Индра

 

Этого бога Индии принято сопоставлять с Зевсом, называя его богом грозы и молнии, громовержцем. Но таковы лишь его внешние атрибуты.

Происхождение Индры, как и большинства ведийских богов, достаточно запутанное: его родителями названы многие мифологические персонажи.

В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Здесь он всего лишь царь богов, сосредоточивший в своих руках, как сказали бы сегодня, не только всю исполнительную власть, но и военную силу, т.е. “Индра” — это в большей степени титул царя богов, нежели чем имя божества.

Считается, что продолжительность жизни одного Индры составляет сотню лет богов (один год богов равен трёмстам шестидесяти земных лет), по окончании которых на трон возводится какой-либо бог или достойный смертный. Самый верный способ для того, чтобы любой мог стать Индрой, — принести сто жертвоприношений, после чего правящий Индра должен сложить с себя полномочия. Пураны отмечают, что некоторые смертные пытались совершить эти жертвоприношения, но Индра расстраивал их планы, похищая жертвы. Смертный может достичь позиции Индры и путем аскетических подвигов, но, говорят, что, как только смертные встают на путь подвижничества, Индра посылает своих обольстительных придворных танцовщиц, чтобы отвлекать их.

Индра – бог битв и побед – земных и небесных. В космическом плане решающим его сражением является схватка с Вритрой - этим могучим гигантским змеем, горным демоном.

Вначале змей на горах, свернувшись в девяносто девять колец, закрыл пути течению рек, затем поглотил и все их воды. А далее стал расти с необычайной быстротой, оттесняя Западный и Восточный океаны и пожирая несметное количество пищи; за день он вырастал в каждую сторону на длину полета стрелы и грозил поглотить всю вселенную, и богов, и все живые существа.

Даже боги устрашились этого необычайного демона и воззвали к Индре. Они просили его встать во главе небесного воинства и повести его на змея. Сам Брахма воззвал к Индре, побуждая его к битве со змеем, а Шива подарил ему для боя непробиваемые доспехи.

Но прежде чем выйти на бой с Вритрой, Индра поставил перед богами условие: признать его царём. Те согласились. Тогда бог-ремесленник Тваштар выковал для него “громовое копьё” - ваджру, это интересующее нас оружие, а Вишну вложил в него силу. Широко размахнувшись, отважный победитель асуров нанес Вритре такой страшный удар своей сокрушительной ваджрой, что рассёк ему голову.

Всё небо содрогнулось от рёва смертельно раненного дракона, а самого Индру обуял такой страх, что он бежал без оглядки на самый край света. Все боги в испуге попрятались, и никто не смел приблизиться к поверженному дракону. Наконец, Индра послал разведать, жив ли Вритра, и только когда увидели, что тот, мёртвый, лежит, распростёршись на земле, Индра оправился от потрясения.

Множество ещё злых демонов сокрушил в своей жизни Индра, много раз он возглавлял войско богов, выступавшее против демонов-асур.

Владея смертоносным оружием – ваджрой, он в любой миг мог метнуть её во врага. В этом плане он тождественен другим громовержцам индоевропейцев-ариев – Перуну и Тору. Интересно, что славянские источники помнят бога Индру, так в “Велесовой книге” громовержец упоминается, как ипостась-проявление Перуна, бог устроитель битв, защитник от тёмных сил, хранитель оружия, знаток вед: «Да святятся имя Индры! Он — бог наших мечей. Бог, знающий Веды. Так воспоём мощь его!» А на гербе России-Руси нашёл отражение главный подвиг Индры, где Георгий-Перун-Индра побеждает змея.

Индра, во многом благодаря своему оружию – ваджре, стал настолько великим и неодолимым воином, что перед ним трепетали не только демоны-асуры, но и боги, которые вынуждены признать его ещё и владыкой воздушных пространств – Сварги. В Сваргу (славянский аналог – «Перунова дружина») попадали все храбрые витязи, снискавшие славную смерть в честном бою. И здесь души воинов пируют, наслаждаются блаженством и безмятежностью, отдыхают от земных битв до тех пор, пока им не придёт время вновь возродиться на земле, чтобы стоять за правду.

И ещё многих злых и опасных врагов победил Индра своей отвагой и силой. А его несравненное громовое оружие - ваджра сверкало в деснице Индры, как солнце, и повергало в трепет его врагов. Иной раз доставалось и невиновным, как в случае, когда опьянённый выпитыми озёрами сомы – этого излюбленного хмельного напитка, Индра в порыве безрассудного гнева обрушил удар своей ваджры на колесницу Ушас, богини зари, отмеряющей дни смертных. Ушас, прекрасная дочь Неба, бежала в страхе, покинув свою разбитую колесницу, и скрылась, трепетная, от взоров грозного воителя.

Но не всегда и не везде ваджра использовалась в качестве оружия. В следующих 2-х случаях бог Индра применяет её уже против гор.

 

Итак, история-миф о схватке Индры и Кеши:

Давным-давно была ужасная война между дэвами и асурами. В это время асур по имени Кеши попытался похитить Девасену, дочь праджапати. Услышав её крики, к тому месту устремился Индра. В схватке между Кеши и Индрой булава Кеши была расколота надвое Ваджрой, оружием Индры.Тогда Кеши поднял гору и метнул её в Индру. Но Индра и гору разбил надвое. Одна её часть попала в самого Кеши, который в страхе бежал”. "Субраманья". (М.Б. Вана Парва, гл.+223).

 

А вот другая история – про то, как Индра срезает у гор крылья:

В Критаюгу все в мире горы имели крылья. Они повсюду летали, подобно Гаруде, со скоростью ветра.Мудрецы и дэвы опасались, что они могут упасть им на головы. Дэвы посовещались и поручили Индре найти выход из этого положения. Индра срезал крылья гор своей Ваджрой”. (Валмики Рамаяна, Сундара Канда, 1-ая сарга).

 

Но нас бог Индра интересует, прежде всего, как владелец оригинального оружия - ваджры. И надо отметить, что он был вовсе не единственным таким обладателем. И помимо упомянутых ранее Перуна и Тора, необходимо в этот список включить и сирийскую богиню Кибелу, которую Монфакон в своей книге ”Древности” описывает как жрицу мистерий:

"На голове у неё епископальная митра, украшенная внизу башнями и шпилями. Над воротами города месяц, а над стенами корона лучей. Богиня носит стихарь, похожий на тот, который есть у жрецов, а поверх него тунику, ниспадающую до ног. На ризе, по кайме, размещаются знаки зодиака. По обе стороны фигуры сидит по льву. В левой руке у нее Тимпанум, или Систрум, Дистафф, Кадуцей. В правой руке она держит средним пальцем молнию и в той же руке - животных, насекомых и, насколько мы можем догадаться, цветы, фрукты, лук с колчаном, факел и косу".

 

 

Ваджра имела широчайшее распространение в Индии, Непале, Тибете, Монголии, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии, и скольких её владельцев мы уже точно никогда не узнаем, остались только её собственные имена в различных языках мира: ваджра – на санскрите, тибетское - дордже, японское - конгосё, китайское - дзиньганси, монгольское – очир...

 

А теперь, чтобы полнее представить себе мощь ваджры, перенесёмся в новую местность – в Манчжурию, где это оружие оказалось способным поразить не просто отдельного богатыря или чудище, но уничтожить целое войско. Итак, “Легенда о ваджре” (из статьи В.Сидоренко ”Ваджра Чжурчженей”, журнал ”Открытый горизонт”, №2(5), 2006):

Было это очень давно.

В Золотой Империи - Алчун, там, где встаёт солнце, жили отважные воины-чжурчжени. В их стране было много городов-крепостей с красивыми дворцами и храмами. Чжурчжени никого и ничего не боялись, а их мудрый правитель - император Пусянь Ваньну был честным и справедливым человеком. И потому жили они дружно и богато.

В государстве Алчун было три столицы. Самой главной считалась Верхняя Столица. Она располагалась на вершине священной горы и была окружена шестиметровым насыпным валом. Здесь жил император. Рядом с его дворцом стоял величественный Храм Крылатого Будды. Каждый новый день Пусянь Ваньну начинал с посещения этого Храма. Там он подолгу беседовал с высоким седовласым старцем из рода Белого Тигра – с Верховным Жрецом и Хранителем Древней Тайны. Верховный Жрец умел пользоваться Языком Дракона, а потому, всегда знал ответы на все вопросы. Никто и никогда не видел Языка Дракона, это было запрещено под страхом смерти, но жители Великого Города иногда слышали его металлический голос. И те, кто слышал, говорили, что так могут разговаривать только драконы. А ещё у Хранителя Древней Тайны был волшебный жезл – Ваджра. Верховный Жрец был последним из тех, кто мог взять Ваджру в руки и после этого остаться живым. Только люди из рода Белого Тигра могли безнаказанно пользоваться безграничными силами Мира Духов и с их помощью управлять волшебным жезлом.

Но вот случилась страшная беда. В то время как Пусянь Ваньну и большая часть его войска находились в Южной Столице Империи, несметные полчища монголов ворвались в государство Алчун и стали грабить и убивать чжурчженей, сжигать их города. Долго отважные воины Золотой Империи бились с вероломными чужаками, но силы были неравными, и через некоторое время остался только один город в государстве, который злодеи никак не могли покорить. Верхняя Столица чжурчженей оказалась им не по зубам. Началась длительная осада крепости.

Много месяцев держались жители Великого Города, но наступил час, когда на вершине священной горы не осталось запасов воды и продовольствия. Люди стали умирать от жажды и от голода. И тогда они пошли к Верховному Жрецу, ведь он умел пользоваться Языком Дракона и всегда знал, что делать и как быть. Хранитель Древней Тайны сказал, что нужно продержаться ещё три дня. В ночь Большой Луны Язык Дракона будет разговаривать с Буддой. И когда первый луч солнца коснётся Ваджры, враг побежит, и Великий город будет спасён.

Через три дня, в полнолуние, все оставшиеся в живых собрались у Храма Крылатого Будды. Ровно в полночь заговорил Язык Дракона. Его голос становился всё громче и громче, и скоро ритмичные звуки заполнили собою всю ночь. Горожане, словно под гипнозом стали монотонно раскачиваться из стороны в сторону, следуя невидимым указаниям магической музыки. Так продолжалось несколько часов. Потом Язык Дракона замолчал и из Храма показался Верховный Жрец. Он был одет в белые ритуальные одежды. В правой руке старец держал волшебный жезл – Ваджру. Она зловеще мерцала в лунном свете и была похожа на двусторонний боевой кинжал. В звенящей тишине он прошёл мимо сидящих и лежащих на земле людей и стал подниматься на восточную сторону земляного вала. На вершине Хранитель Древней Тайны сел в позу Будды, положил перед собой Ваджру и стал ждать рассвета. Он не обращал внимания на то, что происходит внизу. Его взгляд был устремлён к горизонту.

Монгольский дозор заметил появление белой фигуры на крепостном валу и тоже стал ждать. Быть может, это посланник доброй вести, и уже сегодня утром ворота неприступной крепости распахнутся перед их войском?

Как только первый луч солнца коснулся Ваджры, Верховный Жрец из рода Белого Тигра закрыл глаза. И тотчас по обеим сторонам волшебного жезла распахнулись глаза бронзовых тигров и стали наливаться красным огнём. Следом на Ваджре ожили четыре рогатых дракона и их пасти наполнились смертоносным пламенем. Случилось невообразимое. Ваджра медленно оторвалась от земли и замерла в воздухе. Из пастей бронзовых тигров вырвался грозный рык, драконы полыхнули раскалёнными струями священного огня и волшебный жезл, завертевшись волчком, со скоростью мысли устремился в самую гущу чужеземного войска. Страшное оружие крушило всё на своём пути. Ваджра рвала на части, Ваджра сжигала дотла, Ваджра не знала жалости, Ваджра творила возмездие. Войско монголов обуял ужас, в стане врага началась паника. Те, кто смог бежать, бежал, остальная часть чужеземного войска бесславно пала у Великого Города Золотой Империи чжурчженей.

А Ваджра вернулась назад и мягко опустилась у ног своего хозяина. Старец медленно открыл глаза, и тут же погасли глаза двух бронзовых тигров и четырёх рогатых драконов. В последний раз Верховный Жрец посмотрел на солнце. Голова его поникла. Искусство владения Ваджрой отняло слишком много жизненных сил.

В честь последнего Верховного Жреца из рода Белого Тигра, спасшего Великий Город на священной горе, благодарные горожане построили Храм Хранителя Древней Тайны, где и похоронили старца. А Ваджра осталась лежать на вершине крепостного вала. Никто так и не рискнул взять её в руки".

 

Не знаю, кому как, а для меня приведенных сведений более чем достаточно, чтобы подтвердить наш первый искомый фактор: да, ваджра - это действительно очень мощное и грозное оружие, которому под стать, при изменении функционального направления, резать и крушить горные массивы.

 

Но так как решена только первая и частная задача, то теперь наш путь лежит в Тибет, к горе Кайлас, с тем, чтобы определиться там с вопросом: её пирамиды и каменные зеркала – это искусственные сооружения?

 

Далее...