рядов мест для зрителей и использовался для представлений и заседаний правителей Джераша. В 235 году театр был переоборудован и удвоен до общей вместительности в 1600 мест. С 5-го века театр перестал активно использоваться, а многие из его камней были взяты для других построек.

Второй римский театр – Южный, был построен в 90-92 годах н.э. во время правления императора Домитиана и вмещал более 3000 зрителей. Непревзойденная акустика Южного театра позволяет с любого зрительского места слышать говорящего, который стоит посередине сцены и не повышает голос, не используя при этом никаких технических средств.

 

Италия

Ипподром Домициана

Палатинский холм - центральный из семи холмов, на которых стоит Рим, и одна из самых древних частей города. Он возвышается на 40 м над Римским Форумом и Большим цирком. Название холма происходит от слова «palace» - дворец.

Согласно древнеримской мифологии, Палатинский холм был местом расположения той самой пещеры, где волчица нашла Ромула и Рема. По легенде, став взрослыми, мальчики решили построить новый город на берегах Тибра. Но между ними вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. А город был назван в честь Ромула — Римом. По другой легенде, именно на Палатинском холме Геракл победил Какоса, великана и огнедышащего людоеда. Говорят, что Геракл так сильно стукнул великана своей дубинкой, что на юго-восточной стороне холма появилась трещина — позднее здесь была построена лестница Какоса.

На Палатинском холме расположен интересующий нас ипподром Домициана, где раньше проходили разные представления и соревнования. Этот большой ипподром Палатина имел 160 м в длину и 50 м - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал за зрелищами и выступлениями гимнастов.

Именно с этого ипподрома было привезено большинство скульптур для Палатинского музея.

 

Ипподром Домициана (41.887324°, 12.487096°, ориентация – 41 град.)

 

Археологи установили, что люди жили на Палатинском холме примерно с 1000 года до н.э. Многие зажиточные горожане периода Римской республики (509 г. до н.э. - 44 г. до н.э.) имели резиденции на холме. Позднее, в эпоху империи, здесь обосновались несколько императоров — сохранились руины дворцов Августа, Тиберия, Домициана. Август же приказал построить рядом со своим дворцом Храм Аполлона.

Одно из зданий, которое считается резиденцией Ливии, супруги императора Августа, в настоящее время находится на реконструкции. Рядом с ним можно увидеть Храм Кибелы, еще не полностью раскопанный и закрытый для публики. А за ним расположен так называемый Дом Тиберия.

 

Весь Палатинский холм и Римский Форум сегодня являются большим музеем под открытым небом, свободным для посещения туристами. Попасть сюда можно с улицы Виа ди Сан Грегорио, которая начинается сразу за Аркой Константина.

Возвышаясь над Римским Форумом, стоит и Дворец Флавиев, который был построен во время правления одноименной династии (1 век н.э.). Расположившийся рядом ипподром Домициана — строение, имеющее вид римского цирка (ипподрома), но слишком маленькое для проведения гонок на колесницах. Известно, что оно использовалось для проведения спортивных мероприятий, но каких именно — неизвестно.

 

Циркус Максимус

Циркус Максимус или Большой цирк — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 х 150 м), построенных в Древнем Риме. Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.

По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск – царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла.

 

 

Полагают, что изначально цирк не включал в себя каких-либо построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.

Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка. С 329 года было положено начало возведению основных построек, был проведён канал и увеличена площадь цирка.

После прихода к власти Юлия Цезаря цирк все более расширялся, вмещая до полумиллиона стоящих и сидящих зрителей. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным.

Циркус Максимус (реконструкция)

 

Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

 

Circus Maximus (координаты: 41.884668°, 12.488123°, ориентация – 307 град.)

 

Расширил Большой цирк до существующей длины Юлий Цезарь, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому документу, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи.

Цирк эксплуатировался в течение более тысячи лет, вплоть до VI века н. э. Известно, что последние скачки были проведены здесь около 549 года н. э. королем остготов Тотилой, завоевавшим Рим. После этого ипподром пришел в упадок, многие каменные сооружения Большого цирка разобрали на камни для постройки других зданий еще в средние века. До XII века простояла массивная Арка Тита, но к XVI веку и она была практически разрушена.

 

Взгляд с высоты … полёта. Готовились ли враждующие стороны к войне? – несомненно. Ни в одном Боевом уставе любой армии мира не сказано, что успех военной кампании достигается лишь оборонительными действиями. Наоборот, эта глобальная задача решается только наступлением. Собирались ли “боги” МезоАмерики вести активные действия? – однозначно – да! Иначе бы шумеры никогда не стали возводить столь масштабную мегалитическую систему обороны. А в планах шумерских “богов” – просто тоже не могло быть иначе: закон войны – один для всех!

Итак, шумерами была возведена мощнейшая мегалитическая полоса обеспечения, включающая, по меньшей мере, 6 узлов обороны: Балтийский (с охватом побережья всего моря), Западный (западно –европейская часть материка), Средиземноморский (всё южное побережье Европы и северные берега Африки), Черноморский (всё побережье этого моря, включая сюда и рассмотренный участок Северо-Западного Кавказа), Южный (с охватом побережья индийской ветви цивилизации шумеров) и Восточный (акватории Жёлтого и Японского морей, с охватом северных берегов Китая, побережий Кореи и Японии). Можно бы в этот список добавить и оборонительные узлы Океании и Австралии, но это - несколько выбивающаяся в сторону тематика для будущих исследований.

И вся грандиозность системы (именно – системы!) этих сооружений подчёркивает не только масштаб затраченных труда и времени, потребовавшихся для её реализации, сколько степень военной угрозы со стороны МезоАмерики. Будь перед шумерами слабый противник, разве стали бы они возводить столь масштабные оборонительные рубежи?

Важнейшую роль в энергетическом обеспечении системы играли водные источники, как наземные, так и подземные, а также карстовая природа выбранных мест установки мегалитов.

Отсутствие достаточных знаний по энергоснабжению отдельных узлов полосы обеспечения в полной мере компенсируется выявлением общего, глобального источника излучающей энергии – Ловозёрской станции. Её кристаллический компьютер, установленный в недрах Ловозёрского массива, этого естественного каменного образования, осуществлял заданную низкочастотную модуляцию излучаемого потока энергии. А как оригинально связали шумеры источник энергии – Ловозёрскую станцию, с потребителями – узлами полосы обеспечения! Им не понадобились ни электрические кабели, на волноводная техника. Вместо этого они использовали - обычную воду! Ту, которая связывает воедино все ручейки, реки, моря и океаны как пресной, так и солёной воды, в единую акваторию. Теперь излучение, вырабатываемое станцией, могло, по своей природе, беспрепятственно и без затухания достигать любых уголков земного шара, хватило б только мощности на их энергообеспечение! А потенциал станции был таков, что, превышая в несколько миллионов раз энергетические показатели самых выдающихся искусственных сооружений – пирамид в Гизе, - она могла обеспечить энергетические потребности сразу всей мегалитической полосы обеспечения в Северном полушарии.

Ловозёрская станция – многофункциональное сооружение. Первичное её назначение – источник энергии для работы системы обороны, в дальнейшем, для обеспечения “возврата собственности богов”, её предполагалось уже задействовать в качестве пси-оружия, способного погрузить всё население этого полушария Земли в состояние “меряченья” – этой психической заразы. В принципе, это сооружение шумеры могли использовать ещё и по другим назначениям: в качестве станции дальней космической связи, или непосредственно - в виде лучевого оружия, а также – обычного источника даровой (свободной) энергии.

Противник обладал ядерным и иным оружием массового поражения, что налагало особую ответственность на шумерскую систему обороны. Для того, чтобы предупредить угрозу нападения с воздуха, необходимо прежде своевременно обнаружить приближающиеся к границам империи ЛА противника. Логика подсказывает, что наблюдение лучше всего было производить из космоса. Отсюда вывод: для решения этой задачи шумеры должны были использовать единую систему предупреждения о нападении, обслуживающую как силы космической обороны, так и средства ПВО. И как следствие: за районом базирования мезоамериканских “богов” должно вестись круглосуточное наблюдение со спутников или космических кораблей шумеров.

Логическая целесообразность: каждый локальный узел мегалитической полосы обеспечения должен иметь свои силы для своевременного отражения атаки противника и своё собственное (региональное) командование, замыкающееся на единое руководство Вооружённых Сил страны.

Кроме того, к моменту нападения противника должны:

• планы действий по различным вариантам - разработаны;

• немногочисленный личный состав узлов ПВО - подготовлен (обучен);

• полоса обеспечения - находиться в боеготовом состоянии.

Реализация этих требований, естественно, могла осуществляться только через предварительное планирование, проведение тренировок и учений, техническое обслуживание мегалитических сооружений и средств их обеспечения.

 

 

Далее…