Чавин-де-Уантар

 

Александр Махов, г.Москва, октябрь - ноябрь 2013 г.

посл. редакт. 04.11.2013 г.

Что такое Чавин-де-Уантар?

По этому поводу ортодоксальной наукой наговорено столько, что лучше уж не пересказывать, а всё привести дословно. Вот потому я и предоставлю слово Алану Ф. Элфорду, который в своей книге “Боги нового тысячелетия” пишет:

Развалины Чавин-де-Уантар лежат на высоте 3500 м в Перуанских Андах, между двумя цепями гор. Одна горная цепь отгораживает их от морского побережья, другая — от джунглей Амазонии. Трудно найти более недоступное и надёжно укрытое место. И, однако, 2500 лет назад Чавин превратился в один из самых священных городов Южной Америки, и в 500–200 годы до РХ оказывал большое влияние на далекие прибрежные районы Перу.

 

 

Главной статьей экспорта из Чавина была религия, основывавшаяся на культе ягуара с оскаленными клыками. В результате распространения этого странного культа отдалённый город Чавин превратился в необычайный центр регионального ремесла, благодаря чему по всему древнему Перу распространились образцы характерного искусства Чавина. В период расцвета Чавин-де-Уантар занимал площадь около 40 га, а население его составляло примерно 3000 человек — небольшое, по нашим понятиям, но необычайно крупное поселение для Перу того времени.

 

 

Основной ритуальный центр Чавин-де-Уантара занимал площадь приблизительно 4 га. Хотя местные туземцы называли Чавин El Castillo (замок), жители его не были воинственны. Насыпи вокруг Чавин-де-Уантара почему-то называли пирамидами, хотя это совсем не пирамиды. Археологические раскопки обнаружили здесь ряд храмов с плоской крышей, окружающих с трех сторон квадратную центральную площадь. Эти уникальные “храмы” представляют собой самые удивительные сооружения древнего мира.

 

 

Главный храм, называемый также Старым храмом, это строение в форме подковы, сориентированное точно на восток — на восход солнца. Внутри его проложен целый лабиринт узких подземных проходов, многие из которых непонятно почему заканчиваются тупиками. Однако, один из этих узких туннелей выводит в странное подземелье в форме креста. Здесь, в месте соединения переходов, в самом святилище храма, спускается с потолка до пола камень в форме ножа или наконечника копья. Этот камень известен под именем El Lanzon — Копьё.

El Lanzon — монолит, вырубленный из цельного куска гранита 5 м высотой. Полагают, что это главная святыня религии Чавина. На камне вырезано изображение, где ясно видны клыки и когти божества. Несмотря на то, что клыки как будто ассоциируются с культом ягуара, изображение в целом скорее напоминает гибрид человека и быка, а из головы у него выползают змеи. Правая рука бога поднята вверх, левая опущена, как будто бы он возвещает свой завет. Некоторые толкователи обратили внимание, что в поднятой ладони бога отсутствует линия жизни, и на этом основании предположили, что это бог смерти. Другие, напротив, считают его образом милосердного бога и называют “улыбающимся богом из Чавина”.

Хотя точное назначение камня El Lanzon остаётся неизвестным, ясно одно — этот обелиск играл значительную роль. Его тонкая, сужающаяся к концу верхняя часть точно соответствует отверстию в крыше, и это свидетельствует о том, что весь храм был спланирован вокруг камня. Таким образом, по-видимому, эта священная реликвия была специально спрятана в глубине храма, чтобы её нельзя было отсюда вынести. Почему жрецы так старались спрятать и защитить этого священного идола? Может быть, ключ к загадке — в неправильной форме камня (в особенности его передней части) — это наводит на мысль, что резьба на камне была сделана после того, как он был повреждён. Если это так, то камень уже тогда был священным. Возможно, жрецы Чавина вырезали изображения на El Lanzon и спрятали его, чтобы сохранить от дальнейших повреждений.

 

На внешних стенах Старого храма красовались когда-то более двухсот каменных голов устрашающего вида — частично голов животных, но, главным образом, человеческих. Ныне из этих ужасных голов на своем месте осталась всего лишь одна. У всех этих голов из Чавина торчащие клыки и типичные большие носы, а также странный шишкообразный нарост на макушке. Смысл этих изображений непонятен. Особенно странно, что эти неприветливые каменные лики должны были встречать странников, совершающих изнурительное паломничество в Чавин.

Почему Чавин-де-Уантар внезапно стал религиозным центром? Почему паломники стекались сюда, преодолевая почти сто миль очень трудного пути по гористой местности? Очевидно, в этом месте было нечто особенное — что-то, чего мы не можем сразу обнаружить в развалинах храмов, стоявших здесь приблизительно в 500 году до РХ. Возможно, у Чавина имеется какое-то более раннее таинственное прошлое?

И действительно, археологи обнаружили свидетельства более ранних поселений в Чавин-де-Уантаре — проба изотопа углерода относит их к 1400 году до РХ. И это даёт основание предположить, что важная роль этого места, по меньшей мере, на 800 лет предшествует строительству храмов. Что же происходило тогда в этой отдаленной гористой местности? Возможно, ответ на эту загадку связан с первым этапом строительства — с подземной сетью превосходно выполненных каменных каналов, по которым вода перетекала из ближайшей реки и через поразительно совершенную водопроводную систему подавалась под здание. В своей книге “Чавин-де-Уантар — краткая вечность” археолог Нэнси Абанто де Хогендорн пишет: “…обширная и очень сложная система водопроводных каналов внутри и вокруг храма. Один из каналов забирает воду из реки Уачекса,… другой подземный канал отводит её из храма в реку Мосна”. По нескольким водопроводным каналам потоки воды подводятся к подземной галерее и собираются там под квадратной площадью. По одну сторону площади стоит большое прямоугольное здание, которое называется Северной платформой. Хогендорн так описывает внутренность этой платформы: “…большой туннель, полностью выложенный обтёсанными камнями и оборудованный сложной гидравлической системой…”

Предполагается, что сильно повреждённая Южная платформа по другую сторону площади имела назначение, аналогичное Северной. Непосредственно за площадью, все водные потоки сливаются воедино, а затем по каналу вода сливается в реку Мосна.

Зачем было, спрашивается, начинать строительство населённого пункта с создания такой изощрённой подземной водопроводной системы? Естественно предположить, что это делалось ради обеспечения питьевой водой и канализационных нужд. Но, если это так, то это сооружение по своим масштабам значительно превосходит потребности и является беспрецедентным в древнем мире. Другая версия заключается в том, что строители планировали такую систему водосброса, чтобы регулировать течение воды в реке Уачекса и таким образом предупреждать опасность наводнения. Трудно сказать, насколько работала бы такая идея на практике. И, с другой стороны, если опасность наводнений была известна заранее, то зачем тогда, спрашивается, строить поселение именно в этом опасном месте? Ведь поблизости было сколько угодно других, более безопасных мест.

И напротив, можно полагать, что одним из немногих преимуществ расположения Чавина было именно его соседство с этими двумя реками. Такая логика рассуждений приводит нас к вопросу — а может быть, строители Чавина намеренно выбрали это место, в частности для того, чтобы использовать проточную воду? Трудно поверить, будто они без каких-либо определённых целей регулировали уровни воды в этих двух реках. Так зачем же всё это было им нужно? Дело в том, что вода абсолютно необходима для большинства производственных процессов. В Чавине сохранилось слишком мало вещественных свидетельств, которые могли бы помочь нам разгадать, какое это могло быть производство, но один авторитетный специалист недавно высказал предположение, что, возможно, это была промывка золота. Действительно, в одной древней легенде инков говорится, что где-то под основанием храма спрятаны сокровища — золото, серебро и драгоценные камни. К несчастью, первые настоящие раскопки в Чавин-де-Уантаре, начатые Хулио Телло в 1919 году, так и не были закончены из-за страшного наводнения, в результате которого весь посёлок был затоплен десятиметровым слоем грязи и камней. С тех пор усилия археологов были направлены на то, чтобы восстановить всё в прежнем виде.

Раскопки были прекращены как раз в тот критический момент, когда они достигли уровня площадки, где находится самое сердце гидравлической системы Чавина. Время строительства площадки было отнесено к поздней эпохе Чавина — примерно к 400–300 годам до РХ, и можно только гадать, какие более ранние формы строительства могут находиться под ней. Может быть, Чавин был когда-то промышленным центром и разгадка его роли как священного центра лежит в его таинственном прошлом? Вряд ли это случайное совпадение — кажущаяся излишне сложной конструкция водопровода в Чавине и столь же высокий уровень инженерной техники водопровода Акапаны в Тиауанако”.

 

Захария Ситчин, следуя классическому взгляду, в своей книге “Потерянные царства” больше касается высокохудожественных образов Чавина:

Внутреннее устройство комплекса было еще сложнее. Внутри трех зданий располагались коридоры и запутанные проходы, соединенные между собой галереи, комнаты, лестницы и тупики – все это получило название лабиринта. Часть галерей была облицована гладкими каменными плитами, некоторые из которых украшала изящная резьба. Все проходы были накрыты каменными плитами, уложенными так искусно, что продержались несколько тысячелетий. Внутри имеется множество ниш и выступов неизвестного назначения, а вертикальные или наклонные каналы могли, по мнению археологов, служить для вентиляции.

Но, с какой целью был построен Чавин де Уантар? Единственная правдоподобная гипотеза, которую смогли выдвинуть учёные, заключается в том, что город был религиозным центром, нечто вроде древней “Мекки”. В пользу этой версии свидетельствовали три самых удивительных и загадочных объекта, найденных в этом месте.

Один из них – это так называемый обелиск Телло, поражающий воображение своей необычайно сложной резьбой. На нём изображено нагромождение лиц и тел – человеческих, но с когтистыми кошачьими лапами и крыльями. Кроме того, на колонне можно увидеть зверей, птиц, деревья, излучающие сияние богов, и разнообразные геометрические фигуры. Что это – тотем, которому поклонялись, или попытка древнего “Пикассо” воспроизвести все мифы и легенды на одной колонне? Удовлетворительного ответа на этот вопрос пока нет.

Второй украшенный резьбой камень называется монолитом Раймонди – в честь нашедшего его археолога. Считается, что изначально он стоял на рифлёном камне у юго-западного угла низкой площади на одной линии с гигантской лестницей. В настоящее время монолит выставлен в музее Лимы.

Древний художник вырезал на этой семифутовой гранитной колонне изображение бога, держащего в каждой руке какое-то оружие (некоторые специалисты считают, что это молнии). Тело и конечности бога в целом можно считать антропоморфными, но его лицо озадачило учёных. Оно не является изображением (в том числе стилизованным) какого-либо местного животного, а, скорее, представляет собой представление художника о так называемом мифологическом животном, о котором автор резьбы слышал, но которого никогда не видел.

Третья необычная и загадочная колонна из Чавин де Уантар называется Эль Лансон, поскольку имеет форму копья. Она была обнаружена в центре здания и оставлена на месте, потому что её высота (двенадцать футов) больше высоты десятифутовой галереи. Таким образом, вершина монолита проходит через аккуратное квадратное отверстие в полу верхнего этажа и возвышается над ним. Изображение на этом монолите также стало предметом ожесточённых дискуссий; на наш взгляд, это тоже очеловеченная морда быка. Значит ли это, что воздвигнувшие колонну люди – совершенно очевидно, раньше самого здания, поскольку оно было выстроено вокруг колонны – поклонялись богу в образе быка?

Именно высокий художественный уровень найденных в Чавин де Уантар артефактов, а не сложность и необычность построек, произвели неизгладимое впечатление на учёных и подвели к выводу о том, что культура Чавин составляла основу цивилизации северных и центральных районов Перу, а сам город служил религиозным центром. Однако последние находки, сделанные в Чавин де Уантар, указывают на то, что назначение города было не религиозным, а, скорее, утилитарным. В результате раскопок была обнаружена сеть подземных туннелей, прорезанных в толще скалы. Они пронизывают всю местность, как застроенную зданиями, так и свободную, и соединяют между собой ряды подземных помещений, образующих несколько цепочек”.

 

Далее – слово нашей соотечественнице – Галине Ершовой, со страниц её книги “Древняя Америка: полёт во времени и пространстве”:

Чавин-де-Уантар просуществовал с 850 года до н. э. до 200 года до н. э. Это был самый расцвет культуры Чавин. И здесь перед нами предстаёт гармоничное сочетание платформ, храмов и площадей. При этом площади, расположенные достаточно симметрично относительно оси восток-запад, с трёх сторон окружены зданиями, образующими форму буквы U. Вход в комплекс находится с восточной стороны – там, где сохранились следы большой круглой площади, окружённой с севера, запада и юга прямоугольными платформами, на которые приходилось подниматься по ступням лестниц. Эта часть комплекса, ориентированная в сторону солнца и символизировавшая живое пространство, считалась профанной (мирской, не связанной с религиозной, А.М). Да и сама форма площади в форме круга являлась символом солнца.

За северной и южной платформами были возведены две симметрично расположенные пирамиды. Между ними находилась так называемая “лестница ягуаров”, которая вела к платформе главного дворцово-ритуального ансамбля.

Лестница с порталом вела в западную, сакральную часть комплекса – так называемый “Кастильо”. Это было самое крупное здание комплекса, стоявшее на широкой платформе. Площадь “Кастильо” в основании составляет почти точный квадрат со сторонами 75 м и 72,5 м. Стены были сложены из каменных плит, лежащих плашмя. Любопытно, что два ряда выкладывались из достаточно тонких плит, а затем шёл слой из каменных блоков большей толщины.

Высота этого огромного сооружения на платформе достигала около 13 м. Его толща была заполнена смесью земли и битого камня. И в этой искусственной толще существовало целых три этажа! На каждом располагались многочисленные коридоры, комнаты, галереи, лестницы, вентиляционные люки и водоотводные шахты. Внутренние стены были выложены той же кладкой, что и наружные. Потолки и перекрытия делались из больших цельных плит.

Однако самым любопытным памятником Чавин-де-Уантар считается самое древнее здание – небольшая постройка, примыкающая к северо-западному углу “Кастильо”. Археологи полагают, что святилище неоднократно перестраивалось, и некогда именно эта часть комплекса считалась главной. Она представляла собой храм U-образной формы с замкнутым с трёх сторон двориком. Причем южная часть – то, что позже стало “Кастильо” – была значительно меньше, чем сейчас. На последнем этапе существования Чавина строение, называемое “Старым храмом”, представляло собой насыпное, довольно узкое сооружение с двумя внутренними пересекающимися галереями, расположенными в форме креста. На пересечении “Галереи креста” помещена странная 4,5-метровая стела из белого гранита в форме сложного многогранника с заострённым верхом. По форме стела напоминала наконечник копья, что дало ему название “Копьё” или, по-испански, “Лансон”. Этот памятник относится, пожалуй, к самым загадочным в Южной Америке. Рельефное изображение на стеле по своим характеристикам, безусловно, является чавинским. Это фигура ягуаро-змее-человека. Великолепно выполнены такие элементы, как особая пасть кошачьего с длинными клыками, круглые глаза, “пламенеющие” брови, змеиные элементы. По мнению археоастрономов, эта стела имела особое астрономическое значение.

В Чавине было обнаружено ещё два монументальных памятника, которым достаточно трудно дать точное определение. Один из них получил название “Обелиск”. Это четырехугольный столб с рельефным изображением двух аллигаторов с клыками кошачьего. Другой памятник был назван “Камнем Раймонди”. На нём мы видим изображение фигуры с мордой кошачьего, держащей в каждой лапе-руке по изящному жезлу”.

 

Обобщая суть высказываний, отметим главное:

- чавинские “храмы” воздвиг неизвестно кто и неизвестно зачем;

- но, как гипотеза, которую только и смогли выдвинуть учёные, это был религиозный центр, источник придуманной ”культуры”, которую пришлось назвать чавинской…

И заметим, это говорят маститые учёные классического мировоззрения, которые, перефразируя поэтессу, не такие “молодые, чтоб чушь подобную нести”?!

 

Хронология, принадлежность

Конечно же, функциональное предназначение Чавин-де-Уантар – совсем иное. Но, об этом чуть позже, а пока…

Пока нам нужно определиться с хронологией поселения, а в ней - с принадлежностью: чьё оно?

 

Различные археологические источники дают довольно-таки широкий хронологический разброс появления т.н. чавинской культуры – от 1500 до 1200 г. до н.э. А вот появление комплекса Чавин-де-Уантар – уже относят к более позднему периоду – с 1200 по 850 г. до н.э. И тут, хоть убейте, я не могу понять: как это можно разделять появление чавинской культуры и самого комплекса, тем более, что в основе самого понятия ”чавинская культура” лежат такие уникальные артефакты комплекса, как монолиты Лансон и Тельо и стела Раймонди – вместе с нанесёнными на них рисунками.

Но, двинемся дальше…

Закат чавинской культуры, вместе с заброшенностью комплекса, классические исследователи уже относят к периоду от 400 до 200 г. до н.э. Причём, общей загадкой является то, что они действительно "появляются", возникают как бы ниоткуда, и так же неожиданно и загадочно исчезают.

Я – технарь, и меня, конечно же, будет интересовать ”железо”, т.е. все параметры, относящиеся к комплексу пирамид под названием Чавин-де-Уантар. И здесь, как бы то ни было, можно примерно-ориентировочно соотнести время его функционирования к периоду с 1500 до 200 г. до н.э.

 

А теперь посмотрим – кто из потенциальных ”богов” мог здесь действовать.

Ишкур-Яхве? Этот - не мог. Его горнодобывающие предприятия широко функционировали по всей Южной Америке вплоть до 3113 г. А потом, после нанесения кометного удара по Атлантиде, произошли серьёзные и трагические события:

•  под воду ушла не только Атлантида, но и северо-полярная Гиперборея;

•  мощнейшим ударом Землю вышибло на другую космическую орбиту, когда её годовая длина увеличилась с 360 до 365,25 дней;

•  при ударе кометы о Землю проявился эффект “псевдоядерной зимы”, когда мгновенно замерзли приполярные воды планеты, окутав в вечные льды как пространство над утонувшей Гипербореей, так и поверхность всего Антарктического материка;

•  как следствие этого же удара на поверхности планеты погибла вся биологическая жизнь; проснулись вулканы, сжигая всё на Земле; громаднейшая океанская волна неоднократно прошлась по всей земной поверхности, зачищая её и довершая уничтожение;

•  планета сменила собственную космическую частоту (СКЧ) вращения, изменив вибрации 7,1 см диапазона волн на 7,23 см, что привело к атомарной перестройке всей искусственной материи на планете, довершив гибель всего живого и под землёй;

•  развернулась ~ на 30 град. южно-американская литосферная плита вместе с лежащим на ней одноимённым материком, разом лишив все горные разработки источников энергии (см. статью ”Мачу-Пикчу”).

 

И все эти последствия привели к тому, что “старым богам” Шумера надолго пришлось свернуть здесь всю свою деятельность.

И вот здесь на сцене планеты появляется новый игрок – хаторы, новые ”боги” МезоАмерики, эти переселенцы с Венеры. Которые пришли сюда уже много позже 3113 года, закончив, в первую очередь, к 2000 г. до н.э., строительство укреплённых городов своей новой метрополии. А с учётом того, что им пришлось ещё создавать и своего человека, но не слугу, не подсобного рабочего – как у шумеров, а воина, способного наравне со своими ”богами” бороться за место в этой жизни, этот период их собственного становления на планете ещё более затянулся.

Хаторам, видимо, не составило большого труда выбить остатки шумерских горнодобытчиков с Южно-Американского континента, а далее – начать и свои разработки. И вот здесь хронологическая отметка ”1500 г. до н.э.” как раз и может стать той вехой, когда начал свою работу комплекс Чавин-де-Уантар.

 

Итак, первый этап нашего исследования указал не только на период функционирования нашей станции, но и на его потенциального хозяина - мезоамериканских ”богов”. Но, как известно, последние вели строительство и в Тиуанако, соорудив там базу для воздушной транспортировки в метрополию добытых ископаемых. И что характерно, там оригинально отметилась строительная бригада, оставив каменные изображения своих лиц на стенах Храма каменных голов (снимок слева).

 

Но, точно такие же каменные головы, чуть иного облика-племени, обнаружены и здесь, на стенах Чавин-де-Уантара (2-й и 3-й снимки). И это уже говорит о многом, и в первую очередь – о преемственности традиций, а значит – и о возможном участии мезоамериканских рабочих в строительстве здешнего комплекса.

 

 

Очередным фактом в пользу хаторов, как возможных хозяев Чавин-де-Уантара, служит новая картинка, обнаруженная на одном из его камней (снимок слева). Вверху, у 3-х субъектов, в руках находится ягалёт – этот индивидуальный летательный аппарат. Такие же индЛА находятся в руках и у мезоамериканских воинов (кодекс Zouche-Nuttall, лл. 2, 14, 18, снимок справа), где этот аппарат выполняет уже 2 основные функции: собственно летательного аппарата и оружия. Горнодобывающим рабочим оружие - ни к чему, потому их аппараты и не имеют боевой части – ракетной связки. Но, на всех снимках можно увидеть перьевой плюмаж: то ли на голове, то ли за спинами, то ли – на ягалётах. О важности данного атрибута говорит и то, что этот же перьевой веер остался главным атрибутом у всех поколений американских индейцев. И что интересно, это вовсе не украшение, его древнее функциональное назначение – быть устройством стока электрических зарядов, во множестве образующихся при работе движителя ягалёта. Устройство – нежное, хрупкое, но без этого разрядника – не полетишь! Мне же важно отметить, что индЛА подобной конструкции встречались на Земле только у хаторов, этих ”богов” с Юкатана.

Многие исследователи во множестве отмечают и другие факторы, прямо указывающие на связь Чавин-де-Уантара с юкатанскими аналогами, а потому, считаю, пора уже делать некие промежуточные выводы:

•  ~ в 1500 г. до н.э. в Чавин-де-Уантар было начато строительство поселения;

•  его собственниками, его хозяевами могли быть лишь мезоамериканские ”боги”.

А далее,.. далее я произведу некий вброс информации, которая может показаться надуманной или даже вздорной, но я это сделаю. С тем, чтобы в дальнейшем доказать её единственно верную суть и историческую значимость.

Итак, базовая функциональная формула:

•  Чавин-де-Уантар – это оснащённая средствами радиосвязи и ПВО площадка, предназначенная для вывоза ископаемых воздушным транспортом.

 

Далее…