Храм Юпитера в Баальбеке

Баальбек (Бальбек, Баалат, Гелиополис) — возможно, самый древний из известных городов. В настоящее время он почти полностью разрушен. Руины находятся в долине Бекаа (Ливан), у подножия Антиливанских гор, в 53 милях к северо-востоку от Бейрута.

Баальбек считается настолько древним, что одни предания приписывают его строительство Каину — сыну Адама, ещё в 133 году от сотворения мира.  Каину - что нашёл здесь пристанище после того, как из-за зависти убил своего брата Авеля и был проклят за братоубийство богом Яхве-Иеговой. По другой легенде, Баальбек построил Нимрод — один из библейских царей, и в этом деле ему помогали великаны. Те великаны, что были уничтожены Потопом за свои беззакония.

Вначале город получил своё название как Гелиополис. И всё из-за того, как повествует древнее греческое предание, что здесь останавливался на отдых бог Гелиос – после ежедневной поездки по небу. В историю же город в долине Бекаа вошёл как Баальбек – от сочетания слов Бекаа и Ваал (Баал). Последний – финикийское божество, функционально близкое к Юпитеру. Причём, трактуют семантику названия города по-разному: кто говорит, что Баальбек переводится, как "бог долины или долина Баала", у других это означает "дом Баала". Существует ещё и эпос, повествующий о Ваале: тот боролся за гору Зафон с богом Мотом и погиб. И его тело с почётом погребли бог Шамаш и богиня Анат.

Первым историческим документом, где упоминается Баальбек, считается так называемая “Тель-Эль Амарнская переписка” — дипломатическая переписка Египта с Вавилоном, Сирией и другими странами Востока. Относится она к XIV веку до н. э., ко времени царствования фараона Эхнатона.

На переднем плане - храмы древнего Баальбека

 

Храмы Баальбека – чуть ближе

 

Храмовая терраса

Терраса

Если смотреть с перевала Ливанских гор, то внизу видна широкая долина, до 10-ти км в ширину и около 100 - в длину. По другую её сторону - склоны Антиливанской гряды. Южная часть долины — заросшее тростником озеро; к северу местность повышается, и там, среди речек, стекающих к озеру, стоит сам город — где была построена главная достопримечательность - Баальбекская веранда (терраса). Нижний её слой представляет собой площадку, сложенную из каменных плит весом ~ 360 тонн. Верхний слой веранды - это каменные блоки более 21 м в длину, их масса в различных источниках составляет от 800 до 2000 т.

Отметим, что терраса по форме – выполнена в виде стилизованной буквы ”Z”, а точнее – в виде полусвастики. Что – неспроста. И на этой искусственной каменной веранде установлены почти все сооружения храмового комплекса. Лишь с юго-восточной стороны невдалеке расположен храм Венеры. Размеры Баальбекской террасы составляют 170 х 275 м.

Как отмечал З.Ситчин – “развалины величественного римского храма расположены на обширной платформе, искусственно поднятой на высоту 4000 футов над уровнем моря. Священное место огорожено стеной, которая служила одновременно опорой, поддерживающей насыпной грунт, и защитным сооружением. Длина сторон почти квадратной огороженной площадки доходит до 800 метров, а общая площадь оценивается в пять миллионов квадратных футов.

Эта священная платформа расположена так, чтобы обеспечить доминирование над подходами в долину с севера и юга, а её северо-западный угол специально вырезан — это хорошо видно на предыдущем снимке, сделанном с высоты птичьего полета”.

 

Удивительная вещь, но наряду с террасой, исследователей привлекают громадные подземелья под всем комплексом. В них можно попасть через длинный сводчатый тоннель, начинающийся на юго-восточной стороне платформы. Специалисты полагают одинаковым возраст террасы и этих подземелий. Германский археолог Г.Эберс в книге “Живописная Палестина” рассказал о двух тоннелях под землей, которые идут параллельно по оси “восток-запад” и сообщаются между собой третьим ходом, проложенным к ним под прямым углом с севера на юг. Этот тоннель заканчивается под северной стеной храма Юпитера, а его длина составляет 140 м. Мало того, в тоннеле есть окна.

Я понимаю: читателю необходимо иметь как можно более полное представление о храмовом комплексе. Потому и даю 2 новые схемы, которые, надеюсь, пополнят этот информационный пробел.

 

Современные строительные фантазии на тему ”Храмовый комплекс Баальбека”

 

Усечённая схема расположения храмов на платформе

Вход в комплекс

Стандартный вход на террасу расположен в её восточной части. Где нужно (см. схему выше) из Полукруглого двора, от которого ныне ничего не осталось, подняться по широкой парадной лестнице, частично отреставрированной в начале ХХ века немецкими специалистами. Говорят, что её ступеньки несколько высоковаты для современного человека, другие же утверждают, что по ним всё равно можно уверенно подниматься. Лестница, высотой в 51 ступеньку, на которой мог бы разместиться целый легион, ведёт через колоннаду главного входа в пропилеи, выполненные в виде 2-х квадратных башен.

 

Входом на территорию древней террасы служит массивная лестница, ведущая в Шестиугольный двор

 

Пройдя под украшенной скульптурами аркой входа, высотой в 15 м и шириной в 10 м, посетитель попадал в Шестиугольный двор или Гексагон, тоже некогда окружённый колоннадой из 84 колонн. Здесь, как полагают, размещался алтарь главного храма, окружённый стеной, на которой, якобы и когда-то, стояло 230 статуй богов.

 

Шестиугольный двор в разных ракурсах

Большой двор

Пройдя Гексагон, посетитель попадал в Большой (Алтарный) двор, который располагался на платформе примерно на такой же высоте, что и Шестиугольный двор.

Большой двор – громаден: он занимает почти гектар площади, и его размеры - 88 x 100 м. Окружавшие двор галереи не сохранились, однако уцелели 4 экседры – большие полукруглые в плане ниши. Колонны тёмно-розового асуанского гранита, стоящие рядом, прекрасно гармонируют со стенами из местного жёлто-зеленого известняка. Стены сооружений украшены богатым резным декором. Посередине двора размещены 2 алтаря: один громадный, в виде куба с размерами 25 х 25 х 20 м., и второй – совсем маленький. С двух сторон от них – остатки бассейнов ”омовения”.

 

Остатки кубического алтаря в начале Большого двора

 

Хотя большая часть двора разрушена, он всё равно впечатляет своими размерами, орнаментами, обилием колонн...

 

Северная половина Большого двора

 

Южная половина Большого двора

 

Двор усеян обломками колонн, каменных блоков и тёсаного камня. По краям он огорожен стенами высотой с 4-5-этажный дом с богато украшенными полукруглыми нишами. Из 84 колонн, когда-то стоявших по всему периметру Алтарного двора, уцелело лишь несколько.

 

Храм Юпитера (коорд. 34.006726°, 36.203298°)

В конце Большого двора 3 марша широких ступеней величественной лестницы, шириной около 40 м, ведут к храму Юпитера, возвышающемуся на высокой платформе. Ступени лестницы - были по колено взрослому мужчине, словно рассчитанные на каких-то гигантов. С двух сторон портика, как часовые, стояли массивные башни. К глухим стенам башен были приставлены пилястры такой же высоты, что и колонны, с бронзовыми капителями такой же формы.

Лестница между Алтарным двором и платформой храма Юпитера

 

Центром комплекса всегда был монументальный храм Юпитера, с размерами 90 х 50 м, а по всему периметру которого стояло 52 колонны - высотой ~19,6 м, при диаметре ~2 м и высоте антаблемента ~4,5 м.. Нужно отметить, что к нашим дням уцелело лишь 6 колонн

Храм располагался на 5-метровом подиуме — т.е. на высоте 14 м от поверхности платформы. Благодаря такому возвышению, а также гигантским колоннам и архитраву храм выглядел как древний небоскрёб, и отсюда открывался впечатляющий вид на весь грандиозный комплекс.

Западный угол террасы с остатками храма Юпитера

 

Многие исследователи задаются вопросом: а было ли у храма перекрытие? И если было, то какое – деревянное или черепичное? Но, каких-либо следов искомой конструкции так и не было обнаружено. Но, может, строительство храма не было завершено? Или – совсем крамольно: а может на храме вообще не предполагалась установка крышы?

 

Считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке было начато во времена императора Антонина Пия и завершено при императоре Нероне (37–68 годы н. э.). Что необычно: храм возвышается на сложенной из циклопических каменных монолитов террасе. Размеры этих громадных блоков таковы, что поневоле заставляют задуматься об инопланетном участии.

 

Храм Бахуса

К югу от храма Юпитера расположен храм меньших размеров – Малый храм ил храм Бахуса. Кто-то называет его храмом Вакха, а кто – храмом Меркурия. Он довольно хорошо сохранился и в гораздо лучшем виде дошёл до наших дней. Это изящное сооружение практически полностью сохранило свой центральный объём и ныне является одним из лучших в мире образцов древнеримской архитектуры.

 

Храм Бахуса. Лестница

 

Во внутреннее пространство храма можно попасть через покрытый тончайшей резьбой лестничный портал, стены которого украшает великолепная колоннада. В храме Вакха сохранился и каменный резной алтарь. Огромный входной проём в целлу высотой 12,6 м и шириной 6,3 м обрамлён каменным наличником с богатой орнаментацией.

 

Храм Бахуса в Баальбеке

 

Частокол из колонн поднимается на высоту в 17 м. Вдобавок, они установлены на платформе почти в 3 раза выше человеческого роста. К сожалению, время не пощадило это сооружение, и далеко не все колонны сохранились. Ранее же их было 46 – по 15 с каждой боковой стороны и по 8 на торцах. с размером в плане 66 х 34 м.

Прекрасно украшенный портал ведёт в закрытое внутреннее помещение храма, имеющее размеры 27 х 23 м, где, как считается, в западном конце стояла культовая статуя Бахуса. Богатое убранство интерьера храма хорошо просматривается и сегодня.

Малый храм по своим размерам сравним с Парфеноном, но, несмотря на свою большую высоту, проигрывает во впечатлении из-за соседства с Большим храмом.

 

Храм Венеры

Храм Венеры (Круглый храм), находится вне храмовой террасы, чуть поодаль к югу от основного комплекса. Он представляет собой круглое сооружение, первоначально перекрытое каменным куполом и украшенное в том же стиле, что и другие храмы Баальбека. По сравнению со всеми иными сооружениями комплекса Храм Венеры дошёл до нас в наиболее разрушенном состоянии.

Сам храм кажется небольшим из-за широкой расстановки колонн, однако его поперечник достигает 18 м, а внутренний диаметр – 8,9 м.

 

Храм Венеры План храма Венеры

 

Руины храма Венеры

 

И как особенность конструкции храма, нужно отметить его своеобразные формы: подковообразную - для стен и 7-лепестковую – для крыши.

 

История Баальбека (в видении современного учёного мира)

Археологические раскопки в Баальбеке показали, что еще 10 тыс. лет назад здесь появились первые поселения: они возникли в прекрасной зелёной долине, у источников пресной воды. Воды прибавлялось ещё больше весной, когда таял снег на вершинах Антиливана и по склонам гор стекали потоки.

Вероятными основателями поселения на месте нынешнего Баальбека считаются египетские или ассирийские служители языческих культов. И вполне вероятно, что город упоминался и под другими названиями, прежде чем название Баальбек появилось впервые в XIV в. до н. э. на глиняных табличках Телль-эль-Амарнской переписки.

 

 

Считается, что Баальбекский комплекс древних храмов формировался на протяжении 2-х тысячелетий. Здесь была одна из самых плодородных областей Ближнего Востока. Где пролегали древние караванные пути, что вели к Дамаску и Тиру.

Исследователи полагают, что первоначально был построен храм Баала – этого древнего божества, почитавшегося в Финикии. Баал считался богом солнца и плодородия. В эпоху римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, и храм Солнца был обращён в храм Юпитера, рядом с которым находились храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Древнее святилище постепенно превратилось в крупнейший религиозный центр Ближнего Востока.

В эпоху персидской династии Селевкидов, завоевавшей Ливан в III веке до н. э., комплекс Баальбека пришёл в упадок.

Грандиозное строительство началось здесь во времена римского владычества, когда Баальбек-Гелиополис стал опорным пунктом Рима на Ближнем Востоке и важным торговым центром. При римлянах Баальбек достиг высочайшего расцвета.

В 332 году до н. э. Александр Македонский завоевал Финикию и включил Баальбек в состав своего обширного государства. Когда его империя распалась, город оказался в составе государства Птолемеев под названием Гелиополис. Но так как это было место почитания Баала — бога Солнца, в нём были построены величественные храмы в его честь.

Во времена Византийской империи языческие храмы были обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества, затем пришли крестоносцы, за ними турки. Древние храмы грабились, перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок, 4 раза сооружения Баальбека разрушались землетрясениями.

Арабы, завоевавшие город в 637 г., переименовали его в Аль-кала («Крепость»). Затем город много раз переходил из рук в руки, становясь добычей претендентов на власть в халифате. В 659 г. за город сражались Али ибн Абу Талиб и Муавия во время гражданской войны в первом Арабском халифате. Марван II в 750 г. разрушил городские стены. В 1175 г. его захватил Саладин. В 1260 г. монголы хана Хулагу едва не разрушили город до основания, им просто не хватило на это времени. В конце XIII в. дома Баальбека восстановил султан Калавун. В 1400 г. — новое разрушение, на этот раз — войсками Тамерлана. В XVIII в. город разрушали как правитель Палестины Даззар, так и серия сильнейших землетрясений.

 

Исследованием сооружений Баальбека занимались многие. И сохранившиеся фрагменты храмового комплекса позволили археологам восстановить его общий план, в целом характерный для римских языческих храмов.

И мнения о том – кто же построил эти храмы – разделились: одни исследователи утверждают, что – это греки, другие – римляне.

Надо также здесь представить и взгляд З.Ситчина, выдающегося исследователя древних Шумера и Египта.

Он спрашивает: а не ”боги” ли возвели Баальбек? И “…не сюда ли шёл в своем первом походе в Кедровые горы Гильгамеш вместе с Энкиду чтобы обрести бессмертие, и не это ли та самая гора Цафон, контроль над которой перешел к Баалу? Может быть, мы нашли и “место приземления?

 

 

Возрождением интереса к Баальбеку и началом систематических археологических раскопок мир обязан последнему германскому императору Вильгельму II (1859-1941 гг.), посетившему это место в 1898 г. по пути в Иерусалим. Поражённый величием древних руин и ужаснувшийся тому, с какой скоростью местные жители растаскивают их для постройки жилищ, император распорядился немедленно направить сюда научную экспедицию. И уже месяц спустя начались раскопки под руководством известного археолога О.Пухштейна. Но, несмотря на все ожидания, Пухштейн так и не нашел ничего, что относилось бы к доримскому периоду.

В дальнейшем раскопками в Баальбеке занимались французские археологи, в 1933-1934 гг. постаравшиеся даже отреставрировать некоторые постройки.

Но сегодня Баальбек – это совсем маленький ливанский город.

 

Далее…