Римский театр в Дельфах, Греция
Дельфы были одним из самых важных центров древнегреческой религии, а также являлись местом расположения святилища и оракула Аполлона. В VIII веке до н.э. в Дельфах был построен и освящён храм Аполлона, а в IV веке, т.е. 4 столетия спустя, здесь был возведён и театр, который мог вместить 5 тысяч зрителей.
Римский театр в Дельфах, этот уникальный памятник древнегреческой архитектуры, был построен на холме, благодаря чему перед зрителями открывался вид на всё святилище и окружающий пейзаж вокруг него.
Как и большинство греческих театров, театр в Дельфах расположен на естественном склоне. Скамьи для зрителей спускаются вниз 33 полукружиями, образуя своеобразную подкову, так называемый театрон, от которого и возникло современное слово театр. Полукруг первых рядов театрона обрамляет вымощенную полигональными плитами известняка площадку-орхестру, которая по плану приближается к кругу. С противоположной театрону стороны орхестра замыкалась скеной (по латинскому произношению — сценой). Фундаменты скены состоят из длинного зала (5 х 2 м) и 2-х помещений по его сторонам (2 х 2 м). Рельефный фриз с изображением подвигов Геракла украшал лицевую сторону скены. Передняя часть скены — проскений, 10 м длиной, был поднят на небольшую высоту — 2,5—3 м над уровнем орхестры. Лестницы, радиально расходясь от орхестры, вели к верхним рядам театрона, разделяя массив театрона на ряд секторов. Дельфийский театр служил не только для представлений, но и для народных собраний, как и театры других греческих городов.
Все глубоко продумано в архитектуре этого прекрасного зрительного сооружения. Края мраморных скамей слегка выступают для того, чтобы сидящие зрители могли подобрать ноги, если кому-нибудь нужно было пройти к своему месту по уже заполненным рядам. Первые скамьи в подобных театрах были особенно почетными. Здесь стояли мраморные кресла со спинками и подлокотниками, украшенными рельефными изображениями. Рельефы и статуи украшали и театр.
Акустические данные дельфийского театра, как и других греческих зрелищных сооружений, всегда были предметом удивления потомков. Где бы ни сидел человек, на каком бы дальнем ряду ни было его место, он не только мог прекрасно видеть все, что происходило на орхестре и проскении, но, что самое главное, отчетливо слышал, несмотря на большие расстояния, каждое слово, произнесенное чуть ли не шепотом.
Как добивались этого успеха античные зодчие, строившие театры в Дельфах, Эпидавре, Афинах — играло ли здесь роль соотношение крутизны склона и радиусов рядов, характер профилей скамей, — трудно сказать. Во всяком случае, театр в Дельфах — шедевр древней сценической архитектуры, которая долго еще будет привлекать к себе внимание зодчих, стремящихся создать что-либо подобное в акустическом отношении.
Римский архитектор Витрувий обращает внимание на то, как надо строить театры, чтобы их акустические данные были бы хорошими.
“Круговые проходы, очевидно, следует делать соответственно с высотой театра и так, чтобы высота их была не больше ширины этих проходов. Ибо, если они будут выше, они будут своей верхней частью отражать и отбрасывать голос и не дадут окончаниям слов с полной отчетливостью доходить до ушей тех, которые сидят на местах, находящихся над круговыми проходами. Короче говоря, надо рассчитывать так, чтобы линия, проведенная от самого нижнего до самого верхнего сиденья, касалась всех вершин и углов ступеней, — тогда голос не встретит препятствий”. Витрувий сообщает далее об особенных медных или порой глиняных сосудах-голосниках, которые укреплялись в сиденья и способствовали правильному отражению звуков, идущих с орхестры. Однако ни в одном из раскопанных в настоящее время греческих театров, в том числе в театре Дельф, следов таких голосников обнаружено не было.
Витрувий пишет о желательной ориентации театра не на юг. “Надо остерегаться, чтобы театр был обращен на юг, ибо когда солнце заливает весь его круг, то воздух, заключенный в его вогнутом пространстве и не имеющий возможности обращаться, застоявшись, нагревается и, раскалившись, жжет, парит и поглощает влагу тела”.
Театр в Дельфах имеет юго-восточную ориентацию, что вызвано рельефом местности. И тем не менее тот, кто бывал в театре Дельф и сидел на его каменных скамьях, убеждался, что склон горы и движение воздуха снимали опасность, указанную Витрувием.
До сих пор в театре Дельф даются представления. Здесь на орхестре при стечении современной публики ставятся драмы прославленных древних поэтов Эллады. Возвышенные речи персонажей Эсхила, драматические монологи героев Софокла и взволнованные экспрессивные — Еврипида звучат в театре святилища.
Римский театр в Дельфах (координаты: 38.482479°, 22.500603°)
Впервые театр был реставрирован во II веке до н. э. В наше время, в 2012 г. Национальный археологический совет одобрил план новой реставрации театра, целью которого было восстановить структуру под зрительскими местами и сохранившиеся места из белого мрамора с горы Парнас, которая возвышается над Дельфами.
Несмотря на все проделанные за это время работы, проблем с театром хватает, а учитывая тот факт, что в Греции до сих пор продолжается экономический кризис, дальнейшей реконструкции пока не предусмотрено.