Иродион

Александр Махов,

Москва, 30 июня 2020 г.

 

Расположенный в Иудейской пустыне в 12 км к югу от Иерусалима, Иродион похож на потухший вулкан. Считается, что эта крепость, построенная царём Иродом Великим в период между 23 и 15 годами до н.э., была возведена по обету — на том месте, где Ирод когда-то выиграл битву у войска Антигона, вынудившего бежать претендента на престол из Иерусалима.

 

 

Иродион, возведённый на вершине стометрового скалистого холма, абсолютно уникален. Крепость имела наверху два концентрических кольца стен с коридором шириной примерно 3,5 м между ними. В её нижней части имелись сводчатые подвалы, а выше — этажи кладовых и жилых помещений для стражи. Внешняя стена (диаметр 63 м) с тремя полукруглыми (полыми) и одной цилиндрической (монолитной до высоты в 12 м) башнями была снаружи на высоту 15 м покрыта толстым слоем земли заодно со всем холмом, что придало последнему форму гигантского усеченного конуса. Для этого Ироду пришлось увеличить гору по высоте примерно на треть, положив по склону 200 ступеней из белого мрамора.

Во времена Ирода, воду наверх доставляли с помощью рабов-носильщиков - из огромных цистерн, что внизу, где собиралась влага со всей округи при помощи системы акведуков. Нижние дворцы и служебные здания Иродиона были построены в римском стиле, соседствуя с красивым садом. А в нём уже находились специальные площадки для отдыха и трапез, а в центре - огромный бассейн 70х45 м, который использовался не только для купания, но и для запаса воды.

Говорят, Ирод очень гордился своим творением, хотя бывал в нём нечасто, предпочитая Кейсарию.

Но здесь, вчитываясь в эту довольно скудную информацию, возникает несколько серьёзных вопросов. И они:

•  зачем нужна была Ироду эта гора?

•  зачем нужно было её наращивать, превращая холм в правильный конус?

•  как можно было защитить эту “крепость”, не имея собственных источников воды?

•  какими силовыми возможностями обладала эта крепость, чтобы препятствовать движению врага по ближайшим дорогам к Иерусалиму?

И видимых ответов здесь нет. Как нет и доказательств, что Иродион являлся уникальным местом для отдыха царя и его свиты, и что царь, презирая трудности, готов был совершать ежедневно утомительные прогулки сверху вниз и обратно.

Но, работы по обустройству горы были произведены - их можно увидеть и пощупать. Но, когда? И, может, не Иродом, а кем-то другим? Так что, здесь очень много интересных вопросов. На которые я постараюсь ответить. А пока давайте познакомимся с личностью царя Ирода. Кто он?

 

Царь Ирод I - один из самых выдающихся правителей Иудеи эпохи эллинизма. Изображённый на страницах Евангелия от Луки как беспощадный убийца, который, пытаясь уничтожить новорождённого Христа, убивает тысячи младенцев в Вифлееме.

Как сообщает Википедия, Ирод родился около 74/73 до н. э. и прожил довольно долгую жизнь в 70 лет. К сожалению, до наших дней не дошло какого-либо изображения царя.

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее, который активно поддерживал римскую экспансию.

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. как 25-летний губернатор (тетрарх) Галилеи, где прославился разгромом повстанцев Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев.

Нашествие парфян в 40 году до н. э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры) отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царём Иудеи.

Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля), строительство которого началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет.

Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Западная Стена, она же Стена Плача – вот что осталось сегодня от Второго Храма.

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, где в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию, а в честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку.

Считается, что Ирод также построил средиземноморский порт Кейсария с римским театром. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Перестроены Газа и Масада, основан Иродион и Есевон (на территории современной Иордании).

Масштабы строительства царя Ирода выходили за пределы территории Иудеи. Так, в качестве благодарности за гостеприимство, он построил пифийский храм на острове Родос, а в Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города.

Примерно в 25 году до н. э. Иудейское царство постиг неурожай и последовавший за ним голод. Ситуация усугублялась тем, что казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Тогда Ирод собрал в своём дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб, что снискало Ироду народную любовь и обезоружило его врагов.

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Так, по доносу он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матфея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи. Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано.

В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос – центральная фигура новой христианской религии.

Ирод процарствовал в Иерусалиме 34 года и умер в 4 или 5 году н.э. Считается, что его тело было предано земле в Иродионе.

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

 

Думаю, что самой важной заслугой царя Ирода было восстановление, а точнее - реконструкция Второго Иерусалимского Храма — храма в Иерусалиме, начало строительства которого было положено в правление Кира Великого.

Считается, что законы о постройке Скинии были даны Богом Моисею на горе Синай около XIII века до н. э. По представлению древних иудеев, храм — точка соприкосновения земли с небом и изначально необходимый компонент мироздания — представляет собой вершину всех мыслимых совершенств, безусловную ценность. При этом большинство толкователей сходятся на том, что не Богу нужен храм, а людям. И Храмовая гора, и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима различных храмовых эпох, но и служили духовным центром всей еврейской нации.

Вот почему мы кратко посмотрим на историю его строительства.

 

Первый Иерусалимский Храм

История Иерусалимского храма полна драматизма и печали.

Идея строительства храма принадлежала царю Давиду, который передавая царство своему сыну Соломону, завещал ему строительство Храма. Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путём финикийцы. А из жителей Ханаана царь Давид составил рабочие артели для добывания и доставки тёсаных камней.

 

Модель 1-го Храма

 

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н. э., а его освящение было произведено с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов. Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

“Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3Цар. 8:12,13)”

В эпоху Первого Храма народ Израиля пребывал в высоком духовном состоянии – евреи реально ощущали Божественное Присутствие.

Но, Храм не все своё время находился в лучах божественного ореола. И Храм неоднократно грабили, оскверняли и вновь восстанавливали.

Главное разорение Храму произвёл Навуходоносор, царь Вавилона, который забрал “часть сосудов дома Господня… и положил их в капище своём в Вавилоне”. Спустя некоторое время тот же Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем». А после отделения Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством всё того же Навуходоносора захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство. Ковчег Завета был при этом утерян.

 

Второй Иерусалимский Храм

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий, как сообщает библейская Книга Ездры, издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм, разрушенный вавилонским царём.

Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля (Зерубавеля), который был потомком царя Давида и первосвященника Иехошуа.

Однако, вскоре возникли распри между иудеями и самаритянами, которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано. Только во втором году царствования Дария, строительство Храма возобновилось. Работы были завершены на шестой год правления Дария.

Начало антиримского восстания 66—73 годов (Первая Иудейская война) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с будущим императором Титом, осадила Иерусалим.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Пал город, и Храм был превращён в руины.

Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского Храма, в 70 году н. э. он был разрушен.

 

Иерусалимский Храм царя Ирода

Руины Иерусалимского храма не гармонировали с новыми великолепными зданиями, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме того, похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона.

Модель 2-го Храма

 

Строительные работы начались на 15-м году царствования Ирода, то есть в 22 году до н. э. Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Оно было окончательно завершено лишь при Агриппе II (62—64 гг. н. э.).

Тем не менее, несмотря на все изменения, внесённые в храмовый комплекс Иродом и священниками, которые значительно расширили здание самого Храма, обновлённый Храм не стал новым Третьим Иерусалимским храмом, а продолжал называться, как и Храм Зоровавеля, Вторым Иерусалимским храмом.

Отметим, что после смерти Ирода и этот Храм будет разрушен, а всей еврейской нации останется только верить предсказанию, что Храм будет восстановлен во время пришествия Машиаха.

Кстати, по окончании Ночи Сварога и по данным Центра Космического Развития ( http://www.ckr.ru/  , раздел ”Новый Проект”) навечно заблокирован главный организатор тёмных дел на планете Люцифер; произошло низложение Иеговы, поощрявшего любые действия “богоизбранного” народа; остался не у дел подчинявшийся ранее Иегове Саваоф – Бог Кураторов Христианской религии; лишен своего статуса Иешуа, использовавшийся Люцифером по договору для разработки христианского вероучения на Земле; ликвидирован.Машиах – частица Иешуа в межсферной космической области, специализировавшийся как Программист для управления контингентом вирусоносителей на Земле; с 18.09.2017 г. у “богоизбранного” народа Израиля отключены все энергетические центры, независимо от цвета души.

Так что, мои друзья-евреи смогут дождаться своего Мессию и начать строительство Третьего Иерусалимского Храма не раньше, чем в начале следующего цикла – через 2 тысячи лет.

Но, вернёмся к строительной деятельности нашего героя – царя Ирода, где вторым по значимости его делом было строительство Кейсарии.

 

Кейса́рия (Кесария) - древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля.

 

 

Город был назван Кейсарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кейсария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и, тем самым, превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.

В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду и тот, по мнению историка древней Иудеи Иосифа Флавия, увидел в этом равнинном участке потенциал для осуществления своих грандиозных архитектурных и градостроительных планов. И целых 12 лет (с 22 по10 год до н. э.) было потрачено царём Иудеи Иродом Великим на это грандиозное строительство.

Чтобы отличить Кейсарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кейсария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кейсария Палестинская). В русской традиции, в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кейсария Стратонийская.

Посмотрим на её отдельные сооружения этой иродианской эпохи.

 

Порт

Возглавляемые Иродом земли нуждались в дополнительной гавани между Яффой и Дором, и в Кейсарии был возведён огромный городской порт, быстро превративший город в один из центров средиземноморской торговли и мореплавания.

 

В правление Ирода в Иудее начался быстрый рост благосостояния. Страна не имела выхода к морю, поэтому Ирод приказал построить порт Кейсарию на месте древнего финикийского поселения.

Городской порт — уникальная рукотворная гавань, обеспечивающая защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки было применено новое изобретение — римский бетон: в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан. При соприкосновении с водой пуццолан застывал, и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Так были построены 2 мола: 500 м южный и 275 м - северный.

Гавань Кейсарии приобрела огромное коммерческое значение: она даже соперничала с гаванью в Александрии. Иосиф Флавий писал: ”Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий”.

 

Театры

В Кейсарии было два театра. Первый – большой – называемый римским, находится на южной стороне города.

Это один из самых древних театров, найденных на территории Израиля. Считается, что он построен при Царе Ироде и действовал на протяжении 500 лет. Здание было возведено на тщательно подобранном участке и рассчитано ~ на 3000 зрительских мест. Изначально театр был построен только из местного песчаника – куркара, покрытого штукатуркой, однако во времена императора Септимия Севера, здание перестроили: добавили третий ярус, благодаря которому число зрительских мест увеличилось до 5000, а само сооружение украсили колоннами из мрамора и порфира.

 

 

Этот театр является внушительным и мощным сооружением. Полагают, что здесь собирались знатные и простые люди, чтобы увидеть театральные постановки, спортивные соревнования и состязания колесниц. Форма театра выполнена под влиянием классического дизайна римских театров: полукруг (круг), вокруг которого были построены блоками сидячие места. Арена – это широкий круг у подножия нижних посадочных мест.

Второй театр, где называемый греческим, а где – античным, а где – просто амфитеатром, находился на северной окраине Кейсарии. От него сегодня остались лишь руины да некоторая часть ступеней театрона.

 

Схема римского театра и остатки ступеней северного театра

 

Ипподром

Сооружение расположено вдоль морского побережья. И считается, что оно тоже построено во времена Ирода, Позднее его, якобы, перестроили в амфитеатр, где проводились гладиаторские бои и травля зверей.

 

 

Размеры строения поражают: длина – 460 м, ширина – 95 м, вместимость ~ 30 тыс. зрителей.

Арену окружают каменные сиденья для зрителей. На стенах, отгораживающих её от зрителей, были обнаружены фрески с изображениями животных и росписью под мрамор. В северной части арены можно видеть остатки ворот.

 

Система водоснабжения - акведуки

До времён царя Ирода Башня Стратона была относительно небольшим поселением, и имевшиеся в городе колодцы обеспечивали его жителей достаточным количеством воды. Но по мере того, как Кейсария расширялась и повышался уровень жизни, возникла необходимость в доставке в город большого количества воды из отдалённых источников. Для этого были построены две системы водоснабжения: «высокий» и «низкий» акведуки.

 

 

«Высокий» акведук состоял из 3-х водоводных линий, построенных в разное время.

Первая линия была построена до 66 года н. э., вероятно, во времена Ирода (I век до н. э.) или римских наместников: она доставляла в город воду из источников Шуни, находившихся в 7 км к северо-востоку от Кейсарии, возле современной Биньямины. Акведук опирался на систему арок и хорошо сохранился до наших дней; на подходах к городу с севера, он пересекал небольшую гряду из песчаника по специально прорубленному в породе небольшому туннелю. Конечный участок первой линии шёл параллельно морю и входил в город с севера. На этом участке водный канал акведука был закрыт сверху каменным потолком-сводом, видимо, для того, чтобы ветер не засорял воду прибрежным песком.

Для увеличения количества подаваемой в город воды параллельно первой была возведена вторая линия, которая также брала начало у источников Шуни. Она строилась во времена императора Адриана, ~ в 135 г., силами солдат X легиона Фретенсис, квартировавших в Кейсарии, о чём свидетельствуют надписи, оставленные на каменных табличках вдоль акведука. Почти во всех этих надписях упоминается император Адриан.

Третья линия появилась в начале византийского периода. Со временем открытый участок второй линии акведука, построенный на болотистой почве, значительно просел. Чтобы возобновить доступ воды, поверх уже существующих первой и второй линий акведука была надстроена новая, более высокая водоносная линия, а находящаяся под ней старая, просевшая линия была засыпана.

«Низкий» акведук относится к византийскому периоду (V—VII век). Во времена Византии город продолжил свой рост, в связи с чем потребовалось построить дополнительную водную артерию. Новый акведук доставлял воду из источников у слияния Крокодильей речки и речки Ада. Так как эти источники расположены ниже уровня города, строителям пришлось возвести плотины, поднимавшие воду на достаточный для дальнейшей транспортировки уровень. Вода текла по вырытому в песчанике каналу, закрытому каменным сводом на близких к берегу моря участках. В непосредственной близости к городу канал проходил прямо под арками более древнего «высокого» акведука и доходил до порта.

Его строили также во времена Ирода. Из-за разрушений в настоящее время акведук не работает. Когда именно он перестал действовать – не установлено.

 

Улицы города

 

Кейсария была спроектирована как типичный римский город с 2-мя театрами, ипподромом, с системой параллельных и пересекающихся улиц. Главные улицы города назывались декуманус максимус и кардо максимус. Вся планировка города строилась от пересечения этих улиц.

 

Дворец Ирода

Был обнаружен археологами на рифе, вдающемся в море. Дворец состоял из двух уровней. В нижнем (западном) дворце были обнаружены мозаичные полы с геометрическими узорами и остатки высеченного в камне бассейна. Лучше всего сохранилась северная часть верхнего дворца — там находился большой зал (возможно, тронный), с трёх сторон окружённый рядом комнат. После смерти Ирода дворец служил резиденцией римских прокураторов.

 

И тут – сомнения…

Да, здесь сразу же вопрос: каким образом в число возведённых Иродом объектов попала посадочная площадка космического корабля? Да, да! Пусть читатель не удивится написанному, но именно здешний т.н. “ипподром” и есть место базирования межпланетного космического корабля.

И таких “ипподромов-стадионов” (см. статью ”Три империи”) в Средиземноморье я насчитал 25 (в Израиле, Иордании и Ливане – по 1, в Италии – 2, Греции – 6, а в Турции – целых 14)!

Примечание: Рекомендую своим читателям не бежать сразу по приведенным ссылкам, их много, а вначале дочитать статью до конца. И уж затем, при очередном заходе, попытаться уточнить указанные материалы.

 

 

Но, надо заметить, второго такого “стадиона” на Земле больше нет. В единичном он был построен экземпляре, единственном, в уникальной конструкции-конфигурации. А это значит, что наш корабль из Кейсарии мог приземляться только здесь, в Кейсарии. И нигде на Земле больше. И тогда ошеломляющий вывод: наш корабль мог использоваться либо по военному назначению – взлетел, нанёс удар и сюда же вернулся, либо в гражданских, коммерческих целях. Но, тогда, по второму варианту, он должен иметь такие же площадки на других планетах, где уже не будет действовать паразитный авторезонанс окружающей электромагнитной среды.

Вот так вывод! Оказывается, в Кейсарии действовала площадка по обмену грузами с какой-то другой планетой! И что - этим процессом заправлял наш царь Ирод Первый?

Понятно, что не заправлял…

Посмотрим дальше. Оказывается, что пара т.н. “римских театров” вместе с 2-мя колоннадными улицами - декуманус максимус и кардо максимус, являли собой узел системы ПВО – системы по отлову и уничтожению вражеских НЛО-аппаратов. Где об этой функции я подробно останавливался в своих статьях “Римские театры богов” и ”Колоннадные улицы Средиземноморья”.

И что? У нашего царя Ирода были враги, которые летали тут на своих вайтманах-виманах и пытались что-то сокрушить?

Не смешите людей! Не было таких! Тогда что же здесь понастроил наш Великий Ирод?

Да, ничего! Дай Бог, чтобы он что-нибудь сохранил здесь от разрушения временем и действий несознательных людишек!

А чтобы нашим знатокам из Иудеи было совсем весело, покажу другой такой же комплекс из т.н. “ипподрома, 2-х театров и 2-х колоннадных улиц” – что совсем рядом, в Иордании… И вот как его характеризуют нынешние горе-археологи-историки…

 

Древний ипподром в Джераше. Расположен ~ в 48 км к северу от столичного Аммана, известен своими руинами греко-римского города Герасы, или Антиохии на Золотой реке.

Джераш стал городским центром в III веке до н. э. и процветал благодаря своему расположению на торговом пути, по которому шла торговля специями и благовониями между Аравийским полуостровом, Сирией и средиземноморским регионом. Джераш стал любимым городом римского императора Адриана и достиг зенита своего экономического и социального расцвета в 130 году н. э. Но уже в III веке город начал клониться к упадку, став позднее христианским городом под властью Византийской империи. Мусульмане овладели им в 635 году, но окончательный удар городу нанёс Бодуин II Иерусалимский в 1112 году во времена крестовых походов.

 

Ипподром в Джераше

 

Ипподром (размеры 244 х 52 м) был построен в период расцвета города, в середине II - начале III века нашей эры. Во время спортивных состязаний и гонок на колесницах здесь могли разместиться около 15 тысяч человек. У ипподрома десять стартовых ворот ("карсерес") в отличие от обычных двенадцати. Теперь они воссозданы из древних завалов и новых камней. Ширина трибуны ("кавеа") составляет четыре метра, на ней шестнадцать рядов сидений.

Джераш: 2 римских театра, колоннадные улицы и ипподром

 

Украшенная колоннами улица (кардо максимус) длиной 600 м, проходит через весь город. Перед площадью с колоннами расположен Северный театр, построенный в 165 году н.э. Изначально он имел 14 рядов мест для зрителей и использовался для представлений и заседаний правителей Джераша. В 235 году театр был переоборудован и удвоен до общей вместительности в 1600 мест. С 5-го века театр перестал активно использоваться, а многие из его камней были взяты для других построек.

Второй римский театр – Южный, был построен в 90-92 годах н.э. во время правления императора Домитиана и вмещал более 3000 зрителей. Непревзойденная акустика Южного театра позволяет с любого зрительского места слышать говорящего, который стоит посередине сцены и не повышает голос, не используя при этом никаких технических средств.

Вот так! В Кейсарии действовал Ирод, а здесь – Адриан с Домитианом! Но, понастроили они, не советуясь, одно и то же…

Осталось теперь только взглянуть на Иродион, не пытаются ли и там нам всучить какую-то обманку?

 

Иродио́н — древняя крепость вблизи посёлка Текоа (Иудейская пустыня, территория, находящаяся под контролем Израиля в Иудее). Национальный парк Иродион расположен в 15 км к югу от Иерусалима и 5 км на юго-восток от Вифлеема, недалеко от древних дорог, ведущих к Мертвому морю.

 

Иродион был построен в 23—20 годах до нашей эры на том месте, где Ирод, тогда ещё претендент на престол, выиграл битву у войска Антигона, вынудившего бежать его из Иерусалима. Дворец и крепость царя Ирода были построены на естественном холме, который искусственно увеличили и придали форму конуса.

Иродион отличается от других дворцов Ирода тем, что он построен Иродом с нуля, а не перестроен из хасмонейских крепостей.

Иосиф Флавий пишет: “Эта крепость отстоит от Иерусалима на расстоянии около шестидесяти стадий и самой природой предназначалась быть удобным укреплением, так как поблизости находился довольно значительный холм, искусственно увеличенный человеческими руками и наверху срезанный и выровненный. На нем возвышались круглые башни, к которым вела крутая лестница из 200 отесанных камней. Внутри этих башен находятся красивые царские покои, сооруженные не только в целях безопасности, но и для красоты. Здания эти сооружены с огромными издержками. Равнина (у подножья) покрыта домами наподобие целого города, а на холме возвышается крепость, господствующая над всей этой местностью” (Иудейские древности, книга XV, гл. 9).

Это грандиозное сооружение состояло из 2-х частей: Иродион верхний и Иродион нижний. Будучи самым высоким пиком в Иудейской пустыне, Иродион открывает потрясающий вид на пустыню, с горами Моава на востоке и Иудейскими Холмами на западе.

Модель крепости во входном павильоне Национального парка Иродиона

Верхний Иродион

На вершине рукотворной горы находился дворец Ирода (верхний Иродион), который был окружен двойными стенами высотой в 20 м и с промежутком ~ 3.5 м между ними. В нижней части межстенного пространства находились сводчатые подвалы, а также этажи кладовых и жилых помещений для стражи. Внешняя стена, диаметром 63 м, с тремя полукруглыми (полыми) и одной цилиндрической (монолитной до высоты в 12 м), башнями была снаружи (до высоты 15 м) засыпана толстым слоем грунта, с образованием типичной для фортификации пологой насыпи, затруднявшей подходы к крепости. Считается, что высота полукруглых башен доходила до 30, а цилиндрической – до 40 м.

И. Флавий пишет об Иродионе так:

«На горе, против Аравии, он (Ирод) построил крепость, которую назвал по своему собственному имени Иродионом. Тем же именем он назвал сводообразный холм в 60 стадиях от Иерусалима, сделанный руками человеческими и украшенный роскошными зданиями: верхнюю часть этого холма он обвел круглыми башнями, а замкнутую внутри площадь он застроил столь величественными дворцами, что не только внутренность их, но и наружные стены, зубцы и крыши отличались необыкновенно богатыми украшениями. С грандиозными затратами он провел туда из отдаленного места обильные запасы воды. Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку, потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и для приема друзей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое им пространство – вид царского дворца».

Считается, что в восточной части крепости-дворца размещался большой двор с колоннадой и декоративным садом. Западная часть включала бани, жилые помещения, двор крестообразной формы и пышный приёмный зал. Вход в крепость-дворец находился в северо-восточной части двора, рядом с восточной башней. Восточная башня, от которой осталось только сплошное основание, поднималась на высоту ~ 40 м, так что располагавшиеся на её вершине царские покои хорошо продувались в жаркие дни.

Туннель под большой круглой башней ведет ещё глубже внутрь горы, где была развернута инженерами Ирода и сегодня поражающая воображение своим техническим совершенством целая “подземная урбанистика” – с цистернами, складами, лестницами, коридорами и кордегардиями.

 

Нижний Иродион

Отдельную, вполне “земную” часть комплекса составляет дворцовый ансамбль, расположенный на равнине у подножия горы, с северной её стороны. Нижние дворцы и служебные здания Иродиона были построены в римском стиле, окруженные колоннами. Здесь могли жить гости и важные чиновники царской свиты.

 

 

Вокруг был разбит сад. В саду находились специальные площадки для отдыха и трапез, а в центре его располагался огромный бассейн 70х45 и глубиной 4 м, который использовался не только для купания, но, видимо, и для запаса воды. Бассейн был окружен колоннадой, а в центре находилось какое-то круглое сооружение.

 

Вода

Своей воды в окрестностях нет, она поступала в бассейн нижнего города по водоводу длиной 8.5 км из древних Прудов Соломона, расположенных между Вифлеемом и Хевроном.

Кроме этого, на склонах холма были вырублены четыре резервуара (цистерны), предназначенные, как полагают археологи, для сбора дождевой воды. И которые не исключают, что в эти же цистерны поднимали на ослах и воду из бассейна нижнего города.

Подозревают, что в годы 1-й Иудейской войны повстанцы вырыли на северном склоне специальный тоннель, чтобы незаметно для римлян доставлять воду из цистерн вовнутрь осаждённой крепости. А в ходе 2-й Иудейской войны мятежники расширили сеть тоннелей, увеличили их ширину и высоту. Где во главу угла ставилась задача быстрого перемещения вооружённых отрядов. Вырубленная порода частично утрамбовывалась (естественный пол поднялся на несколько метров), и частично сбрасывалась в цистерны. Иродианская водосборная система вышла из строя, и повстанцам, по-видимому, пришлось довольствоваться скудным количеством воды, которое удавалось собрать во дворе крепости. И вполне очевидно, что римскому полководцу Сексту Юлию Северу совсем было нетрудно взять крепость измором.

 

Водные цистерны Иродиона

Римский театр

Чуть в стороне от входной лестницы на склоне холма Ирод построил небольшой амфитеатр. Это совсем небольшой театр, диаметром 32 м, вмещавший примерно 400 зрителей. По-видимому, он имел стандартную планировку, включая высокий задник сцены, от которого ничего не осталось. Частью театра была роскошная царская ложа, украшенная иностранными мастерами. Специалистами отмечается, что при оформлении ложи использовался искусственный мрамор – стукко (stucco), высший сорт штукатурки. В росписи применялась техника фрески (fresco) и менее долговечная – секко (secco), выполняемая, в отличие от фрески, по высохшей, вторично увлажнённой, штукатурке.

 

Некоторые детали интерьера царской ложи были, возможно, добавлены по случаю визита в Иродион Марка Агриппы (63—12 до н. э.), второго лица римской империи, после Октавиана Августа.

 

Развалины иродионского театра

Похороны Ирода

Считается что Ирод завещал себя похоронить в Иродионе.

И незадолго до своей смерти Ирод построил в Иродионе Мавзолей, где и приказал похоронить себя. Мавзолей, как и все строения Ирода, хорошо продуман. Например, он защищен укрепленной стеной со стороны склона холма, чтоб дождевые потоки не повредили здание и его содержимое. Эхуд Нецер, знаменитый археолог, потратил около 40 лет жизни, чтоб найти этот мавзолей. Там он обнаружил остатки роскошного саркофага с тонкой резьбой. Саркофаг сделан из красноватого камня, специально привезенного для этой цели.

Царь Ирод Великий, по сообщению Флавия, умер в Иерихоне. Затем его тело перевезли в Иерусалим, откуда в Иродион и двинулась похоронная процессия.

 

Иродион - мои сомнения…

Первый вопрос, который меня интересует: каким боком оказался встроенным в холм Иродиона инструмент ПВО – т.н. “римский театр”? Тот самый, о котором только что шёл разговор при рассмотрении состава сооружения. Тот самый, что расположен на северо-западной стороне Иродиона. Тот самый, что предназначен исключительно для борьбы с воздушными целями – НЛО-аппаратами противника.

 

Этот самый ”римский театр”

 

Второй вопрос – какими возможностями обладала крепость Иродиона во времена Ирода? И, отвечая, думаю – самыми минимальными. Она (крепость) могла разместить на своих площадях максимум 2-3 десятка защитников. Как сила – это ничто. У них не было на вооружении пушек, и их стрелы не могли запретить противнику двигаться по защищаемым дорогам на Иерусалим. Если бы гарнизон когда-либо отважился на вылазку, то это могла быть только ночь, днём их сразу бы перестреляли. И после вылазки защитники уже не могли вновь вернуться в крепость – опять же этого не позволит противник.

И третье. Крепость не могла долго защищаться из-за малого запаса воды, пополняемого в мирное время, как говорят наши ”исследователи”, с помощью вьючных животных. А нападающим не было никакого смысла атаковать сидящих наверху, через десяток дней водного измора они сами спустятся, прося пощады.

Если же посмотреть на эти вопросы шире, то оказывается, что в военном отношении крепость была бесполезной и, по большому счёту, она Ироду была не нужна. А то, что наши ”учёные” назначили этому холму быть любимой резиденцией царя Ирода, то это, думаю, исключительно их безосновательные придумки.

 

Лестницы пирамиды Пном Бакхенг

 

И эти придумки напоминают мне ситуацию с храмами Ангкора (см. статью ”Ангкор – город богов”). Где, по мнению таких же ”учёных”, кхмерские придуманные короли-правители посвящали каждый храм этого города своим папам и мамам, и что держали в них тысячи своих наложниц… Где функциональное предназначение сооружений сводилось лишь к ежегодному, помпезному и получасовому пребыванию этих особ вблизи одного из множества храмов. А при ближайшем рассмотрении т.н. “городских” построек Ангкора, оказывается, что сверху эти храмы – как решето, и никак не защищали от дождя, а ”лестницы” почему-то были выстроены с 70-градусным подъёмом, по которым тогдашним правителям не только было невозможно подняться, на них было страшно взглянуть!

Итак, по моим выводам, такой Иродион, как крепость, людям был не нужен. А “богам”? А вот “богам” он был необходим! И об этом свидетельствует тот объём затрат, на которые они пошли, чтобы создать эту крепость. А то, что это была крепость, и её построили “боги”, достаточно только одного штриха – её римского театра!

Но римский театр – это как остриё системы вооружения: через него проходило поражающее ЛА противника излучение. Но, чтобы энергия излучалась, нужен её источник! И какой же элемент Иродиона был этим источником? Оказывается – наш конусный холм, наша гора!

С подобными источниками мне уже приходилось встречаться (см. статью ”Эйвбери-хендж”). И на следующих 2-х рисунках как раз и изображены подобные устройства. На первом - курган Силбери-Хилл – чисто усечённый конусный холм. И так похожий на наш Иродион. На втором – уже схема энергетического взаимодействия всего сооружения, где наш Силбери-Хилл изображён в центре, внизу, а второй подобный холм - курган Уиндмилл-Хилл – слева вверху.

 

Из эзотерических источников известно, что каждая точка на Земле облучается 4-мя электромагнитными потоками энергии, со всех 4-х магнитных сторон света. И здесь наша форма – конус, собирая и преобразуя эти потоки, начинает переизлучать эту энергию в окружающее пространство. Этаким вращающимся вокруг высоты холма лепестком с конфигурацией прямоугольного треугольника. Где частота вращения этого лепестка будет зависеть от размеров конуса и их соответствия собственной космической частоте планеты (СКЧ Земли).

И в комплексе Эйвбери-хенджа эти 2 кургана как раз и демонстрируют излучение энергии, необходимой для работы всего сооружения. Но, заметим, здесь энергия излучается вовне, воздействуя на соседние элементы комплекса.

Курган Ньюгрейндж: общий вид и его план

 

В качестве второго примера использования конусного холма, как источника излучения, хочу привести ирландский комплекс Бру-на-Бойне (см. статью ”Мегалитический комплекс Бру-на-Бойне”). Там его курганы уже облучали внутренние свои конструкции. Так, на приведенных рисунках кургана Ньюгрейдж, облучение воздействовало на 3-х лепестковый внутренний дольмен и по его каналу поток энергии выводился наружу.

 

Храм Джгантия на Мальте и звёздчатый вал на Руси

 

На 2-х других рисунках уже показаны сами излучающие устройства. На первом – излучатель храма Джгантия на Мальте, на втором - звёздчатый вал на Руси. Где в качестве первичного источника энергии использовалось не электромагнитное поле Земли, а НЛО-аппарат, переведённый в режим источника энергии.

Излучатели первого рисунка использовались в качестве противокорабельного оружия (см. статью ”Мегалитические храмы – загадка древней Мальты”). И когда цель была атакована таким излучателем, экипаж вражеского надводного судна был охвачен не просто паникой – а непередаваемым ужасом, и ему оставалось искать эфемерное спасение за бортом, но там – верная смерть! Корабль превращался в летучего голландца, и теперь его можно отвести в свою гавань. Для этого необходимо: лишь снять поток оружейного излучения и отправить своё судно на захват опустевшего чужака. И вот, наконец, пленённый корабль – в своей бухте, и всё в целости и сохранности: и корабль, и его оружие, и груз – всё без единого повреждения.

Во втором случае излучение было направлено против скопления больших масс наземного противника. Здесь же, (см. статью ”Звёздчатые крепости”) в дежурном режиме свой НЛО-аппарат с какой-то периодичностью осуществлял плановый облёт оборонительного вала. И когда обнаруживалась попытка несанкционированного его преодоления, аппарат уже использовался в другом режиме, режиме источника энергии. И смертельное излучение, на конечном этапе, осуществлял уже сам оборонительный вал.

И здесь толпы народа, то ли пешего, то ли конного, обуревал животный страх, какой-то неизъяснимый ужас, заставляющий бежать прочь от этой преграды. Ещё отметим: противник был не в состоянии осуществить манёвр своими силами - летательный аппарат мог перемещаться на требуемое расстояние гораздо быстрее. И ещё один нюанс: несмотря на 320-метровое расстояние между куртинами, невозможно было использовать промежутки между предполагаемыми векторами излучателей: за счёт фазового взаимодействия соседних энергопотоков происходило их искривление и перекрытие межкуртинных промежутков. Кроме того, для усиления поражающего эффекта НЛО-аппарат мог ещё производить и модуляцию своего энергопотока на инфранизкой частоте, также смертельно опасной для человека. И как последний штрих к картине, в отражении атаки могла быть задействована пара летательных аппаратов, работающих на единой частоте модуляции. И тогда, при совпадении фаз сигналов от обоих источников на какой-то куртине, что происходило с большой частотой, эта куртина излучала поражающий плазмоид, этот сгусток энергии наподобие шаровой молнии, а общая картина представляла собой сплошной вал, изрыгающий потоки плазмы.

 

Но, Иродион – довольно-таки сложное оружие. И, оказывается, у него был ещё и второй источник энергии – его 2 кольцевые стены Верхнего Иродиона.

Мы помним, что срез этой горы имел диаметр 63 м, и что 2 стены, определяющие этот диаметр, имели между собой промежуток в 3,5 м. Но, каждое каменное кольцо – это, по форме, кромлех, а по энергетической сути – генератор излучения. Возбуждение этого генератора шло от нашей горы – основного генератора, и наш кромлех уже играл роль ловушки для ЛА. Вращение электромагнитного потока ловушки происходило по часовой стрелке, глядя сверху, что и “засасывало” со снижением летательный аппарат в кольцо.

Но, колец было 2, и каждое являлось собственным генератором. Но, так как окружная скорость вращения энергии на внутреннем кольце была меньше (в силу меньшего радиуса вращения при равных угловых скоростях), то в межстенном промежутке происходила генерация множества вертикальных вихрей, вписываемых по своим диаметрам в этот межстенный промежуток. И эти вихри уже представляли собой настоящее оружие, когда 2 кольца стен захватывали в свои ловушки летящую жертву, а множественные вихри, через эфирное возмущение воздушной среды, разрушали ЛА.

Вообще-то кромлехами называют ансамбли менгиров, стоящих кругом. И они, как оружейная конструкция, получили широчайшее применение в практике ”богов”. И на следующих 2-х картинках как раз и изображены их конструкции. На первой – английский кромлех Свинсайд классической формы, на второй – ряд кольцевых структур Стоунхенджа.

 

 

Ещё одним примером использования кромлехов, что нам пригодится, является их участие в низкочастотных (НЧ) модуляторах поражающего СВЧ-излучения. Где эта модуляция потока энергия как раз и была нужна для разрушения летящего НЛО-аппарата.

Амфитеатр в ливийской Лептис Магне и римский Колизей

 

И здесь на первой картинке показано каменное кольцо амфитеатра в Лептис Магне, которое, после замыкания специальными “входными” вставками, превращалось в генератор. Начинающий воздействовать на остальные элементы конструкции.

Римский Колизей тоже имел в своём составе точно такое же кольцо-генератор, назначение которого, как описывают современные “учёные” – ограждать зрителей от диких зверей на арене. Правда, барьерное кольцо арены – это лишь видимая часть модуляционного генератора. А истинная высота этого кольца - много больше, его опорные конструкции уходят глубоко вниз, под арену, Где размещаются многокамерные акустические полости модулятора. И, фактически, этот генератор возбуждал громадную НЧ-систему, находящуюся под ареной. И гром работы этого щелевого ”свистка” был слышен по всей округе. Но, не этот эффект преследовали создатели Колизея, главное – ни один летательный аппарат противника, находящийся рядом, не останется цел. Все они будут уничтожены этим НЧ-модулированным СВЧ-излучением (см. статью ”Римские театры богов”).

 

А теперь, взглянем ещё раз на верхний срез горы Иродиона. А именно – на 3 т.н. ”башни”, расположенные в южном, западном и северном направлениях. Это тоже кольцевые структуры, которые возбуждаются и холмом-генератором, и его 2-мя кольцами. И это тоже сложные структуры. Во-первых, каждая из них имеет свои нижние полости, которые в дальнейшем выступают в качестве отдельных НЧ-модуляторов. Эти полости, являющиеся своеобразными резонаторами, включают в себя и свои дольменные камеры. А в совокупности “дольмен-резонаторы” получаем такое же оружие, как и в храмах Мальты. Только теперь оно является не противокорабельным, а “противопехотным”, направленным на противника, пытающегося прорваться по подконтрольным дорогам.

Но и это ещё не всё. Каждая из упомянутых 3-х ”башен” является отдельной мини-ловушкой для ЛА противника и имеет в верхней части своей конструкции крестообразную перемычку. Которая при активации ”башни” излучает над собой вращающийся поток энергии в виде свастики (для справки: аналогичное оружие было составной частью системы ПВО Кайласа - см. статью ”Ваджра – это просто!”)

Итак, если подвести некоторые итоги, то Иродион обладал следующими оружейными возможностями:

- 2 кольцевые стены холма и стены 3-х башен являлись ловушками для дистанционного силового захвата НЛО-аппаратов противника;

- уничтожение захваченных ЛА производилось с помощью минивихрей, образуемых в межкольцевом 3,5 м пространстве холма, и 3-х вихревых свастичных структур 3-х башен. Где минивихри работали на малых высотах полёта ЛА, а свастичные – на увеличенных;

- при включении горизонтального излучения 3-х башен, пытающегося прорваться по защищаемым дорогам к Иерусалиму противника обуревал животный страх, какой-то неизъяснимый ужас, заставляющий бежать его от крепости прочь;

- и, наконец, если ЛА противника пытались атаковать крепость с восточной стороны, со стороны 4-й башни, в работу на их поражение вступала станция ПВО, станция под названием ”римский театр”.

 

 

А далее перечислим работавшие здесь источники энергии:

- сам конусный холм Иродиона;

- его 2 кольцевые стены на верхнем обрезе горы;

- кольца 3-х башен на той же плоскости.

И, наконец, читатель не поверит, во внутреннюю полость Верхнего Иродиона мог садиться свой небольшой НЛО-аппарат. Характерная площадка, которую на смежной фотографии хорошо видно, и на которую производились посадка-взлёт ЛА, ограничена рядом колонн, окружавших посадочный прямоугольник. И как сказали бы архитекторы, мы видим здесь классический греческий периптер - четырёхугольную площадку, окружённую колоннами. Такие площадки ”боги” широко использовали для полётов своих небольших НЛО-аппаратов. Примеры тому – храмы в Афинах, Баальбеке, Риме и Санкт-Петербурге (см. статью ”Звёздные храмы богов”). Здесь же подобный ЛА мог использоваться в качестве резервного источника энергии.

И вот мы подошли к основополагающему моменту активности Иродиона, как оружия. И он, не удивляйся читатель, полностью зависел от наличия здесь воды. Не просто запасов, а движущегося водного потока, текущей воды. Есть вода – всё работает, нет воды – комплекс, за исключением римского театра, может работать как самостоятельно, так и от своего НЛО-аппарата.

Но, разберёмся подробнее.

 

Система сбора и хранения воды имеет довольно сложный вид. Так, чуть ниже крепости-дворца в теле горы Иродиона находилась так называемая “промежуточная” цистерна. А ещё ниже – две большие цистерны - “западные”, и чуть меньшая по размерам, - “восточная”. Причём, как видим, вся вода шла на подпитку нашего ”римского театра”.

 

Водная система - сеть подземных тоннелей

 

С направлением воды в театр мы ещё разберёмся, а сейчас основной вопрос: как в цистерны доставлялась вода? Неужели, как говорят некоторые умники, ”боги” возили её вверх на ослах? Подобным суждениям пусть верят другие, но мы-то – не они?! Отсюда – должен быть способ, обеспечивающий подъём воды в гору. Подъём – без всяких там известных сегодня электрических насосов. А потому приведу небольшой отрывок из рассказа Джеффри Дженкинса ”Берег скелетов”. Описывающего страдающего от жажды человека в пустыне. Нашедшего необычный водный источник. Рядом с которым ждут своей очереди напиться дикие животные:

“Невысокий, не выше четырех футов, конус вырисовывался четким силуэтом на фоне освещенного луной неба. Он был сложен из кусочков песчаника, плотно пригнанных друг к другу. Маленькая башенка возвышалась в каменистой выемке. Вокруг этой конической башенки вилась, словно пожарная лестница вокруг здания, волнистая спираль.

Вода по каплям стекала по спирали, обвивающей конус, в небольшой каменный резервуар внизу. Я не стал ждать, пока он наполнится. Опустив голову в резервуар, я ощутил, как прохладная, чистая вода освежила мой рот, ласкала лицо, губы...

Какой вымерший народ — ибо это было творение рук человеческих — создал этот бесхитростный родник? В его основе лежал очень простой принцип: адиабатическое согревание. Камушки, из которых был сложен этот источник, днем нагревались. А когда холодный морской туман окутывал коническую башенку, они абсорбировали его, и в результате конденсировалась влага. Простота гениальности!

Сколько веков стоял здесь, в краю смерти, этот бесхитростный источник жизни, чудесным образом создавая животворную воду?”

 

У меня же несколько иное представление о конструкции этого ”насоса”, поднимающего воду из глубин пустыни. Это должна быть труба, пусть каменная, заполненная песком, нижний конец которой опущен в водоносный слой. И в этом тонкость: песок в трубе будет обязательно увлажняться, и эта влага, наконец, достигнет верхнего обреза трубы. И теперь достаточно установить сверху каменный или металлический конус, и на его внутренней поверхности в жаркое время суток будет конденсироваться вода. Небольшой поток которой, с помощью нехитрого приспособления уже можно вывести к потребителю.

Есть множество научных объяснений тому, за счёт чего поднимается вода в порах песчаной трубы. Это происходит то ли за счёт капиллярного эффекта, то ли в соответствии с теорией осмотического давления на мембранах, то ли благодаря наличию “когезии” воды – силы “прилипания” одной маленькой частички вещества к другой, то ли за счёт действия всех факторов одновременно.

Я же не стал искать, какое объяснение - верное, я просто проделал такой опыт: насыпал в цветочный горшочек, на всю его высоту, чистого песка и залил его сверху водой – до начала вытекания из поддона-кюветы. И песок на всём протяжении опыта “пил” воду, оставаясь на всю высоту мокрым и плотным, хотя я подливал её только в поддон.

Мой опыт поиска знаний прошлых цивилизаций даёт несколько примеров использования ”богами” влажного песка. Так, почти все храмы Ангкора заполнены песком внутри; под каждой ступенькой любого ступенчатого колодца, что в Индии, или римского театра, что в Средиземноморье, обязательно находился влажный песок. Что было связано с обеспечением электропроводности грунта и передачей потока энергии элементам сооружения. Под ступенями римского театра Иродиона был тоже положен песок, который тоже был должен увлажняться от местных водных источников.

Но, нас интересует: каким образом подавалась вода на верхнюю площадку комплекса?

Вот для этих целей и была установлена 4-ая ”башня” на Верхнем Иродионе. По своей конструкции это – каменная труба, нижний конец которой был опущен в водную ёмкость, находящуюся на уровне Нижнего Иродиона. Труба была заполнена песком и сверху накрыта каменным куполом. А уже купол, нагреваясь под жаркими дневными лучами солнца, за счёт испарения воды и перепада температур, производил свою работу необычного насоса.

 

А теперь я вновь призываю читателя взглянуть на последний рисунок – схему водной системы. Из которой сразу видно, что вся вода, запасённая в цистернах, предназначалась только для питания римского театра, т.е. его работы в боевом режиме. И я позволю себе вымышленный диалог, который мог состояться между военными, принимающими комплекс для эксплуатации, и его проектировщиками (строителями):

– Генерал (Г): И такая сложная водная система комплекса предназначена для работы только одного римского театра? Воду которой, от зацветания, нужно часто менять, а цистерны и их каналы – постоянно чистить?

– Проектировщик (П): Местность здесь безводная, и другого решения не было.

– Г: А какова величина сектора обороны римского театра?

– П: Где-то 5-7 градусов.

– Г: Значит, воздушный противник, слегка отклонившись от него, может запросто атаковать наш комплекс с этого направления?

– П: Если бы здесь была вода, мы поставили бы колоннадное препятствие, расширяющее зону обороны. А так имеем то, что имеем.

– Г: Тогда слушай мой приказ: ввиду малой боевой эффективности римского театра этот театр ликвидировать, а верхнюю площадку комплекса дооборудовать под приём-нахождение малого НЛО-аппарата!

 

Кто-то скажет: ну, автор, ты и напридумывал! На что отвечу: а как вы объясните находку археологами засыпанного грунтом местного римского театра? Засыпанного, как они предполагают, ещё при строительстве Иродиона.

 

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать об Иродионе. Кроме того, что до меня его землю копал Эхуд Нецер, который погиб здесь, сорвавшись с высоты в результате несчастного случая. А может, всё было иначе? И он, как и я, нашёл что-то такое, о чём невозможно было поведать даже коллегам-археологам? Я же точно знаю: случайностей – не бывает!

 

Удачи!

Ваш Александр Махов

 

Оглавл…