Битавринги или стадионы для игры в мяч

Истолкование предназначения “стадионов для игры в мяч“ в учёном анклаве практически однообразно – это часть ритуально-храмовых комплексов, где древние играли в мяч, а побеждённым – отрезали голову. Поэтому, в качестве иллюстрации, представлю лишь мнение моей соотечественницы – Г.Ершовой, которая в своей книге “Древняя Америка: полёт во времени и пространстве” сообщает следующее:

Богатую пищу для размышлений предоставляет анализ археологических памятников - стадионов для игры в мяч, встречающихся по всей территории Мезоамерики. Стадионы органично вписываются в городскую структуру, занимая в ней отнюдь не случайное место …

Стадионы демонстрируют свое противостояние миру живых двояко: с одной стороны, их уровень намеренно занижен относительно вертикальной схемы города, а с другой - он всегда ориентирован на север или на запад относительно зоны жизненной активности, маркируя вход в пространство мертвых…

Как ни странно, несмотря на обилие археологического материала, точных сведений ни о назначении, ни о правилах мезоамериканской игры в мяч до сих пор не существует… Известно, что в некоторых случаях мяч нужно было загнать в кольца, расположенные на боковых панелях стадиона. Хотя возможность попадания четырехкилограммовым мячом в кольцо, расположенное на восьмиметровой высоте, кажется сомнительной”...

Карта древних городищ Мезоамерики, где были найдены площадки для игры в мяч

 

Каждый год исследователи находят десятки новых стадионов. Так, если в 1981 году были известны 632 площадки в 518 городищах, то к 2000 году их число возросло до 1560 в 1275 городищах. Размеры стадионов варьировались очень значительно от города к городу. Для контраста можно сравнить игровые зоны двух площадок в городах майя: первая в Чичен-Ице, размером 96,5 на 30 м, и вторая у «Главной площади» Тикаля – 16 на 5 м. Почти в каждом крупном или среднем городе Месоамерики имелась хотя бы одна игровая площадка, а в ряде столиц их построили свыше десяти (Чичен-Ица – 13, Эль-Тахин – 18, Кантона - 24). Даже в небольших селениях находят стадионы.

Наиболее хорошо сохранившиеся каменные стадионы находятся в следующих древних городах: Тикаль, Йашха, Копан, Ушмаль, Чичен-Ица, Йагуль, Мишко-Вьехо, Сакулеу, Ишимче, Монте-Альбан и Шочикалько.

Особого упоминания заслуживают расположенные в 170 км к востоку от Мехико руины некогда большого города Кантона. Его расцвет приходится на поздний классический период. Город известен в первую очередь тем, что на его территории ученые нашли целых 24 площадки для игры в мяч. Таким образом, Кантона может считаться крупнейшим центром этого спортивного состязания в Северной Мексике. Примечательно, что стадионы распределены очень неравномерно, 19 из них сосредоточены в Южной части города, его административном и религиозном центре, еще 4 - в Центральной части, и лишь 1 - в Северной.

В Шочикалько найдены сразу 3 площадки (южная, северная и восточная), причем восточный комплекс строений, похоже, полностью посвящен игре в мяч и ее ритуалам.

В долине Оахаки древнейший известный сапотекский стадион находится в Монте-Альбане. В городке Эль Тахин, расположенном на территории штата Веракрус, есть свои 11 стадионов.

Обнаруженные стадионы сильно отличаются в размерах, но все имеют длинные узкие поля, ограниченные стенами, от которых может отскакивать мяч.

Единого стандарта размеров спортивной площадки не существовало, они разнились от города к городу. С точки зрения формы стадионов также существовали различия, хотя и не столь заметные. Стандартная площадка состоит из прямоугольного игрового поля, окруженного высокими продольными стенами. На каждом конце игровой аллеи существовали дополнительные открытые пространства, придававшие площадкам форму латинской буквы I.

 

А теперь, уважаемый читатель, позволь напомнить свои “крамольные” мысли. Ещё в 2005 г., в статье ”Космическая одиссея МезоАмерики” было показано:

- все эти так называемые “стадионы” или “площадки для игры в мяч” не что иное, как наземные места базирования космических кораблей богов-пришельцев. И по аналогии с известными понятиями: ангар, эллинг, - был введён новый термин для обозначения этих баз ЛА – “битавринг”. Где это название полностью соответствует оригинальной конфигурации взлётно-посадочных площадок – двутавру;

- конфигурации наземных площадок полностью соответствовали конфигурациям нижней (базовой) части космических кораблей богов;

- иллюстрируемые здесь кодексы Мезоамерики есть не что иное, как её космическая одиссея. И за подтверждением сказанному в очередной раз обратимся к ним.

 

 

Левый рисунок (кодекс Laud, л.40) определяет суть конфигурации битавринга. А то, что его назначение – эксплуатация летательного аппарата, говорит изображение того же змея. На рисунке справа (кодекс Zouche-Nuttall, л.86) изображён уже сам корабль: это и площадка нижней части корабля двутавровой конфигурации, и различные модули ЛА.

А теперь обратимся к характеристикам самих битаврингов.

 

Кантона (исп. Cantona) — городище в мексиканском штате Пуэбла, на границе со штатом Веракрус. Сильно укреплённая, Кантона находилась на древнем торговом пути между побережьем Мексиканского залива и Центральным нагорьем, и играла важную роль в период 600—1000 гг. н. э. В Кантоне располагалось 24 поля для игры в мяч, а также несколько пирамид. Неподалёку располагалось место, где добывали обсидиан.

Необычным является то, что здания в Кантоне, в отличие от многих других городищ Мексики, были сооружены методом сухой кладки, без связывающего раствора.

 

Один из 24 стадионов Кантоны (координаты: 19.551848°, -97.488095°)

 

Эль-Тахин - археологический объект, расположенный в современном муниципалитете Поса-Рика-де-Идальго, и один из крупнейших городов в западной части Мезоамерики.

Эль-Тахин был воздвигнут тотанаками в I веке н.э., в переводе на русский название звучит как «город грома». Это был значимый административный центр с населением в 50 тыс. человек и полутора сотнями зданий, из которых на сегодня удалось извлечь не больше пятидесяти.

Эль-Тахин - огромен. Он состоит из двух групп зданий, включающих (опять же, по неподтвержденным данным) более 150 объектов, к настоящему моменту раскопанных только на треть. Большинство сооружений (а также самые изящные из них) были построены в 600-900 гг. нашей эры. Древнейшие храмы, пирамиды и дворцы Эль-Тахина – словно мощный магнит, который влечет в эти места исследователей, путешественников и всех любителей архаики.

На раскопках был найден памятник, вырезанный по образу умершего предка, с руками, скрещенными на груди. Его многоугольная форма сродни гигантской «пальме», части защитного оборудования, используемого при игре в мяч. У тотонаков ритуальная игра в мяч находила особое распространение. В Эль-Тахине обнаружено более 10-ти полей для этого развлечения (некоторые источники утверждают, что здесь таких полей насчитывается более 18-ти).

Процветавший в 600-1200 гг. н.э., город был разрушен в начале XIII в. Пожар, как предполагают учёные, заставил жителей города покинуть его. И зелёные тропические леса надёжно скрыли его на долгие годы.

 

Один из 18 стадионов в Эль-Тахине (координаты: 20.447674°, -97.377609°)

 

Чиче́н-Ица́ (исп. Chichén Itzá) — политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 120 км к востоку от города Мерида. Название «Чичен-Ица» в переводе с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды»: «чи» на языке майя означает «устье», «чен» — «колодец», а «ица» — название племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле.

С количеством жителей от 20 до 30 тысяч Чичен-Ица был одним из самых больших городов доиспанского периода и, возможно, занимал второе место по величине на полуострове Юкатан после города Маяпан, так называемой «столицы» империи. Чичен-Ица в период своего расцвета оставалась мощной экономической державой, чьё влияние распространялось на северные земли майя, в частности жители города могли добывать труднодоступные ресурсы, такие, как обсидиан из центральной части Мексики и золото из западно-центральной Америки. Между 900 и 1050 годами нашей эры, Чичен Ица стала экономической державой и торговым оазисом, контролирующим экономку северного и центрального Юкатана.

После 1194 года загадочный город окончательно опустел. Точные данные о том, что послужило тому причиной, отсутствуют. Когда в Мексику вторглись испанцы, они нашли город пустым.

Останки города могут быть условно разделены на две группы. В первую включены строения, датируемые VI—VII вв. н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X—XI вв. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединённым войском трёх городов-государств — Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI века) Чичен-Ица представляла собой развалины.

 

 

Большой стадион Чичен-Ицы – в 2-х ракурсах (координаты: 20.684408°, -88.570169°, ориентация 16 –196 град.)

 

Чичен-Ица богата стадионами “для игры в мяч”. Всего в Чичен-Ице было сооружено 13 стадионов. Сама эта цифра (если, конечно, это не случайность) является ключевой в воспроизводстве модели мира майя, выраженной в устройстве зодиакального круга. При этом 12 стадионов имеют достаточно стандартные характеристики, в отличие от называемого "Большого стадиона", отличающегося своей необычной архитектурой и размерами: прямоугольная площадка, имеющая 146 м в длину, 36 м в ширину, кольца укреплены на высоте 8 м от поверхности.

Большой стадион Чичен-Ицы расположен в северном акрополе, связанном с сенотом дорогой. Как и весь комплекс, стадион ориентирован по оси юг-север, с небольшим отклонением на восток - то есть прямо на "Священный колодец", благодаря которому Чичен-Ица и считался одним из важнейших культовых центров Юкатана начиная с классической и заканчивая колониальной эпохой. В соответствии с датой, появляющейся на обнаруженном на стадионе алтаре, он был сооружен не позднее 864 года н.э.

Большой стадион Чичен-Ицы с западной и восточной сторон ограничен вертикальными стенами с кольцами посередине, а с юга и севера - специальными постройками. Он окружен четырьмя храмами: Северным и Южным, а также Нижним и Верхним Храмами Ягуаров. Рельефы на стенах стадиона, внутри Нижнего Храма Ягуаров и Северного Храма, а также на алтаре изображают сцены игры в мяч. Примечательно, что среди росписей, помимо основной темы - жертвоприношения, отчетливо прослеживается "реинкарнационная" тематика: знаки "небесный, блистающий", элементы крови, заменяющиеся семью змеями.

 

Тикаль — одно из крупнейших городищ майя, столица Мутульского царства. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. Пика мощи Тикаль достиг в классический период. В центре города расположено 6 высоких ступенчатых пирамид с храмами на вершинах, пирамиды меньшего размера находятся в Тикале во множестве.

Поселение индейцев существовало с VII века до н. э. В I — IX веках н. э. город был одним из важнейших центров цивилизации майя. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тыс. человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тик’аль на языке майя означает «место, где слышны голоса духов». В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — «зелёная связка».

Сердце города — центральная площадь, ограниченная двумя знаменитыми храмами, I и II, к северу от неё расположен Северный акрополь, где находится множество пирамид с алтарями и стелами, а к югу — Центральный акрополь, 45 двух- и трёхэтажных зданий, предположительно служивших дворцами правителям и их семьям. В отдалении стоит Пятый храм, за которым раскинулся неисследованный Южный акрополь. Далее находится Площадь семи храмов и комплекс храмов Мундо-Пердидо («затерянный мир»). Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, обсерваторию в Мундо-Пердидо, здание, служившее, по-видимому, тюрьмой (сохранились решётки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч.

 

Стадион в Тикале (координаты: 17.221992°, -89.623442°)

 

Йашха — городской центр цивилизации майя на территории современной Гватемалы. Был населён в течение 16 веков, с 600 г. до н. э. по 900 г. н. э.

В Йашхе обнаружено более 500 сооружений, в том числе 40 стел, 13 алтарей, 9 пирамид, 2 стадиона для игры в мяч и сеть сакбе (священных дорог), которые соединяли Центральный, Северный и Восточный акрополи. На Площади C стоит уникальный комплекс Пирамид-близнецов. Озёрная улица шириной 80 метров, которая считается главным въездом в город в древности, соединяет его с озером Йашха.

Национальный парк Йашха-Накум-Наранхо относится к Охраняемой зоне культуры майя, занимает 37160 гектаров и входит в состав Заповедника биосферы майя (Reserva de la Biósfera Maya). Его естественными границами являются: на западе — национальный парк Тикаль, на севере — биологический коридор Тикаль-Эль-Мирадор-руины Рио-Асуль, а на востоке и юге — Зона многоцелевого назначения (Zona de Usos Múltiples).

В парке имеются естественные (озёра, ручьи) и искусственные источники воды, часть которых была сооружена во времена майя.

 

Стадион в Йашхе (координаты: 17°04′20″, -89°24′00″)

 

Копан (исп. Copán) — одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса (одно из древних названий городища и окрестностей — Хушвинтик). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в километре от одноименного городка и в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром царства Шукууп — самостоятельного государства древних майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и юго-западного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом государств майя в IX веке.

По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте археологического городища Копан существовало уже на рубеже эр. В 426 году н. э. К’инич-Йаш-К’ук'-Мо, происходивший из рода правителей Хушвица (городище Караколь, Белизе), основал копанскую царскую династию. Согласно более поздним копанским надписям, прежде чем воцариться в Копане, К’инич-Йаш-К’ук'-Мо совершил паломничество в далекий Теотиуакан в Мексике, где он получил инсигнии верховной власти. Потомки К’инич-Йаш-К’ук'-Мо правили Копаном на протяжении последующих 400 лет (всего нам известно шестнадцать царей). Дворцовый комплекс на берегу реки Копан, заложенный ещё при основателе династии, со временем превратился в обширное скопление жилищ, храмов, и площадей, известное теперь как Акрополь.

Как и многие другие городища майя, Копан пал жертвой кризиса IX века, причины которого современной наукой до сих пор не установлены.

 

Один из стадионов в Копане (координаты: 14.839093°, -89.141989°)

 

Ушмаль (Uxmal) — руины крупного города майя на северо-западе полуострова Юкатан, на территории современного мексиканского штата Юкатан, в 68 км южнее города Мерида.

Название Ушмаль происходит от «ox-mal», что на языке майя означает «три раза». Время основания и древнейшая история Ушмаля - неизвестны. В конце Х в. н. э. Ушмаль был захвачен племенем тутуль-шив, связанным с тольтеками. В XIII—XV вв. Ушмаль вёл междоусобные войны с Майяпаном и Чич’ен-Ицой за политическое владычество на Юкатане. Точная хронология этих событий неясна из-за противоречий в источниках, но, вероятно, в начале XIII в. н. э. Ушмаль был разгромлен войсками Майяпана. Тутуль-шив перенёс свою столицу в г. Мани. Войны закончились падением Майяпана в 1441 г. Когда город увидели испанцы, он уже давно находился в запустении.

Учёные предполагают, что в городе жило до 25 тыс. человек. По стилистическим чертам сохранившихся до сегодняшнего времени здания можно отнести к промежутку от 700 до 1000 гг. н. э.

 

Стадион в Ушмале (координаты: 20.359960°, -89.771054°)

 

Ягуль (Йагуль, Yagul) — доколумбово городище в мексиканском штате Оахака. Считается, что город основали в V веке до н. э. сапотеки, позднее город захватили и развили миштеки. Около 900 г. н. э. здесь было построено несколько пирамид, а в 1300—1400 гг. — несколько дворцов. Сам памятник состоит из 2-х археологических ансамблей, доисторических пещер и скальных укрытий. В некоторых из них можно увидеть наскальные рисунки.

На сегодняшний день сохранились руины акрополя, укреплённых валов, тройная гробница, каменная платформа с лестницами и пирамиды.

 

Стадион в Ягуле (координаты: 16.958057°, -96.450040°)

 

Мишко-Вьехо (исп. Mixco Viejo) — археологический памятник культуры майя. Находится на северо-востоке округа Чимальтенанго, Гватемала, в 50 км от г.Гватемала и в 4 км от слияния рек Пишкайя и Мотагуа. По сравнению с другими городами майя Мишко-Вьехо имел средний размер.

Согласно одной из теорий, в постклассическую эпоху Мишко-Вьехо был столицей царства Покомам или Saqik’ajol Nimakaqapek. Согласно другой теории, город был аванпостом царства Киче, а современное название происходит из-за путаницы с городом Хилотепеке-Вьехо (Jilotepeque Viejo).

Город был завоёван конкистадорами в главе с Педро де Альварадо в 1525 г. после 4-месячной осады, после чего население было изгнано, а город сожжён.

По сравнению с крупными памятниками майя архитектура Мишко-Вьехо сохранилась хуже.

 

Мишко-Вьехо. Стадион (координаты: 14.871874°, -90.664337°)

 

Сакулеу, Zaculeu (традиционно) или Saqulew (современное написание на языке киче) — археологический памятник культуры майя в высокогорьях современной Гватемалы, невдалеке от города Уэуэтенанго. Был столицей постклассического государства Мам, возникшего на руинах цивилизации майя.

На языке киче название города звучит Сак-Цоц («белая земля»). Название Сак-Цоц сохранилось в хрониках о походе Педро де Альварадо, который участвовал в осаде города.

Впервые город был заселён в 5 веке н. э. В зданиях этой эпохи заметно влияние Теотиуакана. Крупнейшие сооружения относятся к классической эпохе, но есть также несколько площадей и групп зданий ранней и поздней постклассической эпох.

Сакулеу является церемониальным центром майя (община Мам) со времён существования государства Мам и до настоящего времени. Майа впервые поселилась здесь в ранний классический период с 250 до 600 г. н.э. Охраняемые двумя ущельями и рекой, район быстро стал их местом поселения. Самые большие сооружения в Закулеу относятся к классическому периоду (250-900 н.э.).

Городище содержит около 40 сооружений, некоторые из них являются не более чем курганами, заросшими травой. Здания группируются вокруг небольших площадей и, как правило, построены из местного камня, оштукатурены толстым слоем извести. На юго-восточной стороне площади находится пирамидальное сооружение высотой 12 м. В нём есть 8 террас, на вершине традиционно расположен храм с 3-мя дверными проемами. Наверх ведет двойная лестница, поднимающаяся с площади. Пирамида была построена в семь этапов, с конструктивно заметными перерывами, начало сооружения пришлось на ранний постклассический период.

После испанского вторжения население, в основном, переселилось в Шинабахуль (Xinabahul), ныне город Уэуэтенанго, однако укрепления Сакулеу использовались во время войны с конкистадорами.

 

Стадион в Сакулеу (координаты: 15.333595°, -91.493429°)

 

Ишимче — археологическое городище цивилизации майя на территории Гватемалы. После крушения цивилизации майя Ишимче был столицей постмайяского государства Какчикель до 1524 года, когда был завоёван испанцами.

Ишимче относится к классическому периоду майя. Этот древний город был древней столицей какчикелей – одной из народностей майя. Он расположен в 50 милях к северо-западу от г.Гватемалы около г.Tecpán. Развалины Ишимче состоят из 4-х больших площадей, которые определяют четкие ритуальные и жилые соединения, как бы прикреплённые к концу вдоль плато. Каждая площадь имеет от одного до трёх храмов, ряд окружающих дворцов и множество небольших площадок, предназначенных для различных церемониальных целей. Как и другие древние города майя, Ишимче построен на возвышенности. Территория комплекса не такая большая, как Тикаль или Чичен-Ица в Мексике. Пирамиды и другие сооружения расположены компактно, и хорошо просматривается планировка древнего города.

Плоские вершины пирамид, крутые ступени и отделка фасадов позволяет классифицировать эти постройки, как схожие с мексиканскими.

 

Стадион в Ишимче (координаты: 14.735483°, -90.996010°)

 

Шочикалько (аст. Xochicalco) — древнее доколумбовское поселение в 38 км к юго-западу от города Куэрнавака, в западной части мексиканского штата Морелос. Название переводится с ацтекского как «дом цветов». Расцвет Шочикалько в качестве политического, религиозного и торгового центра пришёлся на период, последовавший после распада великих государств Центральной Америки, таких как Теотиуакан, Монте-Альбан, Паленке и Тикаль.

Основной церемониальный центр и жилищные постройки расположены на длинных террасах на склонах искусственно выровненного холма. Поселение было впервые основано в 200 году до н. э., но развилось в городской центр только к периоду 700—900 года н. э. Практически все сохранившиеся строения были построены в этот период. На пике развития население города могло составлять 20 тыс. человек.

Особый интерес представляют скульптурные рельефы на стенах некоторых зданий. В храме Пернатого змея присутствуют изображения этого божества. Среди других памятников — храмы в форме террасных пирамид, дворцы, три поля для игры в мяч, парные, необычный ряд круглых алтарей и пещера с вырезанными ступенями. Также имеются несколько стоящих стел.

Как следует из археологических данных, около 900 года н. э. город Шочикалько был полностью сожжён. Позже, около 1200 года, поселение было повторно заселено предками ацтекоговорящих жителей современного штата Морелос.

Стадион в Шочикалько (координаты: 18.803698°, -99.295864°)

 

Коатетелько (Coatetelco) – небольшое древнее поселение на Мексиканском плато. Название переводится как "Место насыпей змей" или "Место, где есть установленные насыпи в честь змей”.

Стадион Коатетелько расположен позади западной платформы. Причём, по своим размерам, это - один из самых маленьких в его классе.

 

Стадион в Коатетелько (координаты: 18.726582°, -99.326085°)

 

Паленке (исп. Palenque) — условное название развалин большого города майя на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас — политического и культурного центра майя в III—VIII вв. Столица Баакульского царства.

Название Паленке появилось уже в послеколумбову эпоху. Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев. Однако, никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица. По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки.

На Юкатане майя построили тоже много великолепных городов — Кабах, Чичен-Ица, Ушмаль и др. Но самый прекрасный из них и более всего вызывающий восхищение — это Паленке. Его называют «самым утонченным городом» индейской Америки.

Основные постройки — 600—800 гг. н. э. Сохранились: остатки дворца (площадью 92 x 68 м) — группа зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов, квадратная в плане башня. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Внутри пирамиды «Храм надписей» в 1949 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре. В 1952 году саркофаг, где находились останки правителя Паленке, вскрыли и все сокровища перенесли в национальный музей антропологии в Мехико. В Паленке осталась копия знаменитой резной плиты.

Паленке погиб, вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива в IX веке. Руины известны с XVIII века и неоднократно исследовались. В 1999 году археологи в храме ХХ нашли гробницу, а в храме ХIX — алтарь с надписями и рельефами, изображающими внука правителя Пакаля.

 

Стадион в Паленке (координаты: 17.484569°, -92.045931°)

 

Монте-Альбан (исп. Monte Albán) — крупное доколумбовское поселение на юго-востоке Мексики, в штате Оахака. Расположено на низком горном хребте, проходящем в центральной части долины Оахака. Сегодняшняя столица штата город Оахака находится примерно в 9 км к востоку от Монте-Альбана.

Монте-Альбан является самым первым городом в Мезоамерике и на протяжении почти тысячи лет играл значительную роль как социо-политический и экономический центр Сапотекской цивилизации. Монте-Альбан был основан под конец Среднего доклассического периода примерно в 500 г. до н. э., а к 100 году до н. э. — 200 года н. э. он уже был столицей крупного экспансионистского государства, которое управляло большей частью Оахакского нагорья и взаимодействовало с другими государствами в регионе, например с расположенным севернее Теотиуаканом. Город потерял своё политическое значение к концу Классического периода (примерно 500—750 гг. нашей эры) и затем практически был заброшен. Небольшое повторное заселение и использование старых строений и могил оставило след в археологической истории этого места в колониальный период.

В центре города находилась главная площадь, занимавшая территорию в 55 акров. Она была окружена террасами, на которых стояли жилые здания и дворцы, утопавшие во множестве садов. В городе также находились пирамиды, культовые сооружения, обсерватории, галереи и поля для игры в мяч. Последние интересны тем, что в отличие от подобных сооружений у майя, не имеют каменных кругов, а края поля наклонно поднимаются кверху. Эта форма, скорее всего, связана не столько с необходимостью создания мест для зрителей, сколько с особенностями игры. В отличие от майя, во время спортивных состязаний у сапотеков, практика человеческих жертвоприношений отсутствовала.

Стадион в Монте-Альбане (координаты: 17.045290°, -96.768229°)

 

E. Система обороны – с высоты полёта

До этого мегалитические сооружения характеризовались мной как отдельные объекты. Это – одно состояние. Но совсем другое качество приобретает их совокупность. И, согласитесь, - это уже некая система. Система, которая появилась в результате тщательно продуманного плана, исходя из единого замысла, для решения, вне сомнения, масштабной задачи.

 

Мегалитические сооружения Юкатана

 

Мегалитические сооружения в Гватемале

 

Можно бы поставить себя на место “бога”-стратега и проследить, пользуясь сегодняшней картиной, все перипетии его замысла, как по этапам, так и – в целом. Но это уже обширнейшая тема для других исследований, достойная отдельной книги.

На представленных картах далеко не полно отражена территория размещения мегалитических сооружений МезоАмерики. Кроме того, каждое отмеченное значком пирамиды поселение “богов” вовсе не означает, что там находилось только одно-единственное такое сооружение: для этого стоит только взглянуть на план-реконструкцию Монте-Альбана.

 

 

Итак, коротко, - перед нами система обороны.

Исходящие от незавершённых пирамид пучки вихревых лучей создавали вертикальный барьер для ЛА противника. При установке на их вершины ещё и ложных пирамид от каждой такой исходило по 4 дополнительных луча – почти в горизонте, в направлении перпендикуляра к граням дополнительных пирамид. Вся совокупная лучевая система создавала непреодолимое препятствие для пролёта вражеских кораблей. Мало того, в этой системе обороны, как в минном поле, были и коридоры для прохода своих кораблей. И корабль, как при взлёте, так и при заходе на посадку, должен был двигаться по сложному маршруту-проходу, который, в случае опасности, мог быть мгновенно перекрыт.

Устрашающей огневой мощью обладали и прикрывающие колонию поселения комплексы ПВО. Установленные на границах района обороны – в Чичен-Ице, Туле и Митле, – они полностью контролировали его воздушное пространство.

Установка на пирамидах наблюдательных модулей, оснащённых лучевым оружием, придавала особенную гибкость в функционировании всей системы.

Модули связи уже функционировали как единая система связи, входящая в другую структуру – систему управления.

В построении системы обороны МезоАмерики прослеживаются чёткие закономерности и определённая иерархия.

Так, рядовые бойцы имели в своём распоряжении боевые ягалёты и элементарное вооружение, позволявшее им действовать в составе своих подразделений. Они могли взлетать как с бортов тяжёлых воздушных кораблей или летающих платформ, так и с земли. В последнем случае для успешного запуска индЛА применялось специальное сооружение – “Древо взлёта”, устанавливаемое на пирамиде или зиккурате.

“Боги” же использовали летающие платформы – летательные аппараты более тяжёлого класса. Здесь, несомненно, применялось более мощное вооружение, а сами модули, имея разнообразное назначение – в соответствии с установленным на борту оборудованием, также могли действовать в воздухе, десантируясь с борта более тяжёлого воздушного корабля. Но, летающие платформы могли принять участие в вооружённой борьбе, взлетая и с земли. И чтобы обеспечить им эту возможность, платформы “богов” уже базировались на специально построенных каменных площадках – зиккуратах.

Другой по рангу класс летательных аппаратов – воздушные корабли – для обеспечения высокой степени боеготовности уже должен был базироваться на более основательных каменных сооружениях – битаврингах, превышающих по своим размерам сооружения для платформ.

И, если показать в рисуемой картине армаду боевых космических кораблей, присовокупив сюда полчища боевых модулей - летающих платформ и воинов с индивидуальными ЛА, встречающих противника ещё на подступах к защищаемому району, - то полностью будет понятна вся мощь ударной группировки оборонительной системы – воздушно-космических сил империи.

Но и это ещё не всё. Попытайся противник, который не может пробиться в воздушное пространство над районом обороны, применить химическое, бактериологическое или ядерное оружие, - у него тоже мало шансов на победу. Воздушные потоки, которые несут в себе заражённые частицы, натыкаясь на пучки излучения пирамид, будут просто огибать защищаемый район, обтекать его стороной.

 

И понимает противник – это только первый шаг мезоамериканских “богов”. Тесно им становится на юкатанском пятачке. Создав мощный базовый район обороны, они обязательно попытаются расширить зону своего влияния.

Да… Опасен стал враг. И, если не принять ответных мер, - как сложится дальнейшая судьба?

 

Закат империи

Создавая свою систему обороны мезоамериканские ”боги” понимали, что противоборствующие силы были изначально не равны: взять хотя бы площади контролируемых районов. У шумеров – это и 2 крупнейших материка – Евроазиатский и Африканский, включая ранее обжитые районы Средиземноморья, Индостана и Тибета, и вновь осваиваемые побережья нынешних Японии и Китая, и рудные месторождения в Южной Америке, а у мезоамериканских “богов” – всего лишь клочок суши в Центральной Америке – полуостров Юкатан, выступающий между вод Мексиканского и Гондурасского заливов Атлантики. Потому последние понимали – нужно укреплять свою боевую мощь, расширять географию своего влияния. Но, самый неприятный сюрприз ожидал наших новых поселенцев в облюбованном районе. Оказалось, что здесь уже существуют поселения всё тех же шумеров. Пусть их будущие исследователи МезоАмерики назовут ольмеками, а мезоамериканские “боги” – “черноголовыми богами”, суть одна – они уже успели до Потопа создать на берегу Мексиканского залива несколько поселений: Сан-Лоренсо, Ла-Венту, Сан-Андрес и Трес-Сапотес, не считая близлежащих, более мелких.

Оказалось, что эти конкуренты являлись выходцами одной из африканских ветвей цивилизации шумеров, так что, среди первых задач для венерианских “богов” – стояло устранение этой ближней угрозы. Но, нельзя было при этом забывать и про основную опасность со стороны шумерской метрополии. Нужно было не только сразу начать воевать с соседями, но и тут же создавать мощнейшую оборону новых районов. Только таким образом они могли сравняться по своему влиянию на планету с конкурентами из Шумера.

Нам-то сейчас известно, что во всех схватках, в том числе и по прибытии хаторов на Землю, “черноголовые боги” потерпят поражения, что победители жестоко надругаются не только над своими пленниками, но и над их каменными изображениями, что победа новых “богов” будет увековечена как в индейских Кодексах, так и на стеле в Монте-Альбане.

Но, до Южной Америки, до богатств Анд, у хаторов пока руки не дошли – нужно было укрепить оборону на Юкатане. Где возведение большинства оборонительных мегалитических сооружений было окончено лишь к 2000 г. до н.э. Но, чуть позже, взгляд хаторов начал простираться и ближе к Кордильерам. Но, как оказалось, здесь, в противостоянии, были всё те же шумеры. Которые добывали здесь золото под руководством бога Ишкура.

Ишкур был младшим сыном Энлиля, этого главного бога шумеров на Земле, и входил в состав шумерского пантеона богов. Правда, имея там почти самый низкий династический ранг – всего 10 единиц из 60-ти. И, конечно же, как и вся земная экспедиция шумеров, он решал здесь, в Андах, главную задачу, поставленную своей далёкой родиной – добычи золота. Добычи, аналогично другому району, что лежал на африканских землях между реками Лимпопо и Вааль, - и отправки его на Нибиру.

Первое столкновение хаторов с шумерами произошло ~ в 1510 г. до н.э., в Тиуанако, куда пришли мезоамериканские ”боги”, и откуда Ишкуру пришлось уйти.

С этим “богом” человеку уже приходилось и ещё придётся встретиться не единожды, каждый раз - под новыми именами, например: Эль-Шаддаи в Содоме и Гоморре в 2024 г. до РХ, единого бога иудеев, а также Бога Яхве (Иеговы) из Ветхого Завета, 40 лет водившего племя Моисея по Синайской пустыне. И Ишкур был могущественным богом, которого его отец Энлиль наделил властью и прерогативами Бога Бурь. Не зря в этом качестве он был почитаем хурритами, хеттами и жителями Урарту как Тешуб («создающий ветер»), аморитами — как Раман («громовержец»), хананеями — как Раджим («сеятель града»); индоевропейские народы знали его под именем Буриаш («создатель света»), а семитские поклонялись ему как Меиру («тот, кто освещает» небеса). И это означало одно: Ишкур-Иегова не мог смириться с поражением, как не мог и отказаться от будущего возмездия хаторам. Вот только когда оно наступит, это возмездие?... для этого, видимо, потребовалось чуть более 1000 лет времени.

И вот уже Тиуанако после бомбардировки лежит в руинах. Так Иегова отомстил хаторам. А вскоре мезоамериканским богам вообще пришлось покинуть Землю. Но, главной причиной, принудившей их к этому, была вовсе не потеря одного из своих городов, нет. К тому их побудил, читатель не поверит … дрейф магнитного склонения юкатанских земель!

Вспомним, что магнитным склонением называется угол между геодезическим меридианом данной точки и её магнитным меридианом, направленным на север. Магнитное склонение считается положительным, если северный конец магнитной стрелки отклонён к востоку от геодезического меридиана (восточное склонение), и отрицательным, если он отклонён к западу (западное склонение).

 

 

Но, особенностью этого параметра магнитного поля Земли является его изменчивость. В большей степени зависящая от положения магнитных полюсов планеты. А те – дрейфуют. В чём можно убедиться, взглянув на карты дрейфа Севернов.го и Южного магнитных полюсов.

 

Существуют карты линий равных величин магнитных склонений (изогон), и их понимание даёт совершенно другую качественную картину. И, оказывается, что некоторые районы планеты “лежат” на незыблемых их значениях. Там, где величина магнитного склонения, как правило, равна 0. И это, к примеру, районы дельты Нила, где установлены Египетские пирамиды – эти средства дальней космической связи шумеров. И это район Тибета, где ”боги” империи Рамы расположили свои подобные пирамидальные сооружения – Кайлас и Гунгашань. Это и район китайского Сианя, где стоят в безмолвном множестве сотни пирамид, бывшие когда-то различными устройствами империи Йю.

А вот линия нулевого магнитного склонения для мезоамериканских городов – явно находится в стороне от них. И, как показало время, в здешних районах проявляется максимальный дрейф магнитного склонения.

 

 

И всё бы ничего, но, оказывается, что пирамидальные источники энергии очень чутко реагируют на свою ориентацию по магнитному полю планеты. Так, проведенными исследованиями установлено, что потери мощности сигнала, при отклонении от этого направления, составляют ~2,8%/град. (Рысьев О.А. Эффект формы пирамид, СПБ, изд. “Диля”, 2005г.). Тогда, к примеру энергетические потери пирамиды в Чичен-Ицы, как следует из картографического примера, составляют уже 23,1 * 2,8 = 64,7%. Именно на такую величину понизилась эффективность мегалитических сооружений. А по факту – эти сооружения перестали выполнять своё функциональное предназначение. На других снимках таблицы – показаны новые примеры дрейфа склонения.

И это был для хаторов – жесточайший удар. Когда один за другим переставали функционировать их источники энергии на Юкатане, а значит, переставали работать и их оборонительные системы. По сути, хаторы, потеряв своё оружие, свой “меч”, остались перед своими врагами голыми и беззащитными. И что там потеря Тиуанако? Когда так остро стал вопрос: “Быть или не быть”?! И для того, чтобы ”быть”, нужно принимать и реализовывать единственное решение - уходить с планеты!

И это было нелёгкое решение. Перечёркивающее, по сути, 3500-летнее пребывание на Земле. Бесполезное. Не принёсшее новой Родины. И, принимая его, боги поневоле плакали…

 

 

Далее…