3.3. Храм Байон
К северу от храмовой горы Пном Бакхенг раскинулся величественный храмовый комплекс Ангкор Тхом ("Большой Город"). По конфигурации он представляет собой квадрат со стороной около 3 км. К городу с 4-х сторон подходят 4 дороги плюс дополнительная - с воротами Победы. И эти осевые дороги делят город на 4 равные части.
Чтобы попасть в Ангкор Тхом, нужно пройти через любые из этих ворот, которые являются частью 8-метровой стены, полностью окружающей город. Каждые ворота высотой по 23 м венчает 4-хгранный лик Рамы, смотрящий во все стороны света. Он возвышается над каменной аркой довольно высоко, что позволяет въезжать в город верхом на слонах. Городские стены сложены из латерита. С внутренней стороны их подкрепляет земляная насыпь, шириной 25 м, поверх которой проходила мощёная дорога.
Но это не все общие элементы города: снаружи его окружал ров шириной около 100 м, который пересекали дамбы, ведущие к городским воротам. От стен до половины глубины рва спускались крутые широкие ступени.
Невероятно сложная система каналов питала водой городские рвы, которые представляли собой целое водохранилище, называемое Бенг Тхом, часть которого находилась в юго-западном углу города. Вода в систему городских каналов поступала с северо-восточного, а сбрасывалась в юго-западном углу. Циркуляцию воды обеспечивали проложенные под городскими стенами туннели и внутренние мосты. Водные артерии использовались не только для мелиоративных целей, внутри города главные дороги дублировались водными путями. В результате сильного заиливания, рвы давно стали превращаться болота. Попытка спасти их не привела к успеху, и в настоящее время с северной и западной стороны Ангкор Тхома по дну рвов протекают лишь небольшие ручьи.
Вокруг истинного предназначения городских стен не прекращается давняя дискуссия. По всей видимости, стены города никогда не предназначались для обороны. Так, стены не имеют ни зубцов, ни каких-либо укрытий, способных прикрыть защитников от атак осаждающего противника. К тому же, ото рва к стенам поднимаются удобные широкие ступени, наличие которых полностью выхолащивает оборонительное значение этого препятствия.
В каждом из 4-х углов Ангкор Тхома установлены небольшие храмы, получившие название Прасат Чхранг. Внутри же самого комплекса находятся такие храмы, как Теп Пранам, Пхимеанакас и Бапхуон, террасы Слонов и Прокажённого короля, прасаты Сур Прат, северный и южный Кхлеанг, Прэах Питху. Но, пожалуй, главным сооружением Ангкор Тхома, самым величественным и запоминающимся является его храм Байон, установленный на пересечении осевых дорог в самом центре "Большого Города".
Итак, внутри Ангкор Тхома находится храм Байон, который почти случайно был обнаружен французским натуралистом через 40 лет после того, как нашли Ангкор Ват. Отправившись вглубь тропического леса за группой кхмерских монахов, исследователь в джунглях наткнулся на огромное каменное четырёхгранное лицо с полуопущенными веками, смотрящее прямо на него. Сейчас учёные насчитывают 54 башни с более, чем 200 ликами на них. И до сих пор неизвестно, кто был их прототипом.
По своим размерам Байон значительно меньше Ангкор-Вата. Площадь храма составляет 600 х 600 м. Считается, что храм был посвящён Будде, и подобно другим буддийским постройкам, он состоит из поставленных друг на друга уменьшающихся террас. В Байоне таких террас три. Нижнюю террасу окружает каменная галерея, некогда крытая, но её своды давным-давно рухнули. Остались только столбы и фантастические по красоте, размаху и реалистичности изображений рельефы, сплошным ковром покрывающие стены галереи.
На первый взгляд строение может показаться очень простым. На самом деле, план Байона достаточно сложный, с лабиринтами галерей, пассажей и ступеней, соединённых таким образом, что разница между уровнями неуловима и неразличима.
Байон представляет собой трёхъярусную пирамиду, с размером основания 140 х 160 м. Галерея первого яруса с 4-мя угловыми башнями и 4-мя гопурами создаёт внешний двор, в котором, с восточной стороны, расположены 2 библиотеки и находится второй ярус пирамиды храма. Её разноуровневая галерея соединяет между собой 4 угловые башни, между которыми, с каждой стороны света, расположены по 3 промежуточные гопуры.
Вокруг второй террасы проходит такая же галерея. Над третьим ярусом возвышается массивная центральная башня высотой 45 м над землей. Вершина храма разрушена полностью, её венчают лишь осколки. Можно предположить, что она тоже заканчивалась башней с 4-мя лицами.
Совершенно неповторимой особенностью Байона являются 52 башни меньшего размера, окружающие центральную башню. Из-за выветривания и разрушений эти башни издалека напоминают собой скалы. Башни эти расположены на разных уровнях и имеют разную высоту, поэтому складывается впечатление, что, где бы вы ни находились, эти лица высотой от 1,75 до 2,40 м смотрят на вас.
План храма Байон:
А – водохранилище;
В - двухъярусная платформа;
С - первый уровень и галерея с барельефами;
D - второй уровень;
E - третий уровень;
F – гопура;
G - угловая башня;
H - "библиотека";
J - центральный прасат;
K - радиальные святилища;
L - выступающая часть центрального прасата.
Кладка ложных сводов делалась без каких-либо связующих материалов. Очередной ряд просто смещался на некоторое расстояние к центру сооружения. Таким образом, изнутри башни свод постепенно сужался к вершине. Так как блоки не были унифицированы, почти никогда швы нижнего ряда не перекрывались верхними блоками. Скульптурная обработка выполнялась на самой последней стадии строительства, когда поверхность была создана и полностью подготовлена. В результате, каждый камень и сам получался уникальным и лежал на уникальном, только ему предназначенном месте.
Начав осмотр храма с Востока. Войдя, мы увидим квадратную галерею на первом уровне. Тут же стоят 8 колонн - по одной в каждом углу, и по одной - в середине каждой стороны, с общей конфигурацией в виде креста.
Второй уровень храма представляет собой ряд галерей, которые в углах тоже образуют кресты. В каждом углу находится башенка с маленьким внутренним двориком.
Узкие проходы храма Байон
Третий уровень – открытое пространство с прекрасным обзором. Множество каменных лиц, которые расположены на разных уровнях, вызывают бесконечный восторг. Здесь они откроются с другой стороны. Некоторые будут отдыхать в лоне зелени, некоторые продемонстрируют свой профиль. Архитектурная кульминация третьего уровня – центральный алтарь и лица Авалокитешвары. Интерьер центрального алтаря окружён узким пассажем. Центр храма – круглый.
Центром Байона была величественная статуя Будды. После смерти короля Джаявармана VII, последователя буддизма, индуистские фанатики разбили ее и скинули в шахту центральной башни храма. Здесь статую и обнаружили французы; сегодня она, благополучно восстановленная, стоит на площадке недалеко от Северного Кхлеанга.
Каменные лица храма Байон
Байон соперничает по популярности с Ангор Ватом и является самым загадочным и мистическим строением всего огромного Ангкора. Как это всё может стоять без единой капли цемента или любого другого связывающего материала, учёные до сих пор ответить не могут, а главное не могут восстановить Байон, те ми же методами, которыми он возводился.
Помимо загадочных скульптур улыбающихся лиц, храм Байон содержит множество барельефов с изображением повседневной жизни кхмеров того времени. Он сочетает в себе различные стили ангкорской архитектуры и до сих пор является самым спорным объектом в истории Ангкора. Он переполнен различными символами, барельефами и скульптурами невероятно огромного размера в виде различных объёмных лиц. И если присмотреться, то в Байоне нет одинаковых лиц, все они очень разные, хотя выглядят похожими при первом рассмотрении.
Храм привлекает многих тем, что под ним существует глубокий подземный ход, ещё практически не исследованный.
Сделаем некоторые обобщения:
- храм является многоступенчатой усечённой пирамидой, строго ориентированной по сторонам света;
- на ярусных площадках пирамиды установлено множество башен-прангов, а в центре её, на самом верху, располагалась главная, самая большая башня-пранг;
- вход в храм находится с восточной стороны;
- там же располагается площадка-крест, посередине между зеркалами 2-х водных бассейнов;
- сам храм Байон является центральной точкой симметрии другого водного зеркала – окружающего Ангкор Тхом.