Все дороги ведут в Рим

Согласно легенде, Рим был основан Ромулом, которого вместе со вторым братом – Ремом, выкормила волчица и воспитал пастух. Оба брата происходили из царской семьи, но из-за властных интриг их должны были утопить в Тибре. Но, малышам повезло, и они остались живы.

 

Когда Ромул и Рем подросли, они отправились к Тибру искать место для основания своей колонии. И вот здесь, на Палатинском холме, был заложен город, имя которому было дано Roma - Рим. Датой основания города считается 21 апреля 753 до н.э., когда вокруг Палатинского холма была проведена первая борозда.

В т.н. царский период Римом правило 7 царей – от Ромула до Тарквиния. С 509 до 265 гг. до н.э. здесь уже существовала ранняя Римская Республика, а с 264 по 27 гг. до н.э. - поздняя Римская Республика. А последующая экспансия Рима в другие территории Средиземноморья уже сделала неизбежным столкновением Римской республики с Карфагеном, ведущей державой Средиземноморья. Впоследствии, в результате трёх пунических войн между этими державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. Что позволило ему продолжить экспансию в другие районы Средиземноморья. И после завоеваний III—I века до н.э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море — во внутреннее римское море.

С 27/30 года до н.э. по 235 год н.э. здесь была образована ранняя Римская империя, а после кризиса - поздняя Римская империя (284—476 гг. н.э.). В 395 г. империя была разделена на 2 части - Западную и Восточную Римские империи. Но, с 476 г. Западная Римская империя прекратила своё существование. Восточная Римская империя просуществовала ещё 10 веков до 1453 года, когда держава подверглась нападению турок и окончательно распалась.

 

Как уже отмечалось, баржи с грузом двигались в Рим по реке Тибр. Тибр – это совсем небольшая река, длиной всего лишь 405 км. Исток её находится в Апеннинах, в области Эмилия-Романья. Питание - преимущественно дождевое, паводки - с ноября по март — апрель, бывают наводнения; река несёт много взвешенных наносов. Считается, что её название - «Тибр» имеет этрусские или италийские корни, скорее всего, родственные кельтскому корню dubr, «вода».

 

Классический взгляд

Тибр имел очень важное значение для торговли в Древнем Риме. Он являлся главным судоходным путём, позволяющим подниматься судам с зерном по водам реки примерно на 100 км вверх уже в V веке до н. э. Также здесь перевозились камень, лес и продукты питания. Во время Пунических войн в III веке до н. э., порт города Остия, рядом с которым находится русло Тибра, стал стратегически важной военно-морской базой Римской республики.

Позже Тибр приобрёл не менее значимое торговое значение: к его устью стекались товары со всех римских колоний Средиземноморья. В это время начали строить причалы и на самом Тибре, объединяющие берега в районе Марсового поля. Также римляне включили Тибр в городскую канализационную систему (Большая Клоака), подавая воду в центральную часть города.

В результате обмельчания и засорения реки её коммуникационное значение уменьшилось, что усугубилось возведением нового порта в Фьюмичино в I веке н. э. Во времена правления императоров Клавдия и Траяна была построена дорога Виа Портуенсис (Via Portuensis), соединяющая Рим и Фьюмичино.

В VII—VIII веках некоторые римские папы пытались улучшить навигационные возможности Тибра. В XIX веке были проведены масштабные работы по очистке Тибра от скопившегося на дне мусора. После этого на какое-то время торговые пути были восстановлены, но XX веке были снова забыты, поскольку перестали играть такую важную роль как в древности.

 

Хлебные амбары, причал и склады Рима

 

Грузы с барж перерабатывались, в основном, на левом берегу Тибра, у северных границ Рима. Там же, если взглянуть на карту тех времён, был сооружён и эмпорий – специализированное торговое поселение-место, служившее складом для товаров, перевозившихся по морю. Считается, что римский эмпорий был основан в 193 г. н.э. эдилами М. Эмилием Лепидом и Л. Эмилием Павлом.

На этом транспортную эпопею нашего рассказа можно, вроде бы, и закончить, но возникают вопросы: а каким был в те годы Рим? И не оставили ли и здесь свои следы ”боги”? Когда гавань Рима – Остия – имея в своём составе т.н. “римский театр” и колоннадные улицы, эти средства ПВО, была защищена от налёта вражеских НЛО-кораблей. А что же Рим? Имел ли и он подобную защиту?

 

 

В Риме было построено 5 римских театров: театр Марцелла, амфитеатр Флавия – Колизей, театр Помпея, одеон Мецената и театр Бальбуса. Колизей находился в центре города, а остальные театры – на левом берегу Тибра, в западной части города, на Марсовом поле, что лежит напротив Тибрского острова.

 

Театр Марцелла - театр близ левого берега Тибра в Риме. Считается, что он был построен почти на 60 лет раньше Колизея, в 13 г. до н.э. Идея его создания принадлежала императору Юлию Цезарю, который задумал построить театр по масштабу, превосходящему первый каменный театр Помпея, - своего политического противника. Начали строить театр в 44 году до н.э., но с убийством Цезаря стройка была приостановлена, и его возведение было продолжено уже Октавианом Августом в 17 году до н.э. Окончательно театр Марцелла был построен к 12 г. до н.э.

 

Театр Марцелла

 

Вмещал театр 14 тыс. зрителей, из которых 12 тыс. могли разместиться на сидячих местах. Высота 3-х ярусного театра составляла 30 м, а его диаметр - 130 м. К сожалению, до наших дней театр Марцелла дошёл в довольно разрушенном виде, и судить о его архитектурным особенностях приходится по едва сохранившимся капителям, колоннам и базам.

 

Амфитеатр Колизей

Самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, Колизей в наиболее законченном виде воплотил основные черты этого типа сооружений. Амфитеатр Флавиев также самый большой по размерам — его продольная ось 187,77 м, поперечная — 155,64 м, вместимость — от 45 до 50 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса величиной 85x53 м и была ограничена высоким подием (4 м). Первые несколько лет, до постройки под ареной густой сети ипогеев, она на время представлений затоплялась водой и там устраивались морские сражения — навмахии. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подии, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

 

 

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (навмахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане.

 

Рядом с Колизеем находилась гладиаторская школа. Ядром школы являлся прямоугольный двор, окруженный портиками, в которые выходили комнаты гладиаторов и разного рода специальные помещения. В центре двора была арена, в миниатюре воспроизводившая арену Колизея, где гладиаторы тренировались перед играми.

При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, травли зверей продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого.

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его разрушению, а в 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения амфитеатра, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник строительного материала. В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

 

Театр Помпея

Идея заложить театр возникла у Гнея Помпея Великого во время посещения Митилен на Лесбосе в 63 г. до н.э. Согласно Плутарху, Помпей, осмотрев митиленский театр, решил построить по его образцу аналогичное сооружение в Риме, но бо́льших размеров. Среди особенностей театра в Митиленах, по-видимому, была надстройка с храмом над амфитеатром, позаимствованная для римской постройки. Кроме того, театр Помпея мог иметь сцену, похожую на митиленскую.

Реконструкция и расположение театра

 

Строительство было окончено к 55 г. до н.э. Здание, расположенное на Марсовом поле, получилось величественным: диаметр его полукруглого амфитеатра составлял около 158 м, а сам театр, вмещал в себя 40 тыс. зрителей.

Театр был центром ансамбля, в который, кроме него, входили огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы. Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, украшенных статуями и росписями.

 

Одеон Мецената

Считается, что одеоны - это малые театры с упрощенным устройством сцены, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой. Здания этого типа, но ещё более уменьшенные в размерах, назывались аудиториями. В них выступали с чтением своих произведений философы, риторы, писатели.

 

Слева направо: одеон Мецената, театр Помпея, театр Бальбуса и театр Марцелла

 

Одним из таких сооружений, обнаруженных в Риме, был одеон Мецената. По своим размерам он, как полагают, был вполовину меньше театра Помпея.

 

Театр Бальбуса - это постоянный римский театр, построенный в камне и открытый в 13 г. н.э. Это третье здание подобного типа, которое было возведено в древнем Риме. Театр, по распоряжению Луция Корнелиуса Бальбуса, и его прилегающий портик построены на Марсовом поле, к юго-востоку от театра Помпея, причём о месте точного расположения памятника археологи долгое время вели ожесточённые споры.

 

Расположение и реконструкция театра

 

Театр довольно скудно упоминается древними авторами, лишь только Светоний кратко ссылается на него. Только лишь в 1960-х гг., было установлено местоположение этого здания.

Театр построен на оси “восток-запад”, с полукруглым внешним фасадом, повернутым к западу и фронту на восток. Здание - относительно небольшое по размеру: диаметр его кавеа составляет около 95 м, а его вместимость - оценивается примерно в 8,5 тыс. зрителей.

Ранее (см. статью ”Римские театры богов”) было установлено, что все эти греческие и римские театры, одеоны и колизеи – сооружались ”богами” только лишь в качестве оружия противодействия вражеским ЛА, Что лишь впоследствии, когда ушли ”боги”, некоторые из этих сооружений использовались в качестве зрелищных. Что этот тип ловушек ПВО можно видеть на Земле лишь в одном её районе – на Средиземноморском побережье - как Африки, так и Европы. Что их общее количество сегодняшние учёные оценивают в 150 ”театров”, из которых до нашего времени, с той или иной степенью разрушения, дошло чуть более 50.

Но, вернёмся в Рим. Где рассматривая изображения одеона Мецената, театра Помпея и театра Бальбуса, показанные на 2-х фотоснимках выше, видим у каждого примыкающую прямоугольную площадку. Площадку – ограниченную по периметру: где одним, а где 2-мя рядами колонн. Но, эта новая конфигурация нам уже знакома как по храмам Ангкора, так и по храмам Баальбека и Афинского Акрополя (более подробно – в статьях ”Ангкор – город богов” и “Звёздные храмы богов”). Что эти ряды колонн представляли собой не что иное, как фильтры СВЧ-энергии, как мера биологической защиты от излучения ЛА. Совершающего посадку на площадку, взлетающего с неё или просто находящегося на ней с включёнными двигателями.

И вот здесь мы должны отметить найденное только что новое качество 3-х указанных “театров”. Театры Мецената, Помпея и Бальбуса, кроме функционального предназначения – быть ловушками ПВО, оборудованы ещё и посадочными площадками для ЛА. Площадками, способными принимать небольшие ЛА – типа летающих платформ.

А что же с большими летательными аппаратами – крейсерскими ЛА? Были ли для них посадочные площадки в Риме? И, оказывается, были! И много… Только зовут их сегодня цирками и стадионами…

 

Римские цирки

Римские цирки, в целом, мало сохранились. Вообще же здесь я насчитал 8 цирков:

  Большой цирк (Circus Maximus);

   ипподром Домициана;

  цирк Фламиния;

  цирк Нерона;

  цирк Адриана;

  цирк Саллюстия;

  цирк Домициана;

  цирк Максенция.

 

Большой цирк

Большой цирк (Circus Maximus) — самый древний (он был сооружен еще в царский период) и самый обширный.

Циркус Максимус — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 х 150 м), построенных в Древнем Риме. Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.

По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла.

 

 

Полагают, что изначально цирк не включал в себя каких-либо построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.

Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка. С 329 года было положено начало возведению основных построек, был проведён канал и увеличена площадь цирка.

Циркус Максимус (реконструкция)

 

Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены, колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Circus Maximus

 

Расширил Большой цирк до существующей длины Юлий Цезарь, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому документу, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным.

Цирк эксплуатировался в течение более тысячи лет, вплоть до VI века н.э. Известно, что последние скачки были проведены здесь около 549 года н. э. королем остготов Тотилой, завоевавшим Рим. После этого ипподром пришел в упадок, многие каменные сооружения Большого цирка разобрали на камни для постройки других зданий еще в средние века. До XII века простояла массивная Арка Тита, но к XVI веку и она была практически разрушена.

 

Ипподром Домициана

Интересующий нас ипподром Домициана, где раньше проходили разные представления и соревнования, расположен на Палатинском холме. Этот большой ипподром Палатина имел 160 м в длину и 50 м - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал за зрелищами и выступлениями гимнастов.

Палатинский холм - центральный из семи холмов, на которых стоит Рим, и одна из самых древних частей города. Он возвышается на 40 м над Римским Форумом и Большим цирком. Название холма происходит от слова «palace» - дворец. Согласно древнеримской мифологии, Палатинский холм был местом расположения той самой пещеры, где волчица нашла Ромула и Рема. По легенде, став взрослыми, мальчики решили построить новый город на берегах Тибра. Но между ними вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. А город был назван в честь Ромула — Римом. По другой легенде, именно на Палатинском холме Геракл победил Какоса, великана и огнедышащего людоеда. Говорят, что Геракл так сильно стукнул великана своей дубинкой, что на юго-восточной стороне холма появилась трещина — позднее здесь была построена лестница Какоса.

Именно с этого ипподрома было привезено большинство скульптур для Палатинского музея.

 

Ипподром Домициана

 

Археологи установили, что люди жили на Палатинском холме примерно с 1000 года до н.э. Многие зажиточные горожане периода Римской республики (509 г. до н.э. - 44 г. до н.э.) имели резиденции на холме. Позднее, в эпоху империи, здесь обосновались несколько императоров — сохранились руины дворцов Августа, Тиберия, Домициана. Август же приказал построить рядом со своим дворцом Храм Аполлона.

Одно из зданий, которое считается резиденцией Ливии, супруги императора Августа, в настоящее время находится на реконструкции. Рядом с ним можно увидеть Храм Кибелы, еще не полностью раскопанный и закрытый для публики. А за ним расположен так называемый Дом Тиберия.

 

 

Весь Палатинский холм и Римский Форум сегодня являются большим музеем под открытым небом, свободным для посещения туристами. Попасть сюда можно с улицы Виа ди Сан Грегорио, которая начинается сразу за Аркой Константина. Возвышаясь над Римским Форумом, стоит и Дворец Флавиев, который был построен во время правления одноименной династии (1 век н.э.).

Расположившийся рядом ипподром Домициана — строение, имеющее вид римского цирка (ипподрома), но слишком маленькое для проведения гонок на колесницах. Известно, что оно использовалось для проведения спортивных мероприятий, но каких именно — неизвестно.

 

Цирк Фламиния

Гай Фламиний (260 —217 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель и военачальник, консул 223 и 217 годов до н.э.

Цирк Фламиния, сооруженный около 220 г. до н.э., находился на Марсовом поле. Римский цирк, как мы привыкли считать,— это место для развлечений, главным образом - для скачек. В современном русском языке латинское слово «цирк» означает другой вид представления, а то, что римляне считали цирком, мы называем греческим словом «ипподром». Но есть большая вероятность, что Фламиниев цирк не был настоящим цирком ни в русском, ни в римском смысле слова.

В дошедших до нас литературных источниках нет никаких сведений ни о строительстве этого здания, ни о его реставрации, ни о его внутреннем устройстве, за исключением одного утверждения Витрувия. Этот цирк был столь огромным зданием и столь важным центром, что, скорее, дал название всей окружающей местности, и другие здания описывались как расположенные «у Фламиниева цирка» или «во Фламиниевом цирке».

В конце XII в. значительная часть цирка, называвшаяся «Золотой крепостью» (castellum aureum) ещё стояла. Главная ось цирка проходила почти точно по линии “восток-запад”. Восточную границу цирка удалось установить благодаря обнаружению частных домов и мостовой античной улицы к востоку от пьяцца Маргана. Если так, то длина цирка составляла около 260 м, а ширина — около 100 м.

 

Гравировка цирка Фламиния Джакомо Лауро (1641 г.)

 

Считается, что в этом цирке проводились Плебейские игры, Таврии и другие игры, например, Вековые игры в 158 г. до н. э.; кроме того, здесь часто созывались народные собрания. Здесь также находился рынок и проходили различные триумфальные церемонии.

 

Цирк Нерона (называвшийся также Ватиканским цирком): цирк, заложенный Калигулой, но выстроенный в основном Нероном на правом берегу Тибра, в долине между Яникульским и Ватиканским холмами. Ось цирка проходила с востока на запад, под небольшим углом к оси базилики св. Петра, построенной над северной половиной цирка, у подошвы Ватиканского холма. Если изогнутая стена эпохи Нерона под виа дель Сант Уффицио, о которой сообщает Гатти, — это стена стартовых барьеров, как обычно считается, то цирк должен был простираться на всю длину базилики и колоннад Бернини. Единственный значимый след этого цирка — это обелиск, который Калигула привёз из Гелиополя и поставил на “спине”. Он стоял на своём месте до 1586 г., когда его перенесли на нынешнее место, в центре Пьяцца Сан Пьетро, по приказу папы Сикста V. В 1957—1958 гг. был раскопан, исследован и измерен античный фундамент на Пьяцца деи Протомартири. Цирк, видимо, использовался недолго; уже в начале II в. его арену заняли могилы, а в эпоху Каракаллы здесь был построен огромный мавзолей, известный позднее как Ротонда ди Сант Андреа.

Цирк Нерона

 

* В церковных преданиях апостол Петр занимает особое место. Среди верующих он считается фундаментом христианской церкви, нареченным на эту миссию самим Иисусом Христом. Святого Петра казнили в Риме в 67 м году в цирке Нерона особо жестоким способом eго распяли головой вниз. Развалины этого цирка находятся поблизости от того места, где сейчас в Ватикане стоит главная святыня католиков собор святого Петра. В один день с апостолом Петром в том же цирке Нерона казнили апостола Павла.

 

Цирк Адриана

Об этом цирке мало что известно, за исключением того, что он находился близ мавзолея этого императора. На карте его местоположение – на северо-западе Рима, вблизи Ватиканского холма.

 

Местоположение цирков Рима

Цирк Саллюстия

Об этом цирке тоже почти ничего неизвестно, кроме того, что он находился, по всей вероятности, на севере города, между холмами Пинчио и Квириналом.

 

Цирк Домициана

На одной из самых прекрасных площадей Рима, а точнее - в нескольких метрах под ней, можно увидеть ещё одну потрясающую археологическую находку, поражающую своими размерами и, конечно же, историей. Дело в том, что знаменитая пьяцца Навона. покоряющая сердца многих гостей города своим необыкновенным шармом, была построена на трибунах античного стадиона Домициана, возведенного в 85-86 гг. н.э.

Стадион имел 276 м в длину и 54 м в ширину и являлся отличным образцом городской архитектуры древнего Рима и первым примером подобного сооружения, построенного полностью из камня. Невероятно, но его трибуны могли вместить порядка 30 тыс. человек. Вплоть до V века на этом месте проводились зрелищные выступления атлетов, кулачные бои. соревнования по бегу, метанию дисков и др.

Император Домициан, последний из династии Флавиев, в 86 н.э. учредил в Риме новые атлетические состязания - Certamen Capitolinum, в честь Юпитера Капитолийского. Так же, как и Олимпийские игры, Чертамен Капитолинум проводился 1 раз в 4 года. Самым важным видом состязаний был бег: соревновались атлеты нагими и босыми, совершая забег от 200 до 4000 м. Соревновались и в метании копья, и в метании диска, но особо популярны среди столичной публики были бои без правил «pancrazio», единственным запретом в которых являлось ослепление противника. Все остальное, — укусы, подножки, удары головой и т.д, — были разрешены. Сам Домициан любил присутствовать на играх, облаченный в пурпурную тогу и с золотой короной на голове.

 

Реконструкция стадиона Домициана Пьяцца Навона на месте стадиона Домициана

 

В V в. цирк Домициана превратился в руины, а в эпоху Возрождения в этом месте вновь закипела жизнь. В 1477 г. сюда перевели рынок, находившийся у Капитолийского холма, и он просуществовал здесь до 1869 г., когда его переместили на Кампо-деи-Фьори.

Сегодня же остатки стадиона Домициана сохранились в разных местах площади. Первые археологические раскопки были проведены здесь в 1860-х годах и далее - в ХХ веке, во времена Муссолини.

 

Цирк Максенция, известный до XIX века, как цирк Каракаллы, находился в 3-х км от Рима на Аппиевой дороге, и это лучше всего сохранившийся цирк древнего Рима, и это был второй по величине цирк в империи: здесь до сих видны стартовые позиции для соревнований колесниц. Несмотря на то, что главным цирком Рима считался Циркус Максимус, именно руины Цирка Максенция в полной мере позволяют оценить всю мощь подобного рода сооружений.

Цирк Максенция. Вид от билетных касс Цирк Максенция. Реконструкция

 

Цирк Максенция является одним из самых больших по протяженности римских цирков, уступая только, пожалуй, римскому Большому стадиону, доходя до 503 м в длину и достигая в ширину 79 м. Его арена, вмещавшая до 10 тыс. зрителей, была сооружена по приказу императора Максенция около 309 г., но не была закончена к моменту его гибели в том же году. Разделительный барьер посередине, отделанный римским мрамором, некогда тянулся на 296 м. По обоим концам "спины" (spina), внутри циркового эллипса, располагались "меты" (metae), знаки, обозначавшие точки поворота колесниц. На концах они были украшены символическими мраморными яйцами.

На стадионе была великолепная видимость, беговая дорожка огибала центральную ось, состоявшую из ряда бассейнов, перемежавшихся скульптурами, и обелиска Домициана посередине (обелиск в 1650 г. был водружен в центре фонтана Бернини на площади Навона по приказу папы Иннокентия X).

Вид на мавзолей Ромула, виллу и цирк Максенция сверху

 

Реставрационные работы показали хорошо сохранившиеся остатки трибун и входные ворота. Окончательно цирк был раскопан в 1960 году, в канун Римской Олимпиады.

 

В статье ”Три империи” было показано, что все эти древние цирки и ипподромы изначально имели лишь одно функциональное назначение – быть посадочными площадками для НЛО-кораблей ”богов”. Площадками империи шумеров, получившими из-за их U-образной формы наименование ютаврингов.

Сочленение нижней части НЛО-корабля и ютавринга

 

Такая мегалитическая форма, если пропустить под ней водный поток, обеспечивала:

-  автоматическое заведение на посадку;

-  автоматический разворот-ориентирование корабля перед посадкой;

-  принудительную посадку;

-  запуск движителей.

Автоматическое заведение ЛА на посадку ничем не отличалось от принудительного захвата аппарата обычной станцией ПВО. Когда, после захвата ЛА эфирно-вихревой ловушкой производилось и последующее его принудительное снижение. Автоматический разворот корабля в посадочное положение здесь был решён за счёт несимметричной конфигурации ЛА и ютавринга. Известно, что подобное притягивает подобное. Так и здесь: 2 источника энергии ЛА и ютавринг, будучи одних размеров и конфигурации, так воздействовали друг на друга, что ЛА разворачивался в воздухе до полного совмещения своих сфендронов, этих закруглённых частей конструкции. Последующий маневр - сама посадка ЛА - теперь просто являлся продолжением процесса принудительной посадки.

И здесь нужно отметить высокий профессионализм ”богов”, избравших такую конструкционную схему комплекса ”ЛА - посадочная площадка”, которая позволяла с большой точностью производить автоматическую посадку многотысячетонных кораблей, нисколько не беспокоясь о точности сочленения криволинейных поверхностей, полностью устранив не только визуально-ручной контроль за этим сочленением, но и саму возможность поломки корабля в процессе приземления.

После посадки корабля подача водного потока под площадкой прекращалась, процесс посадки корабля был завершён, и его движители можно было выключить.

Теперь, если нужно было отправить корабль в очередной полёт, запуск его движителей можно было произвести только при включении тока воды под площадкой. И естественно, чтобы ютавринг не удерживал взлетающий корабль, водный поток нужно было опять остановить.

Если над площадкой появлялся вражеский ЛА, ютавринг уже выступал в качестве ловушки ПВО, принудительно заставляя этот аппарат приземлиться. И для решения такой задачи под площадкой опять-таки должен быть пропущен водный поток.

 

Подводя некоторый итог вновь добытым знаниям о деятельности ”богов”, нужно отметить главное: в устье Тибра была найдена ещё одна рукотворная станция свободной энергии – ”Остия Антика”. Которая обеспечивала движение самоходных барж, питаемых этой энергией, в Рим и обратно, осуществляя, тем самым, транспортировку по реке материалов и товаров. Там же, в Остии, находился и морской порт Рима. И, как и все значимые объекты ”богов”, порт и энергостанция находились под защитой комплекса средств ПВО, состоящего из т.н. ”римского театра” и крестообразной колоннадной улицы.

Древний Рим имел уже более серьёзную степень защиты от вражеских ЛА: там были построены 5 римских театров – ловушек ПВО: театр Марцелла, амфитеатр Флавия – Колизей, театр Помпея, одеон Мецената и театр Бальбуса. Колизей находился в центре города, а остальные театры – на левом берегу Тибра, в западной части города, на Марсовом поле. И это уже позволяет предположить, что здесь, в Риме, была древняя столица ”богов”.

Такое предположение родилось не спонтанно, по наитию,- нет. Оно подкреплено и наличием в черте города многочисленных посадочных площадок. Это не только 8 больших площадок – Большого цирка, цирков Домициана, Фламиния, Нерона, Адриана, Саллюстия, Домициана и Максенция, принимавших крейсерские НЛО-корабли длиной от 150 до 600 м. Обнаружены и 3 площадки (рядом с театрами Мецената, Помпея и Бальбуса), предназначенные для приёма личных кораблей ”богов” Пантеона – их летающих платформ. Где конструкция этих 3-х площадок полностью повторяет облик других подобных площадок ”богов” –”храмов” Юпитера и Ваала – в Баальбеке, и Гекатомпедона и Парфенона – в Афинском Акрополе. Подтверждая мысль о наличии сети таких площадок, в том числе – и не найденных, обеспечивающих полёты ”божественных Иерархов” в различные точки подконтрольной империи.

Рим времён ”богов”

 

Кроме римских театров и цирков Рима, с которыми всё более-менее ясно, осталась пара будоражащих вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. А суть – вот в чём. Рим был основан Ромулом где-то в 750-х гг. до н.э. Бывшим хоть и царственного рода – но человеком. И это предопределяет: в Риме потом жили только люди. Что только люди могли построить все величественные городские сооружения. Дошедшие к нам из глубины 2-х с лишним тысячелетий. И вдруг, на переходе веков, в Остии возводится станция свободной энергии, а в том же самом Риме строятся 5 римских театров-колизеев - этих средств ПВО и 8 здоровущих "стадионов" - этих посадочных площадок для НЛО-кораблей.

И здесь определённая коллизия: люди, жившие в Риме, не могли ни обладать соответствующими знаниями, ни построить эти объекты, ни иметь подобные корабли и уж тем более - летать на них. Но, мы также знаем, что “боги” никогда не жили вместе с людьми, кроме как держали их в качестве слуг в далёкие времена, до Потопа, сразу после создания человека. Вспомним, что даже в истории с Моисеем Бог не показывал своего лика, прячась за кустом. Т.е. в Риме людей не должно было быть ”богов”.

И какой же можно сделать вывод? Налицо искажения как самих событий, так и их хронологии. Произведённые при непосредственном участии ”богов”. Когда, как нам подсказывает сегодняшний разумный Космос, история древнего Египта, древнего Рима и древней Греции намеренно отнесены в глубокую древность, когда в действительности события, описываемые дошедшими до нас историческими документами, намеренно фальсифицированные, относятся к средним векам нашей эры. И как мы должны реагировать на подобное?

 

Удачи,

Ваш Александр Махов

Оглавл…