Вечный светильник

Александр Махов

г.Москва, март 2010г.

 

Человеческая память связывает сопутствующее изображение с именем Бертольда блаженного, чьё 900-летие (ок. 1090-1142) недавно отмечалось в Гарстене (Верхняя Австрия).

Он принял постриг в монастыре в Шварцвальде и через время стал настоятелем аббатства Гёттвайг, а затем был избран первым аббатом вновь созданного бенедиктинского монастыря Гарстен. Вплоть до самой смерти своего настоятеля аббатство Гарстен переживало свой «золотой век», став самым главным монашеским центром страны. Позже здесь была построена церковь, являющаяся одним из самых красивых зданий высокого барокко в Австрии.

И этот рисунок являлся одной из множества иллюстраций требника аббата Бертольда - литургической книги, объединяющей тексты (мессы, гимны, чтения, молитвы и т.д.), знаки и церковную музыку, необходимые священнику для проведения обрядов.

 

По иным данным, требник являлся собственностью другого Бертольда (1200-1232) - аббата Вайнгартенского монастыря, что тоже в Германии, в земле Баден-Вюртемберг.

 

Но, как бы там не было, сам требник (Berthold Sacramentary) сегодня находится в Нью-Йорке, в библиотеке Моргана, а я, знакомясь с разными источниками, трактующими суть этого рисунка, пытался вникнуть в их представления.

 

Так Ганс Сварженски (Hanns Swarzenski), в своей книге, посвящённой исследованию требника (Le Missal) аббата Бертольда, пишет о рисунке: “Ибо этот мотив вижу как "перевернутое дерево".

 

Д.Пёрс в книге «Мистическая спираль. Путешествие души”, М. 1997г. – трактует суть рисунка (“Изначальное Тау”, Бертольд Миссаль, ранее XIIIв.) чуть по-другому:
Христос увенчивает Мировую ось, вертикальную связь с небом, сбалансированную горизонтальным физическим принципом и кольцами проявления. Это Тау-крест, Древо Знания, показывает течение внутри тела и его тонкие энергетические центры в виде сдвоенной оси и противоположных спиралей. Центральная спираль, всеохватывающее сердце, расширяется, подобно океанской зыби, чтобы объять Вселенную”.

 

А.Будза, новый исследователь, под рисунком по-прежнему выставляет – “Бертольд Миссаль. Изначальное Тау”. Но считая, что “появление спиральных форм в его линиях будет свидетельствовать о настройке звучания оркестра нашего внутреннего микрокосмоса в гармоническом соответствии с партитурой симфонии, написанной для макрокосмоса — вселенной — Богом”, он в своей книге “Арт-терапия. Йога внутреннего художника”, СПБ, 2006г. пишет:

Христос увенчивает центральную ось, связующую землю с небесами, являющуюся символом Мирового Древа. Спирали, структурирующие горизонтальное направление на рисунке, соответствующее ноуменальному и феноменальному миру, повторяют образ спиральных волн в Млечном океане в индуистском рисунке. Не случайно количество спиралей на рисунке равно семи. Это число соответствует количеству уровней Бытия и равно числу основных энергетических центров в человеке, связанных с этими уровнями процессами энергоинформационного обмена. Обнаружив присутствие символа спирали — одного из основных графических элементов нашего метода — в различных направлениях религиозного искусства, перенесем наше внимание на объекты физического мира. Мы убеждаемся, что спиральный вид движения проявляется во всех уровнях мироздания, принимая форму цветка или раковины, ледяных шапок гор на Марсе, свирепых ураганов, проносящихся над нашей планетой, или трещин на старых картинах. Венчает этот бесконечный ряд спиральная структура галактик”.

 

Мнение нашей соотечественницы, Т.Фадеевой, ссылающейся на первоисточник - рукопись конца XII в., Бертольд Миссаль, Германия - мало чем отличается по смыслу от предыдущего. Так в своей книге ”Образ и символ”, М., 2004г., под рисунком с подписью ”Крест – процветшее древо”, она отмечает:

Характерные для мегалитических памятников круги и спирали обрели причудливый синтез в этом средневековом изображении Древа мирового (точнее, двух древ) и одновременно процветшего креста. Это тау-крест; вместо его верхней ветви – сам Христос, увенчивающий мировую ось. Под горизонтальной перекладиной креста, отделяющей горнее от дольнего – змей, правильными кольцами оплетающий двойной ствол Древа и отходящие от него четыре ветви, также закрученные в правильные спирали, с изящными листьями побегов. Все линии переплетаются в правильном порядке, образуя ”ткань Универсума” с узором - мандалой”.

 

На самом рисунке есть и надписи. В верхней части – ”E igi Clir”, мои попытки перевода с латыни привели к русскому тексту ”таким образом, ко Христу”, а из нижней - ”Clementissime Pater” – к переводу – “Милосердный Отец”. Но так и должно быть, ведь требник священника – это его инструмент для внедрения в сознание прихожан божественного образа, потому и все его иллюстрации просто обязаны быть посвящены Христу.

 

Но от своих, собственных мыслей – никуда не деться. Читаешь всё это и думаешь – сколько же всего здесь намешано: и спирали, и Древо, и тау-крест, и сам Христос, и горнее-дольнее, и змей, и буддийская мандала, и даже – космический Универсум! И как же мы любим подгонять всё непонятное под свои стандартно-привычные разумения: если спирали расположены по 4-м углам рисунка – значит, это – крест! А если эти спирали распушены по концам – то это крест не простой, а процветший и т.д.

На мой же - технарский взгляд, это – простейшая схема вечного светильника!

Да-да, именно там, где изображён святой лик, там должна располагаться электрическая лампочка. А схема – она полностью перед глазами. На рисунке – несколько спиральных обмоток, организующих в пространстве действие 5-ти электромагнитных вихрей: 1-го - генерирующего и 4-х – положительной обратной связи. Материал для реализации обмоток – многожильный, тонкий медный провод в рукаве изоляции.

Но… насколько схема проста в изображении, настолько же она и не проста в реализации. Когда без дотошного овладения знаниями о вихревых устройствах, особенностях работы их узлов – формирователя, резонатора, ионизатора и стока – преодолеть этот барьер будет трудновато. И как ни крути, информация всё же - из разряда знаний "богов"!

И с тем, чтобы не навязывать читателю своё мнение по поводу работы и изготовления устройства, дальнейшие подробности, думается, – излишни.

 

Удачи!

Ваш Александр Махов
 

Оглавл...