Часть 2. Ангкор

Итак, перед нами стоит задача: найти Центр ПВО Восточной империи. Когда предстоит проанализировать возможные места Земли, которые, с точки зрения “богов”, могли быть пригодны для размещения такого объекта.

Включаем логику.

В свете того, что не так давно была фактически потеряна громаднейшая территория Хараппской цивилизации, не было смысла что-то там строить заново - хотя бы по 2-м причинам, из-за:

    •   близости шумерского врага и

    •   наличия остаточной радиации.

Оценивая шаг ”богов” по отказу эксплуатации станции дальней космической связи ”Кайлас” (долгота Хараппы - 72.9 град.) и переход на работу с резервной станции ”Гунгашань” (долгота 101.9 град.), я понимал, что свои поиски нужно вести на долготах восточнее 100-101 меридиана.

Территории сегодняшнего Китая – явно не подходили: давно ли там разыгрывались сражения, молчаливым укором которых остались 2 сотни заброшенных пирамид, а память до сих пор хранит всю тяжесть тогдашних военных невзгод и поражений? В результате которых пришлось не только уйти от врага под землю, но и долгое время там скрываться. Так что – нет, не могли “боги” вернуться на места своих пепелищ…

Посмотрим на земли нынешней Юго-Восточной Азии, и в первую очередь – на Вьетнам с его наиболее удалённым восточным побережьем. Причём, будем искать города с большим послужным списком древностей, наличием множества храмов и мест интенсивного религиозного поклонения – вплоть до паломничества.

И среди вьетнамских городов более всего привлекал внимание лишь один - Хюэ, эта бывшая столица императоров династии Нгуен, с его обширным комплексом храмов, рвов, стен, ворот, галерей, помнящих различные периоды вьетнамской истории. Но вот его сооружения… Они имели либо оборонительную функцию, как Цитадель с её сторожевыми башнями и бастионами, либо представительскую – как Дворец совершенной гармонии (Дьен Тай Хоа), служивший местом проведения основных торжеств и приёмов, либо жилую – как Дворец долголетия (Truong Sanh), бывший резиденцией матери короля Ту Дука, либо культовую – как Пагода Небесной Леди или гробница императора Кхай Диня – последняя представлена на 2-х последующих изображениях.

 

 

Но, нам нужен совершенно иной город – служебный, нацеленный лишь для выполнения специфических задач обеспечения безопасности империи. Так что, пойдём дальше…

 

В Лаосе можно бы выделить долину Сиенгкхуанга (Plain of Jars), — местность, расположенную в одноименной провинции, на плато Сиенгкхуанг, что в 15 км от города Понесаван. Долина относится к мегалитической эпохе и всё ещё остается белым пятном в культуре древних народов Индокитая. Примечательно, что на её территории разбросаны более 300 огромных каменных сосудов, словно вросших в землю.

 

 

Известно, что самым древним кувшинам неизвестного до сих пор назначения не менее 2000 лет. Они расположены группами, а вес некоторых сосудов достигает 6 т. И понятно, что здесь искать Центр управления империи - бесполезно, а разгадывать же загадку огромных сосудов – это совершенно иная задача.

 

Индонезия, храм Борободур

Борободур — это самое крупное здесь, в центральной части острова Ява, буддистское святилище, где в камне излагается всё учение великого Будды. По своей значимости он сравним с храмом Ангкор Ват в Камбодже и пагодой в Бирме.

 

Создатели храмового комплекса пытались воспроизвести легендарную гору Меру из древнеиндийской мифологии, её огромную золотую вершину, на которой покоится все мироздание. Боробудур со всем многообразием остроконечных башенок, изображений и статуй Будды и сейчас, по прошествии 12 столетий, выглядит фантастически.

Храм, расположенный на холме, создан в виде многоярусной пирамиды высотой 34 метра. На верхней террасе находятся ступы или святилища, каждое из которых имеет форму колокола. А в центре террасы, на самой её вершине находится главное святилище – ступа диаметром 15 м.

 

 

Строительство пирамиды, как полагают, было осуществлено в 778 — 856 гг. н.э. династией Саилендара, но она не долго действовала по своему назначению. Всего лишь спустя 200 лет, после извержения вулкана Мерапи, весь храм был засыпан вулканическим пеплом и был полностью заброшен. Впрочем, и буддизм на Яве тоже постепенно утрачивал свое влияние и заменялся индуизмом. А комплекс с каждым годом всё больше разрушался под действием ветров и муссонных дождей, и всё сильнее разрастались окружавшие его леса.

Ныне восстановленный храм имеет и свою особенность: во время недавней реставрации не стали откапывать его нижнюю террасу, она так и осталась под землей. Там находятся барельефы, изображающие дьявольские страсти и раздоры. И полагают, что их сознательно оставили под землей. Ведь прежде, чем войти в храм, паломник должен похоронить в себе все низменные чувства и желания, очиститься от земной суеты.

 

Другим, не менее значимым храмовым сооружением на Яве является комплекс Прамбанан.

К началу IX века здесь утвердилась династия раджей-шиваитов Санджаи. Те считали себя земным воплощением Шивы и, подобно своим предшественникам буддистам, вели грандиозное храмовое строительство, призванное укрепить авторитет новой династии. Так, вслед за буддийскими памятниками на Яве, появились многочисленные сооружения, посвященные культу Шивы. А здесь, в Прамбанане, близ своей резиденции, раджа Синдок воздвиг величественный храмовый комплекс, который стал главным святилищем шиваитов, подобно тому, как Боробудур являлся центральной святыней буддистов.

 

 

В центре ансамбля находится огромный храм Шивы, сооружение - напоминающее каменную гору, квадратное в плане и увенчанное большой ступой. Высота храма — 47 м, размеры основания — 34 x 34 м. Облик этой многоярусной башни напоминает северо-индийские храмы. Она стоит на высокой террасе и опоясана открытой галереей, на которую ведут четыре крутые лестницы, ориентированные по сторонам света. Вдоль галереи тянется каменная балюстрада, по верху которой установлен ряд небольших декоративных ступ. Стены галереи покрыты рельефами на темы древнеиндийского эпоса Рамаяна.

К сожалению, комплекс Прамбанан дошёл до наших дней с большими разрушениями. Еще в XVI веке он сильно пострадал от землетрясения, которые на Яве не редкость. А землетрясение 1880 года, сопровождавшееся извержением вулкана Мерапи, окончательно превратило памятник в груду камней. Но, благодаря реставрационным работам, ведущимся уже много лет, сегодня полностью реставрирован как храм Шивы, так и несколько других сооружений.

 

Мьянма (Бирма)

Мьянму называют "Золотой страной" или "Страной золотых пагод", число которых здесь насчитывается около 2,5 тысяч. По сути дела, всё государство является одним огромным археологическим заповедником, в котором хорошо сохранились следы древнейших цивилизаций. За тысячелетнюю историю Мьянмы здесь трижды создавались могучие империи, а в их старых столицах до сих пор видны следы былого величия - сотни храмов сохранились, но ещё больше превратились в руины. Вид обрушенных стен и обломков гигантских статуй, захваченных джунглями, производит неизгладимое впечатление.

 

 

В Янгоне, столице Мьянмы, главной достопримечательностью города является знаменитая пагода Шведагон. Построенная ориентировочно в V в. до н. э. (в современном виде известна с XVIII в.), она расположена на вершине холма в окружении огромного количества пагод, статуй, храмов, ступ и павильонов, украшенных витиеватой резьбой. Любой здешний гид тут же сообщит, что высота этого грандиозного сооружения составляет 110 метров, что на украшение пагоды израсходовано 8 тыс. золотых листов, 5 тыс. алмазов и 2 тыс. драгоценных и полудрагоценных камней, и что здесь хранятся 4 волоса Будды.

 

Другой известностью в Мьянме пользуется Баган (Bagan) - это одна из самых замечательных археологических достопримечательностей в мире, где около 5 тыс. прекрасно сохранившихся храмов, ступ пагод сосредоточены на площади около 42 кв. км, свидетельствуя о величии и значимости города, королевства, династии. Где волшебство сосредоточения древних храмов, раскинутых, насколько может видеть глаз, вдохновляет посетителей Мьянмы уже более 1000 лет.

 

 

Основанный в IX веке на берегу реки Иравади, как столица бирманской империи, Баган – этот "город пагод и храмов", не единожды подвергался военным разрушениям и только в наше время почти полностью восстановлен.

 

Но вот мы уже в древней столице Таиланда Аюттха́я (Аю́тия, Аюдхая, Аюттайя, коорд: 14.345458, 100.59245 град.). Город, основанный в 1350 г., был одним из крупнейших на Земле: в нём, до разрушения бирманской армией в 1767г., проживало более 1 млн. человек. И в городе существовало и существует поныне множество древних храмов, которые вполне могли отвечать нашей задаче. Это и храм Wat Thammikkarat с центральным элементом в виде ступы, окруженной фигурами львов, это и такие выдающиеся храмы, как Wat Nok, Wat Phra Mahathat, Wat Ratchaburana или Wat Mahathat. Но, пожалуй, самым выдающимся и запоминающимся сооружением Аюттхаи является храм Wat Chai Watthanaram.

 

 

Историк Prince Damrong Rachanuphap отметил, что его архитектура подобна Angkor Wat и, возможно, весь храм был построен, чтобы ознаменовать военную победу над Камбоджей. Этот храм состоит из главного пранга (башня кхмерского типа) 35-метровой высоты и 4-х меньших прангов, все они стоят на одном фундаменте и окружены 8-ю меньшими прангами и галереей.

На будущее необходимо отметить, что Аютхайя получил своё наименование в честь другого поселения – северо-индийского города Айодхьи, места рождения Рамы – этого величайшего божественного полководца.
Которого почитают в индуизме как седьмую аватару Вишну. Большинство индуистов считают Раму реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим Восточной империей. А здесь, в Аютхайе, видимо следуя какой-то древней традиции, множество правящих представителей царских династий Сиама тоже брали себе это божественное имя – Рама.

 

Камбоджа, Ангкор

К западу от столицы Камбоджи - Пномпеня - находится бесценное сокровище кхмерской культуры - храмовый комплекс Ангкор. Его размеры не просто грандиозны – они вообще поражают воображение: располагаясь вблизи северного берега озера Тонлесап, Ангкор растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км - с севера на юг.

Считается, что грандиозный памятник, насчитывающий около 100 сохранившихся храмов, дворцов, множество водохранилищ и каналов, был сооружен в период расцвета феодального государства кхмеров.

И этот официальный "Ангкорский период" охватывает семь веков, начавшись в 802 г., когда король Джаяварман II провёл ритуал на священной горе Кулен и провозгласил себя королём-богом, и закончившись в 1432 г., когда кхмеры под натиском тайцев оставили Ангкор и перенесли столицу на берега Меконга в Пномпень. И уж тем более главенствует ”официальное мнение”, что основные храмы Ангкора – сердцевина этого гигантского храмового комплекса, были возведены всё тем же королем Джаяварманом II в период 1113-1150 годов, когда на долю всех последующих королей оставалось лишь дополнять этот комплекс новыми храмовыми дворцами. И эта история ангкорского периода была восстановлена при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах в пределах границ прежней империи.

 

 

Сведения о прекрасном каменном городе, затерянном в джунглях, долгое время оставались неизвестными в Европе. Лишь в 1601 году путешественник Марцелло де Рибаденейра писал: “Есть в Камбодже руины древнего города, который, утверждают некоторые, был построен римлянами или Александром Великим”. Испанский миссионер Кристоваль де Жак несколькими годами позже свидетельствовал: “Существует в Камбодже, в лесных дебрях, город со множеством зданий, его окружает высокая и мощная стена, зубцы которой изображают единорогов, слонов, тигров...” Правда, 3-мя веками ранее, китайский дипломат Чжу Де Гуан, в донесении своему императору, сообщает об Ангкоре. Но широкой публике текст донесения долгое время оставался неизвестным, и лишь в 1902 году этот замечательный документ увидел свет, а мир - услышал самый неожиданный голос, молчавший 7 веков. Удивительная цивилизация кхмеров, считавшаяся недосягаемой, ожила перед всеми во всем своем великолепии. Это рассказ, длиной почти в 10 000 слов, описал душу затерянного королевства Ангкор.

Следующий, о ком необходимо сказать, это - французский натуралист Анри Муо, в 1861 году заново открывший Ангкор после нескольких столетий забвения. Он писал: “Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира”.

Нельзя не сказать и о другом выдающемся французе – архитекторе из 20-го столетия Анри Маршале, для которого затерянный город Ангкор оказался не слухом, а ошеломляющей реальностью. Это были столь величественные развалины, останки строений, которые были возведены ценой таких трудов, что невозможно было не ощутить восхищения при взгляде на них. Когда невольно возникал вопрос: что стало с этой могущественной расой, создавшей это чудо, столь цивилизованной, столь просвёщенной? И эти чувства, видимо, и определили дальнейшую позицию Маршаля, когда он посвятил всю свою дальнейшую жизнь изучению и сохранению храмов Ангкора.

 

Итак, официоз утверждает, что Ангкор - это древний город-храм, сооруженный по приказу правителя империи. А до сегодняшнего дня дошли только храмовые постройки, потому что они, мол, выполнены из камня. Сам древний город, к сожалению, не сохранился, потому что жилые дома, якобы, строились из дерева, что не позволило им сохраниться до наших дней.

Не могло быть такого, что все были согласны с “официальной” версией сооружения Ангкора. А его древние храмы уже не один десяток лет остаются загадкой не только для туристов и путешественников со всего мира, но и для учёных-исследователей. Кто построил все эти сказочные храмы, как удалось воздвигнуть всю эту красоту в центре джунглей, почему древний Ангкор был покинут жителями - это те вопросы, которые возникают даже у самых обычных посетителей Ангкора.

Простые кхмеры, например, уверены, что Ангкор был создан не человеческими руками. Его построили, утверждает древняя легенда, сами божественные ангелы - по приказу великого Индры, этого могущественного царя богов. Согласно этой легенде блистательный Индра пожелал, чтобы наследником короля Камбоджи стал человек божественного происхождения, его земной сын. И вот когда прекрасный дворец был построен, Индра снизошёл на землю и торжественно возвёл своего сына на трон страны кхмеров.

 

Не обошла Ангкор стороной и модная сегодня астрономическая версия. Так, по представлению Грэма Хэнкока, расположение храмов Ангкора соответствует картине звёздного неба, а именно рисунку созвездия Дракона – не много, не мало – на рассвет дня весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э. И что эта дата соответствует началу строительства храмового комплекса.

А вот француз Поль Клодель, возражая, утверждает, что в Драконе нет такой звезды, которая бы проецировалась на Ангкор-Тхом. На самом же деле Ангкор-Тхом и его центр — Байон — проецируют северный полюс эклиптики. А вследствие прецессии нет единственной звезды, которая бы в любую эпоху или эру показывала бы точно на север. Вместо этого мы имеем целое кольцо звёзд, а в нём — Полярная, Тубан, Вега, Денеб - все они по очереди занимают место над северным полюсом нашей планеты, один раз за прецессионный цикл в 26 тысяч лет.

Наверное, этот факт и лёг в основу гипотезы других известных исследователей - Джорджо де Сантильяны и Герты фон Дехехенд, которые утверждают, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. А в её обоснование уже заложена другая известная версия – нумерологическая.

 

Я же надеюсь подвести читателя к своей – собственной версии создания храмов Ангкора, но сделав это, не торопясь, логически выверенно. А сейчас у нас на очереди новый информационный объём, с которым нам предстоит познакомиться – это храмы Ангкора!

 

Далее...