Почти во всеобъемлющем устранении отмеченных недостатков конструкции движителя может помочь замечательное устройство – магнитный диск.
Этот диск был предложен ещё в начале 20-го столетия великим Николой Тесла для конструкции униполярного динамо (см. “Оружие богов, или как построить НЛО”). Диск – вращающийся, на него опирается подошва вихря. На рабочей стороне диска имеются спиральные магнитные дорожки. Диск может раскручиваться как ротор электродвигателя – при подаче на его наружную кромку и ось постоянного напряжения. При этом электрическая цепь: ось – магнитные дорожки – кромка должна быть замкнута.
При раскрутке диска происходит ионизация соприкасающихся с его поверхностью частиц воздуха, а спиральные магнитные дорожки “собирают” положительные ионы с периферии диска к его центру. Формируется мощный вихрь, который, забирая энергию из окружающей среды, доставляет её к диску. Диск начинает интенсивно “самораскручиваться”. В определённый период с диска-электродвигателя можно снять питающее напряжение – он переходит в режим генератора.
Магнитный диск
Диск – цельный. Конфигурация его поверхности – нелинейная – для обеспечения прочности и предотвращения возможного разрыва материала под действием центробежных сил.
Дорожки диска выполнены из магнитопласта, а основание – из связующей пластической компоненты. В центре диска – латунная или бронзовая ось – для установки в подшипник. Ось одновременно является отрицательным электродом системы ионизации. Токоподвод осуществляется через осевую графитовую щётку.
Расчётная конфигурация магнитных дорожек показана на графике, при этом оптимальная длина каждой дорожки, от кромки до центра, составляет 1,825 витка. Это обеспечивает требуемую величину осевого перемещения ионов в вихре, экспоненциальный шаг витков движения ионов по вихревой оси.
Конфигурация магнитной дорожки
Цена деления по оси Х – 2 единицы, по оси Y – 5 единиц. График построен в квадрате 12х12 единиц.
Магнитный диск является одновременно формирователем и резонатором нового (дополнительного) вихря движителя.
Итак, использование в движителе магнитного диска приводит к формированию дополнительного вихря, который должен работать согласно с основным.
Рис. Два вихря (1 – основной, 2 - дополнительный)
Формирование нового вихря после “самораскрутки” диска происходит только за счёт окружающей среды. Энергии нового и основного вихрей суммируются, а мощность движителя, при тех же аппаратных затратах энергии, - возрастает. Предполагается, что достижение указанного эффекта будет обеспечено за счёт настройки 2-го вихря (за счёт выбора соответствующего диаметра диска) на частоту 2-й гармоники основного вихря.
Магнитный диск, приводимый во вращение вначале основным вихрем, а затем суммарной входящей мощностью обоих вихрей, осуществляет ионизацию поверхностного слоя воздуха. Этот ионизированный поток обеспечивает полностью функционирование дополнительного вихря и частично – основного. Подчеркнём, что ионизация этого вида происходит за счёт эффекта трения воздуха о поверхность диска.
Ионизация второго вида производится отражённым электронным потоком внутреннего (приходящего) вихря. Этот вихрь, забирая энергию окружающей среды, последовательно проходит в движитель вначале через “глаз” основного, а затем и дополнительного вихрей. Далее поток электронов, ударяясь о поверхность диска, вращаясь, растекается над его поверхностью. Энергия движущихся электронов, кроме участия, как сигнал положительной обратной связи, в раскрутке диска, одновременно расходуется и на дополнительную ионизацию воздуха в полости движителя.
Ионизация внутренним вихрем
За счёт этой же энергии формируется мощное защитное поле – ИТП, окружая в виде вытянутого кокона пространство вокруг летательного аппарата и его пилота.
Возможность раскрученного диска переходить, с некоторой частоты вращения, в режим генератора электрического тока даёт нам замечательную возможность воспользоваться даровой энергией воздушной среды для энергообеспечения ягалёта. Этот фактор самым кардинальным образом позволяет улучшить две основные лётные характеристики аппарата – дальность и продолжительность полёта. Теперь они могут быть ограничены лишь 2-й компонентой системы – устойчивостью пилота, а именно – его физической выносливостью.
Вид снимаемого с диска электрического тока – постоянный или переменный, его съём – контактный или бесконтактный, - по выбору конструктора. Мы, для простоты, выберем здесь постоянный ток со щёточным съёмом энергии.
Для этого, на периферийную кромку диска установим латунное кольцо, электрически замкнутое на магнитные дорожки. Оно же придаст дополнительную прочность диску на разрыв. Съём тока – через графитовую щётку(и).
Понятно, что отбор энергии несколько уменьшит развиваемую дополнительным вихрем мощность (тягу), но это – неизбежная плата за пользование электроэнергией.
В качестве же бортовых её потребителей можно назвать такие: электроискровая система ионизации движителя, аккумулятор постоянного тока, аппаратура навигации и связи.
Определяющий момент трения – подошвы основного вихря о нижнюю часть полости кувшина – резко уменьшен за счёт установки вращающегося диска. Этот момент мог привести к интенсивному вращению ЛА вслед за вихрем.
После установки магнитного диска вихревое воздействие на стенки полости осуществляется лишь на периферийных кромках вихрей. Оно незначительно, как и новые моменты трения, возникающие в подшипнике и щёточных контактах диска. Об их компенсации речь будем вести чуть позже – при рассмотрении вопросов управления ягалётом.
Установлено, как отмечалось и в других моих работах, что магнитное поле нашей планеты пульсирует с частотой 7,5гц (по другим данным – 7,83гц).
Понятно, что если наша вихревая система будет работать с этим полем в согласии, - можно получить значительный дополнительный прирост мощности движителя. Более подробно об использовании этого поля рассказано в работе “Оружие богов, или как построить НЛО”.
Через выбор определённых геометрических (размеры кувшина, диска), а, значит, - и частотных характеристик вихрей, мы уже частично настроили наш движитель в резонанс с МПЗ.
Остались лишь неучтёнными частота и фаза генератора сигнала электроискровой ионизации, воздействие на которые может внести существенную лепту в практику повышения мощности вихревого движителя.
Но, этот вопрос не может быть решён только за счёт конструкции ЛА, - для чёткого управления этими параметрами должна быть создана и наземная либо спутниковая система – система нуль-времени. А наш ЛА должен иметь на борту соответствующие приёмник её сигнала и устройство фазо-частотной коррекции.
Установив магнитный диск, заново проанализируем получившуюся конструкцию.
Какой бы красивой, на первый взгляд, не показалась новая конструкция движителя, сколь много не возлагалось на неё надежд, тем не менее, - появились новые проблемы:
· согласование взаимодействия 2-х вихрей несущей системы;
· осуществление развязки электрических цепей генератора постоянного тока и электроискровой системы ионизации;
· несовмещённость плоскости рассеяния электронов приходящего вихря с подошвой основного вихря.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
1. С постановкой магнитного диска несущая система получилась двухвихревой. Надо бы радоваться – можно, мол, увеличить мощность движителя. И предполагалось, что дополнительный вихрь, установленный соосно (и последовательно) с основным, поможет реализовать это намерение.
Расчётная частота настройки параметров диска на 2-ю гармонику основного вихря предполагает очень высокую частоту вращения диска. Этого, с одной стороны, нельзя допустить – по прочностным соображениям – диск может разрушиться под действием центробежных сил.
С другой стороны, эта частота никогда не будет достигнута из-за противодействующего момента трения в паре: воздушная среда – поверхность диска. Когда-то должно установиться равновесие моментов вращения и сопротивления – дальнейшее увеличение частоты вращения прекратится.
Какой же по величине будет эта равновесная частота? Насколько она “впишется” в одну из резонансных частот несущей системы?
Ответов на эти вопросы - нет.
Следующее. Неизвестно, как поведут себя в совместной работе два последовательных вихря, имеющие разные, пусть и гармонические частоты. В платформе В.С.Гребенникова объединена мощность параллельных (не последовательных) вихрей. Радиоэстезическая батарея, для увеличения мощности, напротив, набирается из последовательных элементов, но имеющих одинаковые геометрические размеры.
Итак, вопрос остаётся подвешенным…
2. Путь дорожки пробоя системы ионизации, которая должна проходить в воздушном промежутке между искровыми электродами 1 и 2, оказывается длиннее пути 1 – 3, пути до положительной клеммы 3 генератора постоянного тока. Поэтому фактический пробой будет происходить по линии 1 – 3 – диск – 2. Это сразу же приведёт к размагничиванию диска, что недопустимо.
Проблемы развязки цепей
И хотя в рабочем режиме линия фактического разряда предполагалась по траектории 1 – 4, в ближайшую точку электронного потока приходящего вихря – это всё равно не меняет картину.
Прорабатывалась также конструкция разомкнутой в 2-х местах электрической цепи: кромка диска – магнитные дорожки – ось диска с тем, чтобы увеличить сопротивление нежелательного пути. Предполагалось, что указанная цепь будет автоматически замыкаться отраженным электронным потоком только на рабочих режимах движителя, но и это решение не оказалось действенным.
Вынужденный шаг – перенос отрицательного электрода системы ионизации из т.2 в т.5, вроде бы, позволяет решить задачу развязки цепей. При этом электрод 5 можно выполнить, как и электрод 1, - кольцевым. А можно оба электрода (1 и 5) сконструировать точечными – общая картина разряда от этого не изменится.
Положительным следствием такого решения станет возможность несколько понизить высоковольтное напряжение (и отказаться, например, от использования бифилярной катушки Тесла, см.”Вихрь – оружие богов”).
Отрицательным фактором станет уменьшение степени ионизации воздушной полости аппарата и, как следствие, - понижение мощности движителя.
Опять не хорошо…
3. Возникает нестандартная ситуация, когда плоскость рассеяния электронного потока (формирования ИТП) не лежит в плоскости подошвы основного вихря. Как поведёт себя в этом случае движитель и ЛА в целом – неизвестно…
Лучшее решение – поднять диск в полости кувшина движителя до уровня совмещения этих 2-х плоскостей. Но, туда мы только-только поместили отрицательный электрод системы ионизации, и круг проблем – снова замкнулся!
Подводя итог нашим попыткам преодолеть возникшие проблемы, приходится делать неутешительный вывод…
Жизнь конструктора, вообще, - сплошная цепь взлётов и падений, надежд и разочарований, и что же?
Тупик?
Фиаско!?