Не так давно мы рассматривали историю Кронштадских доков. Историю того, как люди пытались восстановить объект богов и запустить его в работу. Не менее удивительная история произошла в Крыму, где люди, учтя свои ошибки, попытались построить подобные доки уже по своему проекту. И наш рассказ – о том, что из этого получилось…

 

Севастопольские доки

Перед командованием Черноморского военно-морского флота особенно остро стоял вопрос о постройке доков, отсутствие которых значительно осложняло решение основной задачи - обеспечение боеспособности флота. Корабли и суда, участвовавшие в боевых действиях или в учебных плаваниях, возвращаясь в базу с боевыми или штормовыми повреждениями корпуса, испытывали острую потребность в ремонте подводной части. Раньше для их докования хватало простого килевания - с наклоном корабля на специальном устройстве. При этом оголялся киль, чистился от ракушек корпус корабля, он конопатился, крылся медными листами в местах, где они были потеряны при посадке на мель или при других бедствиях. С увеличением тоннажа и размеров судов это проделывать стало проблематично и часто приводило к разрушению фрагментов корпуса кораблей и к расшатыванию его шпангоутов, что сокращало срок службы судна.

Первый проект двухкамерного дока был разработан ещё в 1795 г., но не был даже рассмотрен правительством.

Адмирал А.С.Грейг, будучи командиром Черноморского флота, в 1818 году обращается к императору Александру I с проектом двухкамерного дока в Севастополе для 100-пушечных и 75-пушечных кораблей. В эти годы уже строился Кронштадтский доковый комплекс, поэтому было на что равняться.

 

Прямо — Южная бухта, слева к ней примыкает бухта Корабельная

 

Сразу было выбрано место для строительства — в конце Корабельной бухты. Первый проект разработал голландец Борис фон дер Флис. Однако с этим делом не спешили, и лишь в 1824 году француз Антуан Рокур составил новый проект, который предусматривал строительство 9-ти наливных доков с общим бассейном. Причём всё это сооружение предполагалось возвести над морем, и к нему шел двухкамерный шлюз. В проекте были заложены система наполнения доков от реки Чёрной и доковые мастерские Адмиралтейства.

В проекте: решалась проблема водоснабжения города; строились доки на сухом месте, нужных размеров; за перемычкой устанавливались камеры шлюзов, которые самотеком заправлялись от реки Черной; перемещение кораблей предусматривалось вначале по шлюзам в бассейн, наполненный пресной водой, а оттуда — в сухие доки.

Все чертежи рассматривались в 1825 году в Севастополе, но всё оказалось зря: Александр I умер, бумаги о доках, не подписанные императором, нашлись в его переписке и были нерассмотренными возращены адмиралу Грейгу.

План сухих доков и других сооружений в Севастополе по проекту инженер-полковника Д. Уптона

 

Автором следующего, уже реализованного, проекта был англичанин — архитектор Д. Уптон. В 1827 году он представил его комиссии. Расположить сухой пятикамерный док планировалось в конце Корабельной бухты (44.6147, 33.5336), где с самого основания адмиралтейства килевались корабли. Количество камер уменьшалось до 5-ти, предполагалось построить камеру на 3 шлюза, убрать накопительные резервуары на трассе водовода. И всё завершить за четыре года. Но в связи с начавшейся русско-турецкой войной 1828-1829 гг. рассмотрение проекта было вновь отложено.

В 1833 г. командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал М.П. Лазарев. Который отдавал все силы для того, чтобы преобразовать Черноморский флот, форсировать кораблестроение и перевооружить имеющиеся в наличии корабли. Наконец, с его подачи, правительство приняло проект Уптона, в котором предусматривалась постройка 5-ти доковых камер. Камеры должны были располагаться по обе стороны разводного бассейна, из них 2 предназначались для фрегатов и более мелких судов, а остальные 3 — для линейных кораблей. Корабли следовало вводить через 3 шлюза, поднимая корабли выше уровня моря на целых 9 м.

 

Само строительство началось при активном участии контр-адмирала М.П. Лазарева, главным строителем назначили автора проекта – Д. Уптона. 23 июня 1835 г. был заложен нижний шлюз, а в следующем году приступили к каменным работам для 2-х шлюзов в отгороженном от бухты котловане. Строительство шло медленно. Из-за некачественного выполнения англичанами кованых и литых деталей 9-ти шлюзовых и доковых ворот ввод комплекса в строй задержался на 3 целых года.

 

Сам доковый комплекс был внушительных размеров. Его разводной бассейн, куда поднимался корабль, имел форму неправильного многоугольника шириной 92 м, длиной по западной стороне 92 м, по восточной — 128 м. По обе стороны шлюзового канала располагались фрегатные камеры № 1, 2, южнее бассейна — ещё 3 параллельных им камеры: для 84-пушечного корабля - камера № 3 и для 120-пушечных кораблей - камеры № 4 и 5. Все шлюзы, длиной 71 м, шириной 19 и высотой стен 11,8 м каждый, поднимали корабли на 9,15 м. Доковые бассейны представляли собой огромные прямоугольные цистерны, вырубленные в известняке и облицованные гранитом. Когда корабль входил в свою камеру, ворота закрывались, и вода сбрасывалась в бухту. После ремонта предполагалось подключать водопровод, вода которого наполняла камеру и канал, ворота открывались, и корабль, пройдя ряд шлюзов, выходил в бухту

Все стены камер, бассейна и шлюзов были сложены из местного камня с облицовкой внутренних поверхностей гранитом.

С каждой камеры выходили 3 трубы, по двум осуществлялся впуск воды из бассейна, по третьей — сброс воды самотеком в бухту.

 

 

Наполнение доков предполагалось осуществлять пресной водой из речки Черной по специально сооруженному каналу длиной 18 верст. Этот самотечный водовод в Крыму, проекта того же Д. Уптона, начинался в районе села Чоргунь, шёл по Инкерманской долине, затем - вдоль южного берега Севастопольской бухты и заканчивался в Корабельной бухте, у доков Адмиралтейства. Разница уровней, по проектным расчетам, позволяла наполнять всю доковую систему самотёком. Каменный канал шириной в 2 и высотой 1,5 м проходил не только по ровному рельефу, но и преодолевал балки на 5-ти акведуках, пересекал горы в 3-х тоннелях. Сооружение самотечного водопровода в столь сложных условиях осуществлялось в России впервые, оно затянулось на многие годы и было окончательно завершено только в 1853 году.

Но, ещё в процессе строительства дока выяснилась существенная ошибка в расчётах. Оказалось, что наполнение камер по самотечному каналу заняло бы слишком много времени — около 3-х недель вместо расчетных 3-х дней. Кроме того, при движении воды по водоводу, происходили серьёзные её потери в грунт. И как вынужденное следствие, было принято решение: в док подавать не пресную воду, а морскую, для чего потребовалось построить здесь насосную станцию. Насосы и паровые котлы для неё в 1842 г были заказаны в Англии, а их установка была завершена лишь в 1847 г. Водой же из Черной речки, после очистки, наполняли цистерны судов и использовали для бытовых нужд. В последующем, водовод сильно пострадал во время обороны города в 1854–1855 гг.

 

Принцип работы шлюзовых камер

 

Строительство сухих доков было закончено в 1850 г., когда 30 января вице-адмирал М.П. Лазарев доложил начальнику Главного морского штаба А.С. Меньшикову: “…сего дня в 7 часов пополуночи окончены испытания Севастопольских сухих доков. 750-тонный транспорт “Березань” благополучно введён в один из фрегатных доков. Шлюзы оказались вполне удовлетворительными”.

15 лет понадобилось для строительства этого грандиозного докового комплекса Корабельной бухты.

Первое докование состоялось в 1851 г., а завершили все работы - только к началу Крымской войны, в 1853 г.

 

Война

Война 1853-1856 годов получила название Крымской, поскольку самые главные и напряженные боевые действия происходили в Крыму, хотя военные столкновения вышли далеко за пределы полуострова и охватили значительные территории Бапкан, Кавказа, а также Дальнего Востока и Камчатки. При этом царской России пришлось воевать не просто с Османской империей, а с коалицией, где Турцию поддержали Великобритания, Франция и Сардинское королевство.

Каждая из сторон, принявших участие в военной кампании, имела свои собственные причины вступить в этот конфликт. И, считается, их объединяла одна единственная цель - воспользоваться слабостью Турции и утвердиться на Балканах и Ближнем Востоке.

Россия жаждала уничтожить Османскую империю, а её территории взаимовыгодно разделить между претендующими странами. Под своим протекторатом Россия желала бы видеть Болгарию, Молдавию, Сербию и Вапахию. И при этом она была не против того, что территории Египта и острова Крит отойдут Великобритании. Также для России было важно установить контроль над проливами Дарданеллы и Босфор, соединяющими два моря: Чёрное и Средиземное.

Турция с помощью этой войны надеялась подавить национально-освободительное движение, охватившее Балканы, а также отобрать очень важные российские территории Крыма и Кавказа.

Англия с Францией не желали усиления позиций России на международной арене, и стремились сохранить Османскую империю, поскольку в её лице видели постоянную угрозу для России. Ослабив противника, европейские державы хотели отделить от России территории Финляндии, Польши, Кавказа и Крыма.

Французский император преследовал свои амбициозные цепи и мечтал о реванше в новой войне с Россией. Таким образом, он хотел отомстить своему врагу за поражение в военной кампании 1812 года.

Ещё одним из поводов для Крымской войны стало стремление Ватикана, с помощью Франции, получить контроль над святынями Палестины. В частности это был вопрос контроля над храмом Гроба Господня в Вифлееме, который, при активной поддержке Порты, был решен в пользу католиков. Это, якобы, окончательно убедило Николая I в необходимости начала военных действий против Турции. Поэтому в июне 1853 года русские войска вторглись на территорию Молдавии.

Ответ турецкой стороны не заставил себя долго ждать: 12 октября 1853 года Османская империя объявила войну России.

В первый период войны, с октября 1853 по апрель 1854 гг. боевые действия велись с переменным успехом. И самой важной битвой этого периода стало Синопское сражение, которое произошло 18 ноября 1853 г. Русская флотилия под командованием вице-адмирала Нахимова, направляющаяся к турецкому побережью, обнаружила в Синопской бухте крупные морские силы противника. Полководец принял решение атаковать турецкий флот. Русская эскадра имела неоспоримое преимущество — 76 пушек, стреляющих разрывными снарядами. Именно это и решило исход 4-х часовой битвы - турецкая эскадра была полностью уничтожена, а полководец Осман-паша взят в плен.

Победа русской армии в Синопском сражении очень обеспокоила Англию и Францию. И в марте 1854 г. эти державы вместе с Турцией образовали коалицию для борьбы с общим врагом - Российской империей. Теперь против неё воевала мощная военная сила, в несколько раз превосходящая российскую армию.

С началом второго этапа крымской кампании территория военных действий значительно расширилась и охватила Кавказ, Балканы, Балтику, Дальний Восток и Камчатку. Но, основной задачей коалиции была интервенция в Крым и захват Севастополя.

 

Ход сражения за Севастополь

Наступило 15 октября 1853 г. Подстрекаемая Англией и Францией, Турция объявила войну России. К этому дню приморские батареи Севастопольской крепости были готовы отразить нападение вражеской эскадры, но с сухого пути город оказался незащищенным. Из семи верст оборонительной линии была вчерне возведена только четвертая часть, к тому же невооруженная. Да и на Северной стороне приморские батареи могли стать легкой добычей десанта неприятеля. Оставалось надеяться на благоприятный ход событий...

 

 

1 сентября 1854 г. объединенный 60-тысячный корпус коалиционных сил высадился в Крыму в районе Евпатории. Для сражения с экспедиционным корпусом князь Меншиков выбрал удачную позицию на реке Альма: но в результате допущенных просчётов колонны русских полков сразу попали под губительный артиллерийский огонь англичан.. Князь Меншиков пытался исправить положение, но сражение фактически вышло из-под контроля главнокомандующего и было проиграно.

На очереди у союзников стал Севастополь. Во главе защитников встали прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Севастополь был превращён в неприступную крепость, которую защищали 8 бастионов на суше.

 

Сразу после отхода русских войск к реке Кача князь Меншиков приказал приехавшему туда начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Корнилову затопить несколько старых кораблей на входе в Севастопольскую гавань между Александровской и Константиновской батареями. Он справедливо полагал, что эта мера лишит союзную эскадру возможности предпринять попытку ворваться на рейд и позволит сосредоточить все силы флота на сухопутной обороне города. Приказ был выполнен, и вход в бухту был перекрыт с помощью затопленных кораблей.

Руководить обороной Северной стороны, которая, по мнению главнокомандующего, будет атакована в первую очередь, было поручено вице-адмиралу Корнилову, а подготовка к обороне южной части города — командиру эскадры вице-адмиралу Нахимову. Привлечение адмиралов к командованию сухопутной обороной объяснялось весьма просто — все основные силы и средства для укрепления Севастополя мог дать только флот.

В ночь с 11 на 12 сентября главнокомандующий князь Меншиков покинул Севастополь и отвел армию к Бахчисараю. Он мотивировал это необходимостью сохранить войска, чтобы не дать союзникам захватить весь Крым. Город, в котором осталось только восемь батальонов резервной бригады и один саперный батальон, был фактически брошен на произвол судьбы. Моряки начали срочно формировать восемнадцать батальонов из личного состава флота.

 

Тем временем, экспедиционный корпус также начал движение, но, вопреки всем ожиданиям, вместо наступления на Северную сторону он устремился в обход бухты к южной части Севастополя. Такое решение объяснялось рядом обстоятельств. Главная причина заключалась в том, что, понеся значительные потери в открытом поле на реке Альме, союзники опасались более кровопролитных и упорных сражений на рубежах сухопутных укреплений города. Полученное в последний момент известие о затоплении русских кораблей у входа в бухту укрепило союзников в их решении, поскольку возможность прорыва англо-французской эскадры на рейд для подавления русских судов, имевших первостепенное значение при обороне Северной стороны, теперь исключалось.

К рассвету 5 октября союзники закончили прорезку амбразур на батареях и в 6 часов 30 минут утра открыли огонь из всех орудий по оборонительной линии.

 

 

От разрывов вражеских снарядов разрушались амбразуры и брустверы оборонительной линии, загорались мешки и доски. Большие потери несла пехота, занявшая по тревоге стрелковые позиции на укреплениях для отражения штурма.

Но и русская артиллерия наносила большой урон противнику. Через три часа после начала сражения был взорван пороховой погреб на Рудольфовой горе, а через некоторое время взлетел на воздух и другой. Огонь французов стал ослабевать и вскоре прекратился совсем — они потерпели поражение.

 

 

Около полудня на внешнем рейде появились корабли противника. Из-за полного штиля парусные суда буксировали пароходы. По прибрежным батареям и городу открыли огонь 14 французских, 11 английских и 2 турецких судна; огонь вели из 1244 орудий, расположенных на одном борту. Им отвечали 152 орудия с приморских батарей, находившихся в пределах дальности выстрелов. Несмотря на восьмикратное превосходство артиллерии и штилевую погоду, корабли союзников фактически потерпели поражение в битве с береговыми батареями. На судах часто возникали пожары, имелись многочисленные подводные пробоины и повреждения оснастки. Не выполнив поставленных задач по разрушению береговой обороны и усиленной бомбардировке города, суда противника к вечеру снялись с якорей и покинули внешний рейд.

Совсем иначе развивались события на Корабельной стороне. Здесь английские батареи насчитывали 73 ствола, имея значительное преимущество в калибрах против 54 орудий, противостоящих им на русских позициях. Установленные на Зеленой и Воронцовой горах батареи перекрестным огнем разгромили третий бастион. К пятнадцати часам на нем была выведена из строя треть орудий, взорван пороховой погреб, обвалены все амбразуры, погибло более 100 человек гарнизона. Бастион замолчал. Английская армия вела интенсивный огонь и по Малахову кургану. На нем был снесен второй ярус башни с установленными на платформе орудиями и разрушены прилегающие к укреплению батареи. К концу дня англичане подбили 30 русских орудий, потеряв лишь 8. Возникла очень благоприятная для штурма ситуация: англичане могли без особых потерь захватить третий бастион, а затем атаковать с тыла и Малахов курган; им противостояли только 8 тысяч русских солдат и матросов. Однако поражение французов и союзного флота заставили англичан воздержаться от активных действий.

 

Укрепления Севастополя во время его осады

1 - Батареи Картошевского; 2 – Северное укрепление; 3 – Константиновская батарея; 4 - Михайловская батарея; 5 – Николаевская батарея;

6 – Четвертый бастион; 7 – Павловская батарея; 8 – английские батареи; 9 – французские батареи; 10 – Третий бастион; 11 – Малахов курган

 

Первый день бомбардировки Севастополя не принес союзникам желаемых результатов. Для защитников же Севастополя самой большой потерей в этот день стало известие о том, что на Малаховом кургане смертельно ранен вице-адмирал Корнилов. Вместе с вице-адмиралом Нахимовым Корнилов в течение дня объезжал укрепления на оборонительной линии, воодушевляя своим мужеством моряков и пехотинцев. По его указанию принимались оперативные меры по восстановлению разрушенных бастионов, срочно подвозили орудия, станки, боезапасы и материалы. Вице-адмирал Корнилов, сумевший организовать работы и создать оборону города в небывало короткие сроки, до последней минуты оставался её руководителем и душой.

Утром 6 октября батареи англичан возобновили бомбардировку третьего и четвертого бастионов и Малахова кургана. Но возросшая мощь русской артиллерии на третьем отделении оборонительной линии позволила защитникам успешно вести контрбатарейную борьбу. Англичанам удалось за день подбить лишь несколько орудий.

В течение последующих дней продолжалась артиллерийская перестрелка, не выявившая каких-либо особых преимуществ у противостоящих сторон. К середине октября в крепости сократились запасы артиллерийских снарядов, так как из-за раскисших дорог не могли подойти транспорты с порохом. Стрелять на батареях стали более экономно и прицельно, сократив расход снарядов до 10 тысяч в сутки.

Тем временем к обеим воюющим сторонам стали поступать подкрепления. Крымская армия пополнилась 24 батальонами, 12 эскадронами, 12 казачьими сотнями с 56 полевыми орудиями. Создался некоторый перевес в силах над осадным корпусом, и в результате наступления, предпринятого 13 октября, русские войска утвердились на левом берегу Черной речки, но англичане так укрепили свои позиции, что исключили возможность здесь какого-либо наступления.

2 ноября 1854 г. разразился огромной силы шторм. Много судов союзного флота было выброшено на берег, разбилось о скалы и затонуло. Только в Балаклаве погибло 11 английских кораблей и 7 кораблей потеряли мачты. Отправился на дно недавно прибывший из Англии пароход "Принц" с грузом зимнего обмундирования, инженерного имущества и водолазного оборудования для расчистки входа на Севастопольский рейд. Почти все палатки в лагерях экспедиционного корпуса были сорваны ветром и дождевыми потоками. Траншеи в низинах наполнились водой. Этот шторм и наступившие затем холода заставили союзников отказаться от активных военных действий и перейти к обороне.

В этот же день завершился первый период обороны Севастополя. Полтора месяца обороны Севастополя показали, что, возведя временные земляные укрепления и вооружив их морской артиллерией, можно защищать город. Но позволив противнику занять господствующие высоты, с которых простреливалась вся территория до рейда, защитники лишились ядра крепости, в котором должны размещаться укрытые от вражеского огня склады, госпитали и резервы. Стало ясно, что удержать позиции можно только беспрерывно восстанавливая и усиливая укрепления и обрекая себя на большие потери личного состава. Гарнизон Севастополя к такому подвигу оказался подготовленным.

Буря, разразившаяся 2 ноября, привела войска союзников в небоеспособное состояние. Но и Крымская армия, не оправившаяся от поражения на Черной речке, не смогла использовать сложившуюся ситуацию, чтобы нанести противнику удар и деблокировать Севастополь. Наступившие холода, обильные дожди и снегопады затрудняли подвоз боеприпасов к осадным армиям, и артиллерийский огонь значительно ослабел. Войска экспедиционного корпуса страдали от болезней, непогоды, отсутствия теплой одежды и сносных жилищ. Начался падеж лошадей, и вместо них приходилось впрягать в упряжки солдат.

Французы возвели из примитивных деревянных сараев целый городок на берегу Камышовой бухты, дав ему название Камыш. Здесь разместились госпиталь, тыловые части и склады. Английские войска располагались в палатках, а многочисленных больных отправляли в Константинополь.

Русские солдаты зимой 1854—1855 гг. ютились на позициях в шалашах, норах и расщелинах, не имея нормального питания и теплой одежды. Полушубки застряли на пути в Крым и прибыли только весной 1855 г., вместо них использовали мешки и рогожи, слабо защищавшие в условиях суровой в тот год зимы. Армия испытывала перебои и в продовольственном снабжении; в войсках появились больные холерой, лихорадкой и поносом. Но, несмотря на невзгоды, защитники города сохраняли твердую воинскую дисциплину и высокий воинский дух. Днем и ночью продолжались работы по укреплению оборонительной линии. На бастионах и батареях наращивали брустверы и углубляли рвы. В ноябре Малахов курган стал превращаться в главный опорный пункт Корабельной стороны.

К концу марта 1855 г. союзные армии нарастили свои силы. Ежедневно прибывали новые войска, осадные мортиры и пушки крупных калибров, боеприпасы и снаряжение. Огромный поток тяжелых грузов перевозили от Балаклавской гавани до позиций у Севастополя по конно-железной дороге, торжественно открытой англичанами 16 марта. Спешно строились новые батареи и возводились палаточные городки.

 

 

27 марта началась вторая бомбардировка Севастополя. Только по укреплениям стреляли 444 осадных орудия, в том числе 130 мортир. Им отвечали из 466 пушек и мортир, но последних насчитывалось всего 57 стволов.

В последующие дни бомбардировки наблюдалась такая же картина, что и в начале. Днем разрушались, а ночью восстанавливались укрепления. И защитники крепости выстояли.

7 апреля 1855 г. союзники прекратили бомбардировку, продолжавшуюся десять суток.

25 мая 1855 г. началась третья бомбардировка Севастополя. Она превосходила две предыдущие, здесь союзники создали значительный перевес в калибрах орудий. К вечеру замолчал Камчатский люнет и почти не стреляли орудия на Малаховом кургане. На позициях французской армии было также завалено большое количество амбразур, но всю ночь они вели огонь из мортир. Несмотря на обстрел, к утру защитниками Севастополя были восстановлены все укрепления, кроме Камчатского люнета. Днем продолжалась бомбардировка из всех орудий, особенно по Волынскому, Селенгинскому редутам, Камчатскому люнету и Малахову кургану. Последний был сильно поврежден, и осадная артиллерия получила значительный перевес в бою. Значительное превосходство в силах позволило французам окончательно овладеть редутами и люнетом, а англичанам занять контр-апроши перед третьим бастионом. Потери русских и союзников были примерно равными — по 5 тысяч человек.

5 июня, после четвертой бомбардировки Севастополя, союзники предприняли штурм Малахова кургана, а также второго и третьего бастионов с расстояния в 300—600 м, продолжая постепенное приближение к русским позициям. 28 июня на Малаховом кургане штуцерной пулей был смертельно ранен в висок адмирал П. С. Нахимов. Через два дня, не приходя в сознание, он скончался.

В августе 1855 г. — противник провёл ещё две бомбардировки Севастополя – пятую и шестую. 24 августа союзники сосредоточили огонь на Малаховом кургане и втором бастионе, а французским войскам удалось еще более приблизить свои траншеи к Малахову кургану. На следующий день осадная артиллерия усилила огонь. 26 августа многократно превосходившие силы атакующих заняли Малахов курган. К вечеру противник прочно удерживал Малахов курган, но все остальные укрепления находились в руках защитников Севастополя.

Дальнейшая защита крепости оказалась невозможной, так как противник, установив на Малаховом кургане орудия, мог легко подавить вторую линию обороны и прорваться на берег рейда. Это грозило уничтожением переправы и привело бы к колоссальным потерям. Главнокомандующий князь Горчаков приказал оставить Южную сторону Севастополя.

Таким образом, 349 дней продолжалась героическая оборона Севастополя, и только в сентябре 1855 года неприятель овладел Малаховым курганом и занял всю южную часть города. Русский гарнизон перебрался в северную часть, но Севастополь так и не капитулировал.

 

В течение зимы 1855—1856 гг. происходили отдельные стычки и небольшие перестрелки. Союзники взорвали в городе Николаевскую батарею, доки и водопровод. Это указывало на то, что они не намерены долго оставаться в этих краях. Дальнейшее ведение войны потеряло для них смысл, а основная задача — уничтожение Черноморского флота — была выполнена. От флота сохранились только два линейных корабля; они базировались в Николаеве, где находились также основные верфи и арсеналы. Но вести осаду удаленного от моря города не имело смысла, тем более, что оправившийся от ранения генерал-адъютант Тотлебен создал там сильную оборону, вплоть до установки подводных мин на реке Буг.

Наполеон III пришел к выводу, что осада Севастополя обошлась Франции слишком дорого. Армии других стран коалиции были слабы, чтобы противостоять русским войскам. К тому же на Балтийском море англо-французский флот не смог взять крепость Свеаборг, а в Кронштадте появились паровые суда с винтовыми движителями, в большом количестве строящиеся на петербургских верфях. В ноябре 1855 г. русскими войсками была взята турецкая крепость Каре, где был пленен большой гарнизон.

Продолжение войны было невозможно и для России. Отсутствие дорог не позволяло свободно маневрировать резервами и ресурсами. Войска несли огромные потери от эпидемий и болезней. За время военных действий в Крыму русская армия потеряла в боях 128 тысяч человек, а от болезней — 183 тысячи. По этой же причине из 40 тысяч ополченцев осталось в живых около 21 тысячи. Крымская война была разорительна для России, на её нужды государство израсходовало 800 миллионов рублей. В 1855 г. в казну поступил 261 миллион рублей, дефицит бюджета составил 282 миллиона рублей.

Воюющие стороны согласились на переговоры, и в марте 1856 г. был подписан Парижский мирный договор.

По этому договору Россия возвращала Турции крепость Каре в обмен на Севастополь и другие города Крыма, захваченные союзниками. Впредь Россия и Турция не могли иметь военного флота на Чёрном море, которое объявлялось нейтральным. К Молдавскому княжеству отошли устье Дуная и часть Бессарабии.

 

Башня Малахова кургана

Эта башня, как упоминает официальная история, была построена вопреки мнению главнокомандующего армией князя А.С. Меншикова, который довольно скептически отнёсся к инициативе севастопольского купечества собрать деньги и построить башню на Малаховом кургане. Однако, всё же, необходимые средства собрали, откупили у жителей слободы участок на кургане, где в то время были небольшие подсобные хозяйства, и приступили к строительству укрепления.

Строительство башни начали в январе 1854 года. Для ускорения дела использовали проект башни Волохова, но здесь укрепление защищалось валом лишь на высоту первого этажа. Задумывалось, что это будет закрытый 2-х ярусный донжон, эта крепость в крепости, насчитывающий 52 бойницы для ведения ружейной стрельбы; на крыше 2-го яруса должна располагаться 5-ти мортирная батарея; а на нижнем ярусе - находиться пороховой погреб. Для скрытного покидания башни предусматривался потайной ход.

Строили башню из инкерманского камня. Толщина стен составила 1,52 м, высота всей конструкции – 8,5 м, радиус – 7 м. В процессе строительства отказались от подземного хода, а также изменили толщину стен верхнего яруса, уменьшив ее до 88 см. 10 июня 1854 г. временно исполняющий обязанности военного губернатора Севастополя вице-адмирал М.Н. Станюкович докладывал А.С. Меньшикову об окончании строительства.

На кургане ранее уже был возведён второй бастион, которому Малахов курган даст своё имя, а после гибели адмирала Корнилова он будет переименован в "Корниловский".

 

 

Первая бомбардировка города, начатая союзниками 5 октября 1854 г., явилась для башни своеобразным испытанием на прочность, которое она, к сожалению, не выдержала. Был снесён верхний ярус с находящимися на крыше орудиями. Такая же участь постигнет и второй этаж укрепления, не защищённый валом. От полного уничтожения башню спас предусмотрительно возведенный гласис. За сутки башня была расчищена от обломков, ров между ней и гласисом полностью засыпан землей, лестница, ведущая на нижний ярус, поначалу также была расчищена, но позже её заблокировали. И первый этаж башни, после усиления сводов насыпью из грунта, служил защитникам бастиона до последних дней осады Севастополя.

Стало очевидно, что башня потеряла свое значение, и в дальнейшем служила в качестве порохового склада, казармы и штаба командующего 4-й дистанцией контр-адмирала В. И. Истомина. По рекомендации адмирала Корнилова, посетившего Малахов курган в день первой бомбардировки, в ней были оборудованы перевязочный пункт и походная церковь. К моменту окончания обороны в результате земляных работ вокруг башни видимой частью оставался только фасад, в центре которого находился вход. С двух сторон от башни было сооружено 2 блиндажа.

Свой последний бой Крымской войны башня приняла 27 августа 1855 года. К началу штурма гарнизон Корниловского бастиона насчитывал 880 человек. В 12 часов по полудню неприятельские батареи произвели залп, который послужил знаком к началу последнего приступа. К этому дню вражеские траншеи находились в 25-ти метрах от русских позиций. С рёвом французы пошли на штурм. В первые же минуты из 60-ти защитников, находящихся на острие удара, в живых осталось 8 человек. Через полчаса, в 12:30, всё было кончено. Бастион пал.

 

Изложенные выше сведения касаются военного применения башни. Конструкция которой, как оказалось, была совершенно не приспособлена к ведению войны. И где два её верхних этажа были снесены при первой же артиллерийской бомбардировке. Это – первое.

Второй настораживающий нюанс: башня была построена по инициативе севастопольского купечества, и что командующий войсками, насилуя себя, соизволил согласиться с этой инициативой.

Третье – такая махина, требующая затраты громадных ресурсов, была построена менее, чем за полгода - в невообразимо кратчайший срок, с января до половины июня 1854 г.

Все эти соображения – не только настораживают, но и вызывают законный вопрос: а не кормят ли нас дезинформацией по поводу функционального предназначения этой башни?

Вспомним другое – о доковом водоводе. Что наполнение доков предполагалось осуществлять пресной водой из речки Чёрной по специально сооруженному самотёчному водоводу длиной 18 верст. Который проходил не только по ровному рельефу, но и преодолевал балки на 5-ти акведуках и пересекал горы в 3-х тоннелях. Но, как оказалось, наполнение камер заняло бы слишком много времени — около 3-х недель вместо расчётных 3-х дней. Кроме того, происходили и серьёзные потери воды в грунт. И тогда же было принято решение: в док подавать не пресную воду, а морскую, с помощью насосной станции. А установка насосов и паровых котлов для неё была завершена лишь в 1847 г.

И здесь мои поиски этой пресловутой насосной станции из Англии – ни к чему не привели. Не смог я найти ни её установочных чертежей, ни каких-либо письменных упоминаний о прокладке водонапорных коммуникаций. Здесь повторилась с точностью до 100% кронштадтская история о способе откачки воды из докового бассейна – “при помощи ветряных мельниц и конных машин”. Где эти ветряные мельницы и конные машины тоже потом никто не смог найти.

‒ И вот вопрос: могла ли башня Малахова кургана иметь отношение к наполнению доков водой?

‒ Моё мнение: не только могла, но и имела. 100%-но имела! Что и попробую доказать.

 

 

Обратите внимание на рассыпанные трубы во дворике разрушенной башни. Где, после захвата Малахова кургана и как свидетельствует эта фотография, уже хозяйничают французы. Но, похоже, эти же трубы, как показано на предыдущей французской карте-схеме, аккуратным штабелем сложены во дворике околобашенного бастиона. Отсюда вопрос: зачем они здесь? Не пушки, не боеприпасы, а трубы…

По трубам, как понимаю, можно что-то прокачивать. И в Сети была высказана мысль, что башня Малахова кургана – это насос, закачивающий пресную воду из подземных источников. И всё… без доказательств, без объяснения принципа действия. Конечно же с таким мнением согласиться не могу, потому и не привожу имени этого автора. Сам же отмечу - да, башня имеет отношение к закачке воды в доке, но:

1) это – не насос;

2) закачивалась морская, а не пресная вода и

3) закачка велась из морской бухты, а не из-под земли.

 

 

Взглянем на очередную гравюру с изображением башни. Как мегалитическое сооружение – это кромлех. Функция которого – закачивать свободную энергию из окружающего пространства над собой. Такой кромлех, первым делом, концентрирует разлитую в пространстве энергию источника и виде эфирно-вихревой струи и направляет её по своей оси вниз, в землю. А уж из-под земли эта энергия должна самостоятельно найти выход и вернуться назад, вверх, откуда была взята.

Как энергетическое устройство, кромлех широко использовался в системах ПВО ”богов”. Попадая в его нисходящую эфирно-вихревую струю, действие которой по высоте сложно ограничить, летательный аппарат (ЛА) попадал в своеобразную ловушку, из которой уже не мог выйти, и принудительно снижался. Но, если энергетический поток этой СВЧ-струи был модулирован, ЛА ещё в воздухе рассыпался на мелкие части.

На приведенной картинке мы видим 3-х кольцевой кромлех. Его нижнее (основное) кольцо, диаметр которого обязательно должен резонансно соответствовать одной из гармоник СКЧ Земли (собственной космической частоте планеты), определяет основную частоту работы кромлеха. Два других, меньших диаметров, уже имеют частотную настройку на гармоники основного кольца. Кóльца, действуя вместе, определяют уникальность конструкции и заранее исключают возможность паразитического резонанса с подобными изделиями не только на Земле, но и на планетах ближайшего космоса. И теперь, глядя на зубцы стен кромлеха, понимаю, они являются не только бойницами для пушек, но и модулятором СВЧ-потока, грозным оружием.

Сколь долго и тщательно я не пытался найти довоенную карту Севастополя, где была бы отражена башня Малахова кургана, мне этого не удалось. И наверняка, после нахождения ошибки с водоводом пресной воды в 1841-42 гг., встал вопрос: что делать дальше? По официальной версии – было заказано в Англии насосное оборудование, установленное здесь, якобы, в 1847 г. Но, если взять непонятно откуда появившуюся башню, можно предположить, что во время всеобщего бума использования свободной энергии, с половины XIX века охватившего все страны, и появилась эта идея использовать свободную энергию и здесь. Прототип – Кронштадтская станция, - в России был. Нужно лишь было, чтобы здешняя станция не зависела ни от погодных условий, ни от приливов-отливов морской воды, ни от дрейфа магнитного полюса Земли. И форма такого сооружения была определена – мегалитический кромлех.

 

Со строительством башни мы определились, теперь нужно бы разобраться, как производилась закачка морской воды в здешние доки.

И здесь, функционально, башня Малахова кургана являлась лишь приёмником свободной энергии. Энергии, разлитой над водной акваторией Чёрного моря и его окрестностями с помощью энергостанции Босфора. Башня-приёмник собирала эту энергию в мощный эфирно-вихревой жгут и направляла её, как по волноводу, по проложенным трубам вниз, к побережью Корабельной бухты. Туда, где располагалась насосная станция. И скажу сразу: работа которой ничем не отличалась от упомянутой кронштадтской.

Полагаю, и здесь колодец насосной станции представлял собой каменную вертикальную трубу, к нижнему концу которой были подведены воды морской бухты. В тот же нижний конец трубы, с зазором, было вставлено, концом вверх, колено волновода кромлеха с тем, чтобы между этой вставкой и внутренними стенками трубы оставался зазор, а конец волновода был несколько заполнен водой. Теперь от станции свободной энергии Босфора к указанному водному зазору насоса поступали 2 энергетических потока: первый – через воды моря и бухты, второй – через воздушную среду, приёмник-кромлех и эфирно-вихревой волновод. Что приводило к фонтанированию воды в трубе колодца и её циклическому выбросу на 10-ти метровую высоту, в разводной бассейн дока.

 

Радовались своим достижениям только корабелы и строители доков Севастополя. Но, они даже не подозревали, что строительством башни на Малаховом кургане навлекли на себя на серьезную беду. И если бы эта беда была человеческого плана, её ещё можно пережить. Но, люди своими действиями вызвали гнев ”богов”, что было крайне серьёзно.

 

 

Поясню свою мысль. Возведённая башня являла собой лучевое оружие, действие которого можно представить из рисунка. Так как она расположена на широте ~44,5 град., то за суточный период вращения планеты эфирно-вихревой луч мегалитического кромлеха проходил в пространстве над собой по образующей конуса. На рисунке изображены 4 таких малых конуса – для точек равноденствий и солнцестояний. Но, в годовом движении этот луч будет не просто вращаться в тонкой криволинейной поверхности, а проходить в громаднейшей части северного пространства космоса. Не оставляя от воздействия и малой частицы его. Конфигурацию которого можно представить, вкруговую перемещая один из конусов по земной орбите.

И скажу: после включения насосной станции Севастополя в работу в божественную Иерархию посыпались жалобы. Что там-то потерпели катастрофу несколько летательных аппаратов, что в некоторых местах космоса пошли сбои в системах связи, а на Земле и ближайших к ней планетах частично оказалась повреждённой сеть передачи энергии.

А ведь на Земле ранее действовали сотни огромных мегалитических сооружений. Созданных инопланетными ”богами” для своих систем ПВО. Где, в качестве примеров, можно привести многочисленные ”римские театры” и колизеи или ступенчатые колодцы. Но, все они, в отличие от нашего кромлеха, действующего постоянно, работали против ЛА противника лишь в кратковременном, считай – в одноимпульсном, режиме. Используя для поражения собственную энергию этих аппаратов. Кроме того, каждое такое сооружение имело предохранительный механизм, не позволявший мегалитическому оружию включиться самопроизвольно либо выключавший его после применения. Такого ”выключателя” в конструкции башни Малахова кургана я не обнаружил.

Люди в Севастополе, да и в России, видимо, не представляли, какие последствия случились в космосе, а там сразу же оценили действия землян как вандализм, как космическое хулиганство в совокупности с дикостью варвара. И сразу же были приняты меры, определившие истинную причину Крымской войны. Меры, вылившиеся в организацию военной коалиции против России, оставившей её в исключительном одиночестве. Известно древнее латинское изречение: “Nulla bellum coepi sine licentia deos” - ”Ни одна война не начиналась без позволения богов”. Эта же война, Крымская, - началась по их инициативе.

И как говорит мой коллега по поиску - tech_dancer, сразу же становится понятным - почему с таким упорством враг стремился взять Севастополь, когда по прочим русским городам азово-черноморского бассейна он просто осуществлял бомбардировку и уходил. Чей-то ответ лежит на поверхности, и с точки зрения идеологии, он не оспаривался никогда - это была основная база Черноморского флота России. Разрушив эту базу, флот просто перестал бы нормально функционировать.

Ну, допустим, союзным войскам удалось бы уничтожить русский флот, отбомбиться издалека по Севастополю, и на этом задачу можно бы считать решённой - ещё минимум несколько десятков лет Россия не смогла бы восстановить Черноморский флот, как ей и было предписано по итогам Крымской войны. Ну, или взять Севастополь и остаться там надолго. Но ни то, ни другое сделано не было. Севастополь был взят и разрушен сравнительно высокой ценой, но вскоре его отдали обратно. Отсюда понятно: сам Севастополь был союзным войскам совсем не интересен, и российский флот также. Секрет хранился где-то в самом Севастополе, и одна из противоборствующих сторон его упорно защищала, а другая стремилась захватить и уничтожить. И после уничтожения это место перестало иметь какую-либо ценность для разрушителей.

И я скажу: этой ценностью была башня Малахова кургана. Разнесённая бомбардировкой и последующими наземными взрывами в пыль.

 

Разрушения у Южной бухты, вид со стороны 4-го бастиона

 

Попутно ломалось и разрушалось всё, что представляло ценность для России и населения. Взрывались капитальные сооружения, «изымались» металлические предметы, собирались даже валявшиеся на земле тысячами ядра и осколки бомб. Вся эта «добытая» утварь грузилась на корабли и отправлялась в метрополию.

Особенному варварству подверглись объекты Черноморского флота. Враг делал всё, чтобы российский Черноморский флот на долгие поды лишился в Севастополе материальной опоры. Англичанами были взорваны Александровская, Павловская и самая большая в крепости трехъярусная Николаевская батареи. Ныне от них не осталось и следа. Сильными взрывами были разрушены «белые здания» — большой комплекс сооружений, которые, по определению англичан, русские использовали как казармы. Разрушениям подверглись и постройки «рангом» пониже. Разграбленным оказалось Севастопольское адмиралтейство.

Севастопольские сухие доки — уникальные сооружения, созданные по инициативе адмирала М. П. Лазарева, взрывались одними из первых. Комплекс доков со сложной шлюзовой системой и многокилометровым водоводом, идущим от Черной речки, был предназначен для одновременного ремонта пяти крупных кораблей — линейных кораблей и фрегатов. Этот комплекс находился в Корабельной бухте и оказался в руках интервентов.

Три месяца шли подготовительные работы. Минирование сооружения вели англичане и французы. И все это время между ними шли острые дебаты, что и как делать, чтобы реализовать принцип «выжженной земли».

Согласно принятому проекту предусматривалось, что французы разрушат одну половину доков, а англичане другую.

22 декабря 1855 года один из пяти доков взорвали французы. В других доках «экспериментировали» англичане. Всего французы провели четыре, а англичане — шесть взрывов, если не считать несколько незначительных вспомогательных взрывов. И этого оказалось достаточно, чтобы дно, стены и шлюзовой канал уникального докового комплекса были разрушены до основания.

К весне 1856 г. интервентам оставалось находиться в Севастополе уже считанные дни. В связи с чем, мародерство и грабежи усилились. Батопорт, закрывающий шлюз севастопольских доков, англичане сняли и отбуксировали в метрополию. По свидетельствам англичан, огромные «доковые ворота» закончили свое существование как военный трофей на выставке в Портсмутской доковой бухте.

Причинив боль и страдания севастопольской земле, интервенты заспешили восвояси. Суда и корабли были загружены «трофеями» под завязку. Отход флота сил альянса сопровождался хаосом и неразберихой. Крымская война завершилась…

18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор, который запрещал России иметь военно-морской флот на Чёрном море. В самом Севастополе было запустение.

 

Лишь спустя 25 лет после поражения Россия приступила к восстановлению доков Севастопольского адмиралтейства. Но, раньше, в августе 1856 г., было создано Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). «Быть посему», — написал на полях устава общества император Александр II, большой демократ и учредитель многих республиканских правил для России. Соответственно пароходству понадобилась ремонтно-строительная база, которая и была создана в 1858 году на территории Севастопольского Лазаревского адмиралтейства. Уже в 1861 году вошёл в строй большой Мортонов эллинг, успешно просуществовавший до Великой Отечественной войны. В эллинге началось строительство металлических пароходов, в 1869 году здесь сошёл со стапеля первый из них под оригинальным названием «Первенец».

В 1871 году были отменены ограничительные пункты по Парижскому договору, и для Севастопольского адмиралтейства началась эпоха строительства военных кораблей, начиная с миноносок и заканчивая эскадренными броненосцами типа «Чесма», «Синоп». К этому времени понадобились сухие доки для ремонта. И 10 января 1883 года в Корабельной бухте началось строительство 180-метрового Западного дока. Для этого была сделана перемычка, за ней вырыли котлован и построили сам док, названный Алексеевским. 30 апреля 1886 г. была выполнена головная часть Восточного (Александровского) дока. И эти сухие доки, которым более ста лет, верой и правдой служат до сих пор.

В настоящее время сложно представить, какой была Корабельная бухта многие годы назад, но сегодня по-прежнему здесь стоят, ремонтируются и готовятся к плаванию корабли.

 

Корабельная бухта Севастополя (слева). Старое название – Доковая.

 

В Корабельной бухте располагается Севастопольский морской завод, а на соседнем, Павловском мысе - установлен памятник эсминцу «Свободный». Привлекает своей красотой Митрофановская церковь.

Протяженность бухты не превышает и километра, зато глубина 10-15 метров у берегов позволяет швартоваться довольно крупным судам. Вместе с Южной бухтой, Корабельная раньше считалась основной военной гаванью.

 

Далее...