Прошло три с половиной года…

И за это время появилась новая информация о летательных аппаратах шумерских ”богов”: найдено ещё 25 посадочных площадок для их космических кораблей (на территориях сегодняшних Израиля, Иордании и Ливана – по 1, в Италии – 2, Греции – 6, а в Турции – целых 14). Тех площадок, которым я дал наименование ”ютаврингов” – из-за U-образной формы оснований кораблей. Площадок громаднейших размеров (например, в Кейсарии – 460х95 м). Сооружений, которые современные ”учёные” стыдливо называют стадионами-ипподромами. С которыми у меня можно ознакомиться в статье ”Три империи”.

И надо заметить, каждый из этих 25 “стадионов” – уникален. И второго такого на Земле больше нет. В единичном экземпляре был построен каждый, в единственной и уникальной конструкции-конфигурации. А это значит, что наш корабль (например, из Кейсарии) мог приземляться только в Кейсарии. И нигде на Земле больше.

И тогда ошеломляющий вывод - каждый отдельный корабль мог использоваться:

•  либо по военному назначению – взлетел, нанёс удар и сюда же вернулся,

•  либо в гражданских, коммерческих целях.

Но, тогда, по второму варианту, он должен иметь такие же посадочные площадки на других планетах, где уже не будет действовать паразитный авторезонанс окружающей электромагнитной среды.

Но, есть ещё одно, третье предназначение:

•  использовать все корабли Земли в качестве мощной ударной силы – космического флота планеты Земля!

Вот так вывод! Сам не ожидал! Прямо-таки мирового значения!

 

Но, всё же я хотел продолжить разговор о таких посадочных площадках, что в Баальбеке или в Афинах. Которые предназначались для приёма (базирования) более мелких воздушно-космических судов. Этаких космических челноков или яхт представительского класса, предназначенных исключительно для личной эксплуатации ”богами”. ”Богами” высшей иерархии, членами божественного пантеона.

Но, божественных пантеонов много. Это и шумерский, и греческий, и римский, и египетский, и скандинавский… Какой взять? Конечно же – шумерский! Как мне представляется – он был первым на Земле, и все остальные – это копирование и производные от него.

Шумерский пантеон, как и многие последующие, состоял из 12 ”богов”. Где каждый ”бог” имел своё ранговое число, определявшее весовую значимость при принятии решения голосованием. Наивысшим у них считался числовой ранг 60 (основание шумерской системы счисления), которым обладал иерарх планеты Нибиру Ан. У его законного наследника Энлиля (высшего представителя на Земле) был ранг 50, у Энки (единокровного брата Энлиля) – 40, у Нанны/Сина – 30, у Уту/Шамаша (сына Ишкура) – 20, у Ишкура/Адада, будущего Иеговы (младшего сына Энлиля) – 10. Женская половина имела ранги: у замужних Анту – 55, Нинлиль – 45, Нинки – 35 и Нингаль – 25, незамужняя Нинмах/Нинхурсаг – 15 и молодая Инанна/Иштар (дочь Ишкура) – 5. Со временем ранг Инанны повысился до 15, а ранг Нинмах снизился до 5.

Но, так как все посадочные площадки до сих пор были найдены только в Европе, практически – в Средиземноморье, приведу состав божественных пантеонов в Греции и Риме.

 

Что символизирует Имя в Греции

Имя в Риме

Верховное божество

Зевс

Юпитер

Супруга верховного божества, покровительница семьи

Гера

Юнона

Богиня мудрости

Афина

Минерва

Бог войны

Арес

Марс

Покровитель искусств

Аполлон

 

Бог моря

Посейдон

Нептун

Бог торговли

Гермес

Меркурий

Богиня растительности, олицетворение луны

Артемида

Диана

Бог вина, культа плодородия

Дионис

Бахус

Богиня победы

Ника

Виктория

Богиня плодородия, покровительница материнства

Деметра

Церера

Покровительница домашнего очага

Гестия

Веста

 

И здесь читатель вправе спросить: а зачем вообще нужно было строить эти посадочные площадки? Ведь суда – малые, разровняй под них такую же малую поверхность земного рельефа – и всё!

Ответ – довольно прост: мы, в своей оценке, забываем 2 важных условия базирования воздушно-космического корабля. Первое - наземное осуществление запуска их выключенных движителей, и второе - обеспечение безопасности обслуживающего персонала.

Начнём со второго – с обеспечения безопасности. Даже люди сегодня знают – какую громадную угрозу несёт излучение работающего НЛО-аппарата. В своё время, в статье “Храмы Мальты”, я привёл подборку фактов воздействия этих смертельных лучей, одним из которых стала гибель группы Дятлова на уральском горном перевале.

Но, ”боги” такие же биологические существа, как и люди. И они точно так же могут быть подвергнуты облучению. Обсюда – и принимаемые ими технического меры.

 

 

Впервые со способом защиты от излучения НЛО я столкнулся при написании статьи ”Ангкор – город богов”. Где при конструировании храма Ангкор Ват, оказавшимся приёмо-передающей станцией “богов”, им нужно было запретить горизонтальную передачу сигнала над поверхностью земли от станции к вимане. И эта проблема была решена с помощью специальной фильтр-ловушки, выполненной в виде “галерейного окна”. Именно это устройство и не пропускало к вимане (3 красных креста) нежелательный энергопоток.

Ловушка же имела 4-х-оконную конструкцию, составленную из 2-рядных каменных колонн, накрытых каменными блоками – архитравами. И теперь, горизонтальное излучение станции-пирамиды, воздействуя на ряды колонн ловушки, перенаправлялось по ним вверх. А там - бесконечно долго циркулировало по архитравам, рассевая поступившую энергию в пространство, не допуская её потокового движения в запрещённом направлении. Отметим одну важную особенность ловушки – циркуляция энергии по архитравам осуществлялась по замкнутым траекториям её окна.

 

 

Второй пример использования двойных колоннад можно увидеть в системах ПВО ”богов”. А энергетический принцип их действия (см. статью ”Колоннадные улицы Средиземноморья”) лучше всего проследить на схеме сочленения 3-х зубчатых колёс. Так как полёт любого эфирно-вихревого ЛА осуществляется за счёт свободной энергии пространства, то эта энергия будет поступать в аппарат всегда сверху. Где этот поток является вихревым, потому он, применяя правило ”буравчика”, всегда будет закручен по часовой стрелке. И этот вертикальный вихревой поток проиллюстрирован в виде большой шестерня справа, вращающейся именно по часовой стрелке.

Обозначенный вихревой поток энергии, достигая при подлёте ближайшего ряда колонн, распадается на ряд более мелких потоков, движущихся между колоннами. И эти потоки обязательно получат противоположную вихревую закрутку. Вращаясь точно так же, как и средняя шестерня на схеме – против часовой стрелки.

И, наконец, вихревые потоки ближайших колонн, встречая на своём пути новый колонный ряд, снова поменяют направление своего вращения, и будут уже вращаться по часовой стрелке.

А теперь взглянем сразу на пару вторичных шестерен схемы: в зазоре их зубчатого сочленения возникнет движущийся в горизонте поток энергии (красная стрелка). Осуществляя, по факту, снос летательного аппарата влево, навстречу поражающему элементу системы ПВО.

Для себя же отметим особенность этой схемы: колонные ряды с их архитравами построены линейно, где вся их совокупность, в отличие от предыдущего примера, носит разомкнутый характер линии. Где энергия колонн используется, в первую очередь, для силового сноса вражеского корабля.

 

Вот эта особенность колонн, этих своеобразных круглых менгиров, их способность перенаправлять потоки энергии с горизонта в вертикаль и была использована ”богами” для защиты своего персонала. Для чего их летательные аппараты осуществлял посадку только на окружённые колоннами прямоугольные площадки. Где опасный поток энергии, как и в предыдущем примере, перепускался на колоннадные архитравы. Но, так как конфигурация колонн с архитравами имела замкнутый характер прямоугольника, на этих элементах и происходило рассеяние опасных энергий. Наверху, над головами, на высоте колоннады, не задевая стоящий снаружи площадки персонал.

Отсюда просматривается и необходимый тип сооружений, который был нужен ”богам”. И это - здания с колоннами, многочисленное разнообразие которых, в различной степени повреждений, мы можем видеть и сегодня. Которые современные учёные называют храмами. И таких храмов, вернее – их архитектурных типов, несколько. Вот с ними мы и познакомимся.

 

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т.е. «двуколонный») Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.
 

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде.
 

Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.
 

Существовал в Греции еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

 

И какой же тип выбрали ”боги”? Конечно же - периптер! Этот храм, имеющий колонны со всех своих 4-х сторон. И он, как увидим чуть ниже, полностью обеспечивал безопасность персонала. Много реже для посадочных площадок использовалась другая схема – схема диптера, обеспечивающая, как полагаю, ещё более высокую степень защиты.

Пери́птер (окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма; прямоугольное в плане сооружение.

Главное в нем — целла, с 4-х сторон окруженная колоннами-портиками — птероном. Целла в периптере состоит из трех частей — передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду — опистодома. В опистодоме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Ещё часто используется термин “стилобат” (στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада.

Есть несколько вопросов. Например, почему выбрана прямоугольная, а не иная форма площадки?

Полагаю, здесь всё связано с движением энергий в энергетических формах. Согласно исследованиям В.Шкатова, чья таблица мной неоднократно приводилась, будь форма площадки треугольной, она создавала бы вихревой поток, движущийся от земли. При круглой – наоборот, поток двигался бы вниз, а прямоугольной – момент её вращения был бы нулевым. И как раз для того, чтобы предотвратить вращение аппарата при его посадке и взлёте и была принята форма прямоугольника.

Второй важный вопрос – у сооружения никогда не было крыши. Хотя все без исключения специалисты утверждают обратное: есть, мол, храм, и как это у него может отсутствовать перекрытие?

Третье. Площадка обеспечивала ещё и запуск остановленных движителей своего маломерного судна. Точно так же, как это происходило в МезоАмерике: там, для запуска, их летающие платформы базировались на поверхностях усечённых пирамид-зиккуратов. И там, и здесь – для обеспечения такого запуска требовалось наличие движущегося водного потока под пирамидой (площадкой).

Четвёртое. Все площадки – разные. То ли по размерам, то ли по внутренней начинке или внешней атрибутике, ориентации в пространстве и многому прочему… Почему? Каждая площадка во время посадки или взлёта ЛА становится излучателем энергии. И при 2-х одинаковых их конструкциях, пусть даже расположенных на разных концах планеты, между ними обязательно возникнет паразитическая энергосвязь. Приводящая к энергетическим катаклизмам, появлению так называемой ”взбесившейся энергии”. Так что, ”боги” вынуждены были строить эти площадки совершенно отличными друг от друга. Точно так же, как и базирующиеся на них суда.

 

Настала пора рассматривать конкретные посадочные площадки. Их много. Даже - слишком. Чего никак не ожидал. Так что, далее рассмотрим лишь некоторые. Позволяющие оценить явление как в целом, так и отметить частности отдельных конструкций.

 

Армения

Храм Гарни

 

Километрах в 30-ти к юго-востоку от Еревана стоит храм Гарни – единственный на территории бывшего СССР храм эллинистического типа, классический периптер. Выступ скалы, на котором стоит Гарни, окружён с трёх сторон глубоким ущельем и рекой Азат. Голова кружится, когда смотришь вниз. Увидев его в первый раз, человек задумается, не понимая, откуда тут такому взяться. Эта гармония особенно неожиданна на фоне безлюдных диких гор

Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Строение возведено на высокой платформе с размерами 15х11м. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Считается, что внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.

Полагают, что храм был построен армянским царем Трдатом I в 76 г. н.э., и что к постройке Гарни приложили руку греки. И что об этом свидетельствует и сохранившаяся надпись на греческом языке: ”Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…”.

Как считают сами армяне, храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным им кажется и тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении - страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.

Сегодня храм Гарни считают древней крепостью. Что в стратегическом отношении, местоположение Гарни также было выбрано чрезвычайно удачно. Крепость здесь занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый с двух сторон рекой. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом.

По мнению современных археологов, параллельно храму существовал и свой дворцовый комплекс. Который включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.

С северной стороны площади расположено здание бани, сооруженное в III веке, которое включало не менее пяти помещений различного назначения: первая с востока апсидальная комната служила раздевалкой, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был и резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.

Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре.

 

Но, у меня совершенно иное мнение о строительстве и предназначении храма и его комплекса.

В своей статье ”Римские театры богов” была поднята тема о синайском космодроме “богов”, для посадки на который шумеры разработали специальную навигационную систему. И вот здесь память услужливо уводит к мыслям З.Ситчина, который в своей книге ”Лестница в небеса” как раз и описывает эти места планеты. Места, где находился первый (до потопа) космодром нефилимов-аннунаков. Что именно сюда прибывали их космические корабли, и что именно отсюда они взлетали в космос.

Точка SP – место космодрома, Пальмира (PM) и Арарат (AR – лежит на посадочном курсе космодрома

 

По Ситчину, космодром богов находился на Синае, в точке SP на карте. И сюда садились большие корабли аннунаков. Мы помним, что в Баальбеке (BK) была ещё одна посадочная площадка, которая принимала уже более мелкие летательные аппараты богов – их летающие платформы. На основной космодром заход кораблей на посадку осуществлялся по линии SP – AR (курс 40 град.), в направлении заснеженного пика горы Арарат (AR), центр же управления полётами находился в точке JM – в Иерусалиме.

А теперь давайте снова взглянем карту. И что видим? – космодром (SP), центр управления полётами в Иерусалиме (JM), Пальмира (PM) и гора Арарат (AR) – все эти 4 точки лежат на одной прямой. Где за посадочной площадкой, на которую заходят корабли, есть 3 ориентира: два радиомаяка (JM и PM) и один визуально наблюдаемый объект (AR). Понятно, что использовать Арарат в качестве визуального ориентира можно только днём и лишь в простых метеоусловиях. Но, жизнь запросто может потребовать производство такой посадки ночью или в сложных метеоусловиях – и что делать? Вот на этот случай и был предусмотрен резервный радиомаяк на НЛО-аппарате. Аппарате, который бы точно висел над визуально скрытой непогодой знаменитой горой.

Мне жаль разрушать веру простых армян в их древнюю историю, но, выходит, что храм Гарни возвели не они, и не греки. Строительство этой взлётно-посадочной площадки для своего летающего радиомаяка – дело рук ”богов-нефилимов”.

 

Греция

Афины

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э.

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Где наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье.

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл. Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование. При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

 

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как Пелопоннесская война по названию союза, который возглавила Спарта. А в 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении афиняне были разбиты.

В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.

 

Афинский Акрополь

Афи́нский акро́поль представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Акрополь – сердце Афин, древний город, где тысячи лет назад зародилась цивилизация, давшая начало всему современному Западному миру.

 

В архитектурный ансамбль Акрополя входят постройки доэллинистического, эллинистического, римского, византийского и османского периода истории Афин. Об Акрополе и его 2-х интересующих нас храмах - Парфеноне и Гекатомпедоне, достаточно было сказано в начале основной части статьи, поэтому коснёмся их кратко.

 

Парфенон

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве.

В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь. В 1460-х годах, когда турки в Греции захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв. В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

 

Парфенон, общий вид и план

 

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

По своему плану Парфенон—окружен колоннадой из 46 колонн. Он возведен на стилобате, имеющем 69,54 м в длину и 30,89 м в ширину, таким образом, отношение ширины к длине — 4:9.

Восьмиколонный фасад создавал впечатление богатства и пышности колоннады.

Внутри целлы Парфенона находилась двухъярусная колоннада, окружавшая с трёх сторон место статуи Афины: вдоль боковых и задней стены целлы. Продольные ряды колоннады имели по 9 колонн. Оба ряда заканчивались квадратными столбами, между которыми находились три колонны заднего поперечного ряда. На архитравах этой колоннады стояли колонны второго яруса.

На протяжении всей своей истории, Парфенон функционировал как греческий храм, но использовался и как казначейство, крепость, церковь, мечеть.

В настоящее время Парфенон находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные и реставрационные работы.

 

Гекатомпедон

Этот древнейший храм, располагался прямо напротив входа в Акрополь – Пропилей. Слово ”Гекатомпедон” переводится, как “стофутовый” или “длиной в сто ступней”. Греческая мера длины, стопа, или аттический фут, равнялась 30,8 см Этому прозвищу храм Афины был обязан размерам целлы, внутреннего помещения – длиной 30, 8 метров (сто футов), шириной – 15,4 м. (50 футов). Гекатомпедон представлял собой классический греческий периптер - четырёхугольное здание, окружённое колоннами – по 12 колонн в длину и по 6 - в ширину.

Раскопки на Акрополе позволили установить, что Гекатомпедон находился на месте древнейшего святилища Афины, входившего в комплекс царского дворца микенской эпохи. Самые ранние постройки здесь относятся к XIV веку до н. э. Само здание Гекатомпедона было построено в VI веке до н. э., в правление тирана Писистрата (560-527 гг. до н. э.).

 

 

Гекатомпедон простоял лишь несколько десятилетий. В 480 году до н. э. в Грецию вторглись персидские войска, возглавляемые царём Ксерксом. Большая часть афинян покинула город и переправилась под защиту флота на остров Саламин, однако небольшой отряд остался защищать Акрополь. Долгое время персы ничего не могли поделать с упорными защитниками города, однако один из перешедших на службу к персам афинян показал тайную тропинку. Персы скрытно поднялись на Акрополь и сломили сопротивление немногочисленных защитников цитадели. И разъярённый сопротивлением Ксеркс приказал разрушить все постройки Акрополя, в первую очередь главный храм Афин – Гекатомпедон.

 

Афинская агора

В V-IV веках до нашей эры Афины были главным городом Греции, и почти во все времена город оставался образовательным и культурным центром Средиземноморья вплоть до VI века н.э. В античной столице было огромное количество общественных зданий, которые сначала строились на деньги горожан, а затем преподносились в дар городу римскими императорами и греческими царями. Но нигде не было таких богатых и шикарных зданий, как в Древней Агоре - центре жизни в Афинах. По сути агора - это большая открытая площадь, окруженная с четырех сторон зданиями. На ней находились многочисленные магазины, библиотека, концертный зал (одеон), главный храм города и другие строения. Здесь было место политических собраний, здесь проходили выборы, велась коммерческая деятельность, давались концерты и проводились спортивные состязания, выступали со своими речами ораторы и велись суды над преступниками.

План-реконструкция афинской Агоры

 

После смерти Александра Македонского из Афин были изгнаны его наследники, а сам город стал небывалыми темпами возвращать себе независимость. Довольно быстро греческая столица стала центром культуры и образования, где как грибы после дождя одна за другой стали открываться философские школы, основанные Платоном, Аристотелем, Эпикуром и другими. Продолжалось и масштабное строительство на территории Агоры: средняя стоа, южная стоа и, конечно же, знаменитая Стоа Аттала.

В первом веке до нашей эры Афины были взяты штурмом римским полководцем Луцием Корнелием Суллой. 1 марта 86 года он нашёл плохо укрепленное место в городской стене и очень быстро стал властелином греческой столицы, которую отдал на разграбление своим солдатам. Значительная часть Агоры была разрушена, большую часть зданий не стали восстанавливать. Но, несмотря на тяжёлые времена, в I веке до нашей эры в агоре появился большой одеон Агриппа и ряд храмов, среди которых наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, храм Ареса — на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов — на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города. Нужно обязательно отметить и наличие таких замечательных сооружений, как римский Театр Диониса, Одеон Ирода Аттического, стадион Панатинаикос, Башню Ветров, Булефтерион и Толос.

В 449 году в Древней Агоре начинается строительства знаменитого Храма Гефеста, который прекрасно сохранился до наших дней. Когда в VII веке агора фактически была покинута людьми, в стенах языческого храма разместилась православная церковь Святого Георгия, которая и позволила зданию сохраниться в неизменном виде.

 

Храм Гефеста

Храм V века до нашей эры, принадлежащий к классической эпохе греческой истории. Он был возведен по воле афинского правителя Перикла – выдающегося полководца и талантливого политика. Крыша здания укреплена на стройных рядах мраморных колонн. Интересно, что с VII века н.э. и вплоть до начала XIX столетия в храме Гефеста находилась православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста в Афинах

 

Храм Гефеста или Гефестейо́н располагается на северо-западной стороне Афинской Агоры. Этот храм – современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, это лучший, по сохранности, древнегреческий храм в мире. Все его колонны, фронтоны и, даже, большая часть крыши остались нетронутыми. Вот только, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародёрства в течение многих столетий.

Храм был построен в честь бога Гефеста на границе района, где жили кузнецы и гончары. Гефест – греческий бог огня, вулканов и металлообработки, он был единственным Олимпийским богом, физически не совершенным, и был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал в кузнице и занимался починкой оружия и брони для древнегреческого героя Ахиллеса.

Храм Гефеста был первым в Афинах храмом, выполненным из мрамора. Он представляет собой периптер, длиной – 31,77 м, шириной – 13,72 м, с высотой колонн – 5,88 м. В III веке до нашей эры, вокруг храма был разбит сад, были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.

Скульптурное убранство фасадов храма было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов – Афины, Геракла и Тесея, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами.

 

Олимпия

Как пишет в своей книге об Олимпии Г. И.Соколов: ”Олимпия с оракулом Зевса — одно из самых популярных и почитаемых святилищ Древней Эллады. Даже после покорения Македонией, а затем Римом роль Олимпии в культурной и религиозной жизни Греции продолжала сохраняться, и слава её не угасала вплоть до крушения античной цивилизации. Среди таких святилищ, как оракул Аполлона в Дельфах, Зевса в Додоне, Асклепия в Эпидавре, Олимпия выделялась великолепием построек, пышными празднествами. Олимпия имела всеэллинское значение в периоды расцвета Греции и в полном смысле слова интернациональное — в века эллинизма и римского владычества. Слава Олимпии определялась не только проводившимися спортивными состязаниями — олимпиадами, начало которых было положено в основу греческого летосчисления. Здесь можно было получить предсказания от жрецов бога Зевса, и к оракулу прославленного культа Эллады обращались за советом греки самых различных областей античного мира. Олимпия была своеобразным историческим архивом, хранящим свидетельства о многих крупнейших эллинских событиях. После битвы при Платее здесь водрузили статую Зевса, рядом с которой были начертаны названия сражавшихся племён. В святилище находилась стела с договором 446 года до н. э. между Афинами и Спартой о тридцатилетием мире и дружбе. Статуя богини Ники увековечивала победу, как гласила надпись, мессенян и навпактян над противниками. Тексты договоров и сообщения о победах, высеченные не только на каменных плитах, но и па бронзовых дисках, хранились в сокровищницах.

Общий вид на Олимпию и холм Кронос

 

С Олимпией связаны имена многих древних историков, философов, ораторов. Именно здесь, перед лучшими представителями греческого общества, Геродот, вернувшись с Востока, читал главы своей «Истории» и завоевал всеобщее признание. В Олимпии можно было слышать философские беседы Сократа, ходившего туда пешком из Афин, и Платона, а также речи известного оратора Демосфена.

Уже в ранние века существования Олимпии отношение греков к святилищу определялось не только уважением к почитаемому ими оракулу Зевса и любимыми спортивными играми. Олимпия являлась для них центром, объединявшим различные, порой враждовавшие друг с другом греческие племена. Существование Олимпии, как и всего связанного с ней, напоминая разноплеменным грекам об их родстве, смягчало распри, разрешало вспыхивавшие разногласия, способствовало прекращению военных действий во время Олимпийских игр.

В Олимпию приезжали с дарами Зевсу не только греки Балканского полуострова, но и жители городов-колоний, расположенных вдали от метрополии - на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке и других районах Средиземноморья. Здесь встречались представители ионян, критян, фессалийцев, ахейцев, дорийцев, этолийцев и других греческих племен. Они привносили в Олимпию особенности своих культов и обычаев, обменивались опытом и, нужно думать, обсуждали здесь многие вопросы социального, экономического и культурного характера. Примечательно, что особенно почитали Олимпию греки, отделившиеся от метрополии, в частности жители Великой Греции (так называли греческие колонии в Сицилии и на юге Италии). Им Олимпия помогала поддерживать связи с метрополией, и в этом отношении она играла более значительную роль, чем какое-либо другое святилище Греции, включая Дельфы. Многие греческие города стремились организовывать у себя состязания, подражавшие олимпийским, или сооружать храмы Зевсу Олимпийскому, так, как было сделано в Афинах, Халкедоне, Агригенте, Сиракузах. Этим можно объяснить отдельные заимствования в панафинейских и пифийских играх из обычаев, присущих олимпийским.

Положение святилища, обеспечивавшее ему своеобразную изоляцию, нарушавшуюся раз в четыре года шумными праздничными играми, привело, однако, к тому, что после его разрушения Олимпию надолго забыли. В века эллинизма и римского владычества святилище то приходило в упадок, то вновь процветало. В конце античной эпохи оно подвергалось яростным нападкам воинствующих христиан и не избежало участи других языческих культов”.

1. Пропилеи

2. Пританион

3. Филипейон

4. Храм Геры

5. Пелопион

6. Нимфей

7. Метроон

8. Zanes

9. Крипт

10. Стадион

11. Портик Эхо

12. Здание Птолемея II и Арсинои

13. Портик Гестии

14. Эллинистическое строение

15. Храм Зевса

16. Алтарь Зевса

17. Ex-voto ахейцев

18. Ex-voto of Mikythos

19. Ника Пэония

20. Гимнасий

21. Палестра

22. Теоколеон

23. Героон

24. Мастерская Фидия

25. Термы Кладея

26. Греческие бани

27 и 28. Гостиницы

29. Леонидайон

30. Южные термы

31. Булевтерейон

32. Южный портик

33. Вилла Нерона

 

Отметим, что Олимпийские игры были учреждены в 776 году до н.э. царем Ифитом. Они посвящались верховному богу Зевсу. А первые раскопки в Древней Олимпии начали проводиться сразу после освободительной (от османского ига) революции 1821 года. Французские археологи первыми начали исследовать великое достояние. Но активное археологическое исследование началось немецкими учеными в конце 19 века.

 

 

Рисунок-реконструция Олимпии, приведенный выше, не совсем точно отражает состав сооружений святилища. Например, здесь показан римский театр, отсутствующий на самом деле в Олимпии. Но, храмы Геры, Зевса и Метроон, обозначенные цифрами согласно плану, показаны точно – в соответствии с реальностью. Позволяя, за неимением их других изображений, визуально представить характер сооружений.

 

Храм Геры (4)

Храм Геры (Герайон) в Олимпии — один из древнейших периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений.

 

Фасад, план и руины храма Геры

 

Прямоугольная цела, у которой были пронаос, наос, колоннада, имеющих 16 колонн и опистодом. В точной дате сооружения не были полностью уверены даже исследователи. По обнаруженным данным стало понятно, что последние работы значились еще в начале 6 в. до н. э. Позже впервые храм перестроили. А в последнем сохранилась конструкция предыдущего, со всеми его материалами и фундаментом. Поэтому, у обоих этих храмов было много общего, последний из них имел двухступенчатое основание, размеры которого достигали 18,75 x 50 м по стилобату.

 

Храм Зевса (15)

Реконструкция и план храма Зевса

 

Остатки колонн храма Зевса в Олимпии

 

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции. Считается, что он был заложен в 52-ю Олимпиаду (572 год до н. э.) элейцем Либоном, но закончен только в период 85—86-й Олимпиад Фидием, то есть между 440 и 436 гг. до н. э. В 406 году н. э. император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 гг.

Храм Зевса представлял собой храм без крыши над средней частью, с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м.

 

Внутри храма стояла статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний, с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Судьба статуи трагична, Ее перевезли в Константинополь, где она сгорела вместе с дворцом Римского императора в 5 веке нашей эры.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

 

Метроон (7)

Построенный в начале IV века до н. э., Метроон был небольшим 6-колонным храмом-периптером с 11-ю колоннами по сторонам. Колонны, высотой в 4,63 м. и 0,85 м в диаметре у основания, были сделаны из ракушечника и покрыты белой штукатуркой. Храм был разделен на три части — пронаос, целлу и опистодом. Пронаос и опистодом были двухколонными в антах. Существование колоннады внутри целлы пока не доказано. Архитрав и фриз, а также триглифы и метопы на них, были каменными, а деревянная крыша была покрыта терракотовой черепицей.

 

 

В древние времена на этом месте поклонялись матери богов Рее, которая позже стала называться Кивела (или Кибела). Мать по-гречески звучит как "митера", отсюда и название "Метроон" или "Митроон".

А еще раньше, в доисторические времена здесь поклонялись Матери Земли, для чего было построено святилище Геи. Мать земли ассоциировалась с материнством и плодородием.

Позже во времена правления римских императоров, это стало местом поклонения сначала императору Августу, затем в целом императорам Римской Империи. При Августе римляне соорудили его колоссальную статую в облике Юпитера, держащего скипетр и молнии в руках.

 

Палестра (21)

Палестра находится на западе священной области Олимпии около реки Кладеон. Она была построена в III веке до н. э. и использовалась для тренировок в боксе, борьбе и прыжках.

Палестра ориентирована точно по сторонам света и симметрична. По всем сторонам здания находились комнаты, открывающиеся в сторону двора через портики.

Это почти квадратное (66,35х66,75 м.) здание. В центре находился двор, окруженный колоннадой, состоящей из 72 колонн. Двор был засыпан песком, на котором тренировались атлеты. Колонны и нижние ярусы стен были сделаны из камня, верхние ярусы стен — из кирпича, а антаблемент — из дерева.

 

 

Вход в здание находился с южной стороны через два прохода с коринфскими колоннами в антах, это придавало структуре симметричности. Проходы открывались в вестибюли со скамейками по сторонам, которые вели в прихожие, выходящие в сторону южного портика. Между двумя прихожими находился длинный и узкий зал со скамейками и ионическими колоннами. Эта комната была опознана как аподитерий — комната для переодевания. Она должна была находиться близко к входу, и в ней должно было находиться место, где встречались атлеты и их друзья. Напротив аподитерия, вдоль северной стороны, находился эфебий, или клубная комната. Это был большой зал с колоннадой, который был шире аподитерия. На северной стороне палестры находились глубокие комнаты, упоминаемые Витрувием. Они обеспечивали защиту от солнца. Комната в северо-восточном углу палестры опознана как купальня. Там был найден резервуар для воды площадью в 4 кв. м. и глубиной 1,38 м., сделанный из кирпича. Его постройка относится к римскому времени.

Позже с северной стороны был добавлен дорический пропилон с четырьмя колоннами на фасаде. Он стал главным входом в здание, а небольшая дверь также на северной стороне обеспечивала проход в соседний гимнасий.

Раскопки палестры проводились немецкими исследователями. От здания сохранились только нижние части, сделанные из камня. 32 из 72 колонн внутреннего перистиля были восстановлены.

 

Завершая экскурс в Олимпию, хочу напомнить читателю: все эти замечательные и выдающиеся сооружения строили вовсе не греки или римляне. Все они были здесь народом пришлым, которым достались эти комплексы по наследству от ”богов”, которые когда-то раньше и были истинными строителями и эксплуатантами этих зданий.

А что люди?

Люди кинулись приспосабливать их под свои нужды, превращая взлётно-посадочные сооружения в храмы различных богов. Перестраивать внутри, повсеместно добавляя целлы, пронаосы и опистодомы, устанавливая перекрытия. А нынешние ”учёные” – стали выдавать полученную картину за начальную, истинную.

 

Далее...