Гластонбери

Александр Махов, 

г.Москва, июль 2011г.

1. Экскурс в историю

 

Холм Гластонбери или другое название - холм святого Михаила (англ. Glastonbury Tor) находится близ одноимённого древнего города (г.Гластонбери, графство Сомерсет, южная Англия) и представляет собой огромную вулканическую скалу - естественное возвышение высотой более 150 м, имеющее конфигурацию в виде семи рукотворных уступов.
 

 

Считается, что когда-то море «вымыло» подножие скалистой вершины Гластонбери, и в древности - во время частых наводнений, холм, господствующий над окружающей болотистой местностью, не осушавшейся до XVI века, превращался в малоприступный остров.

История этого загадочного места, о котором существует множество мифов и легенд, уходит своими корнями в глубину веков. И сегодня существует устоявшееся мнение, что кельты – эти первожители здешних мест, считали Гластонберийский холм вратами загробного мира. Для этого на его вершине холма ими, якобы, был воздвигнут храм круглой формы. Круг - один из символов языческой Богини-Матери, и поэтому в современной литературе утвердилось мнение, что храм был посвящён именно этой Великой Богине, дарующей плодородие и процветание.
            К этому храму вела спиральная тропа, проложенная, как сегодня исчисляют, 2500 лет назад. Причём местные жители склонны толковать её форму как древнекельтский лабиринт. Считается, что извилистой дороге, олицетворяющей Земного змея, присущи первозданные гармония и сила, которые могут вызывать у людей, особо чувствительных к энергетическим воздействиям, состояние, похожее на транс. Именно такое состояние, находясь в котором, друиды могли отыскать врата в загробный мир.

Археологические раскопки подтвердили, что в III веке до н. э. здесь действительно существовало кельтское поселение, а в V в. н. э. — небольшая крепость.

           

С вершины холма можно наблюдать окрестный пейзаж на 70-80 км вокруг. Стоит здесь только одинокая башня, продуваемая всеми ветрами, и это всё, что осталось от находившейся когда-то на вершине церкви. Принято считать, что эта церковь, посвящённая святому архангелу Михаилу и называемая в легендах первым христианским храмом в Британии, была возведена в 166 году миссионерами, прибывшими из Рима. Церковь не была обособленной, она являлась частью монастыря - Гластонберийского аббатства. Само же аббатство было заложено невдалеке от холма саксонским королем Айне в 705 году, а с Х века оно стало не только крупнейшим бенедиктинским монастырем в Англии и святым местом, но и излюбленным центром паломничества. Но уже в XVI веке, в правление Генриха VIII, большинство церковных построек было разрушено из-за расхождения во мнениях в вопросах веры между монахами аббатства и католической церковью. Некогда могучие стены, остатки которых мы видим сегодня, превратились в развалины, и от былого великолепия не осталось и следа...

 

Но это не всё… Англичане вообще молодцы по поводу выявления у себя на островах легендарных мест: они утверждают, что у подножия Гластонберийского холма похоронены знаменитый король Артур и его неверная жена Гвиневера, и любому туристу тут же расскажут самую правдивую легенду о трагической любви, сопровождавшую эту пару. Расскажут и про страшный пожар, произошедший в 1184 году, который уничтожил тогда аббатство практически до основания. Но нет худа без добра: во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. И в 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трёхметровой глубине - ниже современной кладки - ещё более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумлённому взору!
            В архивах аббатства сохранился подробный отчёт об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом - 2 м 25 см. У него был повреждён череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.

Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение царственных супругов, и вскоре над их новой могилой вырос большой свинцовый крест с надписью: «Здесь, на острове Авалон, покоится под землёй прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного чёрного мрамора.

 

 По другой легенде в Гластонбери похоронен и знаменитый сподвижник Христа, снявший умершего мученика со смертного креста - Иосиф Аримафейский. И здесь не просто его могила: оказывается святой муж из Аримафеи взял в миссионерское путешествие также и чашу, из которой Иисус пил на Тайной вечери, последней трапезе с учениками, и в которую Иосиф позже собрал кровь распятого Спасителя. Этот сосуд, святой Грааль, проповедник зарыл у подножия Гластонберийского холма, и на этом месте забил так называемый «кровавый ключ». Сам источник был, как полагают, построен друидами из громадных каменных блоков, с величайшей тщательностью обработанных руками каменотёсов. Каждый день из него выливается 113 тысяч литров (113 куб.м) красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.

По иной версии, Иосиф появился в Гластонбери уже второй раз. Первый раз, будучи торговцем оловом, он здесь побывал не один, а вместе со своим племянником, отроком Иисусом, будущим Христом, имея целью пройти в академии друидов посвящение в тайную мудрость кельтов.

           

Специалисты по геомантии утверждают, что Гластонбери - сосредоточение действия колоссальных энергий, а вершина, на которой находятся руины башни святого Михаила, - вообще мистическое место с особой атмосферой. Вероятно, ни об одном городе не сложено столько легенд, как о таинственном Гластонбери. Его считают и одним из священных центров, генерирующих и передающих космические энергии, и межпланетным маяком, и источником магической энергии, который освещает всех, прикасающихся к его тайнам, “светом тихой причастности и искренней любви”.

По древнему преданию, Гластонберийский холм вместе с горой святого Михаила в Корнуолле, Стоунхенджем и Эйвбери расположен не только на Большой лей-линии (мощном потоке геомагнитной энергии) Англии, но и на силовой линии в форме горизонтальной восьмерки, которая тянется вокруг всей планеты как символ бесконечности.

Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища, происходящего по ночам. Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление уфологическим факторам (НЛО), другие - магнетической энергии скальной породы.

 

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б.Бонд. Его сотрудники добились значительных успехов - они обнаружили остатки неизвестной часовни. Сверив её географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно было построено согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами. Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он получал с помощью медиумов, общаясь с душами усопших монахов. Для классической науки этот оригинальный способ получения истины оказался неприемлемо диким, разразился крупный скандал, и Бонда уволили. Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Фредерик Бонд показал в своем отчёте (хотя и не имея прямых доказательств) энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем. Так называемая лей-линия соединяет два вышеуказанных места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн - дословно «мёртвая линия», или же «путь мёртвых людей». В английском фольклоре именем Тод Лайн обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир.

           

Спираль Гластонбери. Подозреваю, что приведенная далее история носит несколько надуманный характер, но тем не менее… В 1944 году ирландский бизнесмен Джеффри Расселл увидел необыкновенно яркий сон. Проснувшись, он немедленно перенёс на бумагу образ, всё еще стоявший у него перед глазами. Это был спиральный символ, состоящий из одной линии, закрученной в семь витков. Немного озадаченный, Рассел спрятал рисунок и долгое время почти не вспоминал о нём.

Восемнадцать лет спустя в одном из журналов он увидел фотографию резного рисунка на камне, недавно обнаруженного в окрестностях Тинтагеля, знаменитого замка времён короля Артура в Корнуолле, в котором, к своему изумлению, узнал в рисунке образ из давнего сна – то, что он нарисовал, по сути дела было архетипом древнего представления о лабиринте. Вскоре он снова увидел этот символ на античной монете с острова Крит. Там, согласно древнегреческой легенде, когда-то существовал гигантский лабиринт, где жил Минотавр.
            Во время поездки в Гластонбери он опознал здесь, в конфигурации знаменитого местного холма, ту самую спиральную форму с семью витками, которая много лет преследовала его в снах и наяву. Согласно его теории, весь Гластонбери-холм был превращён в огромный трёхмерный лабиринт ещё в доисторические времена.

Расселл немедленно приступил к экспериментальному подтверждению своей теории. Сделав серию песчаных моделей холма Тор, чтобы проиллюстрировать его связь с классической формой лабиринта, он выполнил аэрофотосъёмку местности, позволившую точно нанести на карту контуры холма. Результаты исследования, казалось, подтверждали его первоначальную догадку о спиральной форме холма Гластонбери.

Впоследствии дело Расселла было продолжено Джеффри Эшем, который, заинтересовавшись теорией спирального лабиринта, заметил, что Расселл “…так и не попытался доказать свои доводы самым элементарным методом” – то есть прогулкой по предполагаемой спиральной тропе. Сам Эш провёл этот эксперимент летом 1979 года; преуспев в достижении цели, он опубликовал результаты своих открытий в том же году.

Путь, по которому он следовал, начинается в самом нижнем (юго-западном) конце холма Тор – наиболее удобном месте для начала восхождения. В начале подъёма маршрут отмечен большим валуном, который, по мнению Эша, является специальным знаком, обозначающим вход. Далее путь петляет взад-вперед по серии кривых и, в конце концов, приводит к центру лабиринта, вершине холма Тор. На одном или двух участках маршрута чёткое направление не прослеживается, но в защиту Эша можно сказать, что эти места подверглись эрозии или были замаскированы более поздней человеческой деятельностью. Спираль из семи витков, предложенная Расселлом и подробно нанесённая на карту Джеффри Эшем, несомненно существует.

Возможность того, что холм Тор был превращён в огромный лабиринт, поднимает для современных учёных ряд важных вопросов. Поскольку не сохранилось никаких исторических записей о столь грандиозном предприятии, Расселл и Эш пришли к выводу, что лабиринт в Гластонбери является доисторическим сооружением. Для его постройки понадобились колоссальные усилия, возможно, сравнимые со строительством другого великого доисторического монумента – Стоунхенджа.

В общем и целом Эшу удалось доказать, что строение террас вокруг холма Тор действительно напоминает лабиринт с семью спиральными витками. Но, по признанию самого Эша, это ещё не означает, что весь холм был создан с какой-то ритуальной целью. Лишь археологи могут доказать или опровергнуть это предположение. 

В 1960-годы исследование холма Гластонбери было продолжено Филиппом Ратцем из Бирмингемского университета (работы финансировались из средств фонда, основанного Расселлом). И эти работы проходили не без трудностей, а раскопки здесь были весьма ограниченными, отчасти из-за крайне неблагоприятных погодных условий. Помимо того, что снаряжение каждый день приходилось переносить вверх и вниз по крутым склонам холма, члены команды Ратца страдали от пронизывающего ветра в ненастные дни, а в ясные дни наверху было "жарко, как в печке". Исследователи обнаружили предметы римской эпохи, Тёмных веков (IV - IX вв. н. э.) и средневековья, представляющие значительный интерес. Труднее оказалось определить следы человеческой деятельности в более ранний период. Средневековые строительные работы, интенсивная эрозия, усугубляемая последствиями небольших землетрясений, как посчитали, уничтожили большую часть доисторических артефактов. Однако Ратцу и членам его команды удалось доказать, что холм Тор был известен и посещался во времена каменного века. Среди находок, сделанных археологами, были обработанные кремни, датированные палеолитом и неолитом (10 000-2000 лет до н. э.), а также полированный топор из зеленоватого камня эпохи неолита.

Ратц не стал проводить раскопки на террасах холма, хотя у него возникало такое искушение. Такие «ненаучные» построения, как теория Расселла, обычно сразу же отметаются археологами, но в случае со спиральным лабиринтом в Гластонбери дело обстояло иначе. На основании анализа поверхностных элементов холма Гластонбери Ратц пришел к выводу, что теория Расселла заслуживает серьёзного внимания. Он посчитал, что спираль могла быть сооружена только в эпоху неолита или бронзового века (4000– 2000 г. до н. э.). Инженерные навыки строителей того времени более чем очевидны на примере впечатляющих земляных работ, понадобившихся для сооружения искусственного кургана Силбери-хилл.

Аргументы в пользу теории лабиринта безусловно привлекательны, а доводы против – неубедительны. Геологи же полагают, что террасы образовались в процессе эрозии. С другой стороны, Рональд Хаттон, профессор истории Бристольского университета, утверждает: “Для археологов террасы на склоне холма выглядят как совершенно обычная система земледелия в холмистой местности, характерная как для железного века, так и для средневековья”. Но оба мнения не могут быть правильными. Какое из них выбрать?

Идея эрозии, предложенная геологами, звучит правдоподобно, но лишь до определённой степени. Холм Гластонбери состоит из четырёх разных слоев горных пород, начиная с песчаниковой вершины, образующей его пик. Можно допустить, что из-за разной плотности слоёв в процессе выветривания между ними образовались ступеньки. Но до сих пор никто не представил геологическую модель процесса, который мог бы привести к формированию замысловатого лабиринта с семью витками, обнаруженного Расселлом и Эшем.

В отсутствие обоснованной геологической модели Ратц и другие исследователи придают больший вес теориям о рукотворном происхождении террас. Из возможных видов человеческой деятельности можно сразу же исключить оборонительные работы, так как террасы совершенно не похожи на огромные земляные валы кельтских фортов, возведённые в железном веке. Наиболее распространённое объяснение, что террасы были проложены для земледелия – точно так же, как ступенчатые склоны холмов во Франции и Германии, выровненные для выращивания винограда, или на Филиппинах для культивации риса.

До осушения в XVIII-XIX веках район Гластонбери был в основном заболоченным, поэтому стремление максимально увеличить ценность любого клочка сельскохозяйственной земли было совершенно естественным. В таком случае, полагают, террасы были построены средневековыми монахами или даже до римского завоевания. На первый взгляд считается, что это здравая мысль. Древним британским земледельцам было проще обрабатывать лёгкие, хорошо дренируемые почвы на склонах холмов, чем тяжёлые почвы низменностей. Другим же исследователям совершенно ясно, что в XIX веке нижние террасы холма Тор использовались для фермерских посадок, но высказывалось мнение, что весь холм когда-то был приспособлен для террасированного земледелия.

Однако из всех систем террасирования, известных в доисторической, древней и средневековой Британии, нет ничего достаточно похожего на Гластонбери-Тор. На склонах многих холмов в Англии есть террасы, но нигде они не огибают весь холм и не выражены с такой чёткостью. Большинство известных террас по очевидным причинам занимает горизонтальное положение. В противоположность этому, террасы на холме Гластонбери далеко не горизонтальны и временами образуют крутые склоны, едва ли пригодные для вспашки: первый же ливень увлёк бы всю вспаханную землю вниз по склону. Выдвигалось альтернативное предположение, согласно которому террасы использовались средневековыми монахами для выращивания винограда. Земля, на которой растут виноградные лозы, обрабатывается мотыгами без глубокой вспашки. Однако трудно представить себе, как виноград мог расти на северных склонах холма. Вершина и верхние склоны Гластонбери-Тор слишком подвержены воздействию ветров и перепадов температуры для любого вида сельскохозяйственной деятельности. Поднявшись на вершину холма, нетрудно понять, что ростки, высаженные на верхних террасах, будут погублены ветром и дождями в течение нескольких дней, если не часов.

Итак, сельскохозяйственное объяснение далеко не так убедительно, как может показаться. Без археологического обоснования его недостаточно для того, чтобы отказаться от теории Расселла; по крайней мере, если система террас в Гластонбери-Тор была предназначена для земледелия, она совершенно исключительна и не имеет аналогов. Считается, что теория Расселла имеет такое же право на существование, как и сельскохозяйственная теория. Некоторые исследователи, вроде Джеффри Эша, считают её более предпочтительной.

 

Храм Солнца? Гластонбери-Тор обладает интересной географической особенностью: его ромбовидная форма создает ориентировку приблизительно с юго-запада на северо-восток, причем длинная ось проходит через гребень холма, где стояла часовня св. Михаила. На этой линии оказывается и большой камень, который Джеффри Эш рассматривал как отметку входа в лабиринт. Стоит отметить, что эта ось расположена под углом 63 градуса к востоку от севера - в направлении восхода солнца в день 1 мая, бывший, как оказывается или придумано современными ”учёными”, самым важным кельтским праздником года, отмечающим возрождение солнца после зимы и приход лета.

Но это еще не всё. Если продолжить ось, проходящую через холм Гластонбери, как воображаемую линию в обоих направлениях, она пересечёт другие важные точки. В десяти милях к юго-западу расположен Бурроубридж-Мамп, необычный конический холм, похожий на миниатюрный вариант Гластонбери-Тор. Он находится точно на оси - если смотреть с Бурроубридж-Мамп, солнце поднимается прямо над Гластонбери-Тор утром в первый день мая. Это может быть совпадением, но если продолжить линию в северо-восточном направлении, то она пройдет через южный вход огромного каменного круга в Эйвбери. "Охотники за леями" продолжили эту линию еще дальше в обоих направлениях, нанизав на неё огромное количество доисторических и священных мест в южной Англии.

Интересные возможности, открытые исследователями Гластонбери-Тор, пока вызывают у современников больше вопросов, чем ответов; они полагают, что лишь археологические данные по результатам раскопок на террасированных склонах могут стать решающим доказательством. Однако, как ни удивительно это может показаться, идея о земляных работах на склонах холма, который впоследствии играл роль крупного ритуального центра, не противоречит современным археологическим представлениям (читай: заблуждениям!) о британской культуре периода неолита и раннего бронзового века. За последние несколько десятилетий археологам пришлось “признать”, что значительные территории постепенно упорядочивались и превращались в "ритуальные ландшафты", состоящие из взаимосвязанных монументов. К ним они относят не только каменные круги, но также погребальные курганы и прямолинейные канавы, иногда достигающие нескольких миль в длину. Эйвбери, самый большой каменный круг на Британских островах, был построен в центре района, где концентрировались монументальные земляные сооружения, одно из которых (Уиндмилл-хилл) имеет диаметр 3/4 мили. Чтобы выкопать канаву, окружающую его, понадобилось извлечь более 13 000 тонн мела. И, как будто этого было недостаточно, в миле от каменного круга древние строители возвели колоссальный курган из мела и земли - Силбери-хилл. Размах работ достигал поистине грандиозных масштабов. И всё это, якобы, возведено руками человека! А для чего, какую преследуя цель или какую решая задачу – об этом молчок! То же и здесь: несмотря на то, что лабиринт в Гластонбери-Тор является единственным в своем роде сооружением, его возведение тоже относят к творчеству “замечательных строителей древней Британии”. Как утверждают авторы подобных утверждений – из числа представителей археологической науки: ”Трудно представить, что они (древние строители) упустили бы шанс включить такой яркий самоцвет, как Гластонбери-Тор, в своё ожерелье ландшафтных сооружений”.

 

 

Далее...